Неправительственный сектор как средство давления на геополитических конкурентов
В последние годы CША уделяют большое внимание странам Центральной Азии, но все понимают, что Америка никак не заинтересована в социально-экономическом развитии региона, у них другая цель. США рассматривают Центральноазиатский регион как источник проблем для РФ и плацдарм для давления на Китай. Одним из главных политических оружий государства выступают американские неправительственные организации (НПО).
За много лет независимости Кыргызстана НПО в стране стали чем–то вроде закрытого бизнес–клуба. Финансовые потоки, которые проходят через них, сопоставимы с доходами крупных предприятий. Ежегодно выделяются деньги на совершенствование судебной системы, развитие, свободу СМИ и НПО.
Крупные суммы денег переводят такие международные организации, как ОБСЕ, Националный фонд развития демократии, «Фонд Сорос-Кыргызстан», представительство в Кыргызстане «Фридом Хаус», посольство Швейцарии в Кыргызстане, «Ассоциация развития гражданского общества» («АРГО»), голландский «Фонд Хивос», посольство Великобритании в Кыргызстане, «Фонд Евразия в Центральной Азии, германский «Институт открытого общества» и всеми «любимое» агентство США по международному развитию (USAID). Это всего лишь десятая часть международных организаций, финансирующих кыргызстанские НПО. На самом деле их гораздо больше.
Только в 2019 году USAID на поддержание своей деятельности запросило у Конгресса 16,8 млрд. долларов, что на 1,3 млрд. долларов больше, чем было в 2018 году. Увеличение финансирования в ЦАР объясняется растущим негативным влиянием РФ и Китая во многих регионах, в том числе на территории стран Центральной Азии.
Стоит отметить, что на прошлой неделе в Кыргызстане прошло обсуждение поправок к закону, которые должны усилить контроль властей над работой НПО, чья политическая активность выросла в течение последнего года. Среди примеров – дело Равшана Жээнбекова, участника некоммерческого сектора республики. Именно он в декабре был арестован в связи с беспорядками 2019 года в Бишкеке и Кой-Таше. Тогда пострадали сотни человек, включая бойцов спецназа, полицейских и сторонников оппозиции.
По итогам этих событий в конце декабря в Парламент Кыргызстана был внесен пакет законодательных поправок, регламентирующих контроль над НПО, а в январе 2020 года Вашингтон внес Кыргызстан в список стран, для граждан которых ограничена выдача иммиграционных виз. Сами НПО отреагировали отрицательно на законопроект и заявили, что его принятие недопустимо.
Надо отметить, что ни одна неправительственная организация не рассказывает открыто, на что направлены донорские гранты. Если бы подобные проекты работали для достижения обозначенных целей, Кыргызстан давно бы превратился в великую державу. Однако поступающие средства не направляются на решение проблем уязвимых слоев населения и социальных вопросов. Направляются деньги исключительно на организацию провокационных действий. Поэтому общественность должна четко знать, какую деятельность ведут НПО и кем являются те, кто их финансирует. Сейчас в Кыргызстане по деятельности неправительственных организаций нет никакой информации.
Получается, что реальная причина беспокойства НПО – это прозрачность их деятельности и ограничение возможных манипуляций с их стороны. В новых условиях НПО будут вынуждены прописывать в документах реальные задачи или для прикрытия осуществлять двойной объем работ, совмещая реальную и декларируемую деятельность. Так или иначе, но обман новой системы, как минимум, потребует усилий от организаций, получающих иностранные средства. Обществу же и власти – будет гораздо проще следить за деятельностью западных НПО.
Новую редакцию закона об НПО в Кыргызстане пытаются принять не первый год. В каждом случае принятию новых актов мешали протесты неправительственного сектора и давление США.
Однако события 2019 года показали, что бесконтрольность НПО, их превращение в своего рода государство в государстве чревато политическими проблемами, а именно массовыми протестами, которые завершились человеческими жертвами.
За последние 3 года одна только организация «Бир дуйно Кыргызстан» потратила 1 млн 775 долларов. Неизвестно, что такого полезного сделала данная организация на эти средства. Если бы эта организация решила на эти деньги социальные вопросы, тогда бы можно было избавиться от многих проблем. Такие примеры можно приводить бесконечно. Если бы каждая неправительственная организация направляла получаемые от зарубежных стран гранты на интересы Кыргызстана, тогда к этому времени у республики был бы шанс превратиться в развитую страну. К сожалению, они, наоборот, нарушают стабильность в стране и пытаются создать угрозу государственной безопасности.
Таким образом, НПО — это просто один из методов зарабатывания денег. Они выполняют задания своих заказчиков-доноров, после чего имеют огромную прибыль.
Остается только надеяться, что со временем деятельность этих неправительственных секторов будет приостановлена. В свою очередь руководству Кыргызстана необходимо эффективнее оппонировать западным НПО, чтобы стабильность в стране не пошла вразнос, как это произошло уже в некоторых странах постсоветского пространства.