Австралийским властям удалось решить проблему коренных жителей страны. Как заявляет официальная Канберра, об этом лишний раз говорит то, что в 2010 году впервые в истории страны депутатом парламента стал коренной австралиец Кен Вуат.
Напомним, что на момент прибытия европейцев в Австралию (1788 год) численность аборигенов составляла до 700 тысяч человек (более 500 разных племен, говоривших более чем на 200 языках). К 1921 году их насчитывалось всего 60 тысяч человек. Сначала их вообще не считали за людей. Колонизация сопровождалась сознательным истреблением аборигенов, вытеснением их в экологически неблагоприятные пустынные районы. Ситуацию усугубили завезенные эпидемии и алкоголь.
Правда, белым это все вернулось бумерангом в виде повышенного уровня преступности среди оставшихся аборигенов, которые всячески вредили фермерам, захватившим их земли.
Но сегодня положение заметно изменилось. Немалую роль в этом играет то, что государство и общественные организации уделяют помощи коренным жителям большое внимание. В свою очередь, стремительно растет численность австралийских аборигенов: так, в 2001 году их уже насчитывалось 437 тысяч человек.
Ограниченные меры по их защите власти стали принимать лишь с конца XIX века. В частности, для них были созданы охраняемые властями резервации, а после Второй мировой войны стали предоставлять им материальную и медицинскую помощь.
Не в последнюю очередь на проблему аборигенов обратили внимание благодаря их добровольному участию в Первой и Второй мировой войнах. Тогда в спецназе австралийской армии геройски сражались сотни разведчиков-аборигенов. Их подвиги вызвали к ним у белых австралийцев неподдельное чувство уважения.
Примерно в то же самое время коренные жители начали борьбу за свои права. В 1930-е годы они впервые обратились в Верховный суд Великобритании. Как оказалось, их жалобы порой имели под собой реальные основания. Так, в 1934 году было установлено, что на аборигенов списывали убийства, совершенные белыми.
А в 1938 году они провели первую акцию протеста, посвященную 150-летию прибытия британских моряков в Австралию. Однако ключевые достижения в борьбе за свои права были сделаны ими гораздо позже, в 1960-е годы: в 1962 году они получили право голоса, с 1966 года протестовали против меньшей по сравнению с белыми оплаты труда, с 1967 года получили право выбирать в органы власти своих представителей.
В 1967 году на всенародном референдуме утвердили право аборигенов на австралийское гражданство. А с конца 1960-х годов развивается движение за возрождение культурной самобытности, а также за предоставление юридических прав на земли. Сегодня во многих штатах законы предоставляют земли резерваций в коллективное владение аборигенам на условиях самоуправления, а также предусматривают охрану их культурного наследия.
Ключевой датой признания своих прав аборигены считают 1985 год, когда правительство возвратило им в собственность скалу Улуру в пустынном Аутбеке. Для многих из них это более чем священное место, являющееся, по их верованиям, дверью между миром людей и духов.
В 1989 году коренные австралийцы получили право на самоуправление. В 1992 году Высокий суд Австралии признал незаконность гонений аборигенов с так называемой "ничейной земли". Такой формулировкой приезжие пользовались для ее захвата: если не было на ней землепользования в классическом представлении, то она считалась "ничейной" и ее можно было занимать.
Но особенно неприятно для австралийцев напоминание о печальной судьбе тасманийцев. Не случайно, местные власти порой выступают в качестве локомотива по предоставлению аборигенам дополнительных прав.
13 августа 1997 года парламент Тасмании принял Заявление об извинении, покаявшись перед аборигенами за былую политику изъятия детей из их семей. Власти и миссионеры помещали их "на перевоспитание" в специальные детские дома. Подобная практика применялась до 1972 года включительно.
В 2005 году власти Тасмании приняли новый Закон о землях аборигенов (Aboriginal Lands Act), позволяющий избрать Совет земель аборигенов. Но, по сути, выбирать и быть избранным уже было некому. Этим правом смогли воспользоваться лишь потомки смешанных браков, поскольку последние коренные тасманийцы умерли или были истреблены к концу XIX века.
В ноябре 2006 года Тасмания первым из австралийских штатов начала выплачивать компенсации "украденному поколению". Правда, ими смогли воспользоваться менее 40 потомков аборигенов, каждый из которых получил в среднем по 100 тысяч долларов США.
Следуя по "стопам тасманийской администрации", в 1999 году австралийский парламент повинился за жестокое обращение с коренными австралийцами, назвав его "самой ущербной главой в нашей национальной истории". Через год, в 2001 году, правительство провело церемонию примирения с аборигенами в Канберре.
В 2006 году, не без участия австралийского правительства, в прокат вышел нашумевший фильм "Десять лодок", посвященный жизни аборигенов и отмеченный особой премией Каннского фестиваля. А в 2007 году в стране появилось Национальное телевидение аборигенов Австралии, позволяющее с помощью телеуроков изучать языки аборигенов.
Как бы там ни было, но через год, 13 февраля 2008 года, официальные извинения украденным поколениям от имени правительства Австралии принесла премьер-министр Кевин Радд.
Теперь же, после проведения в Палату представителей Кена Вуата, ставшего первым коренным австралийцем депутатом парламента, многие в Канберре уверовали в то, что проблема аборигенов решена. Но так ли это?
Уже хорошо то, что многие австралийцы стали просто хотя бы понимать коренных жителей Зеленого континента. Они же, по общему признанию, научили белых австралийцев жить в гармонии с природой и любить ее. Изучение жизни аборигенов позволяет современному человеку обучиться искусству выживания там, где, казалось бы, жить невозможно, доставать воду оттуда, где ее, казалось бы, нет, а еду — в таких условиях, в которых он бы не просуществовал и пары дней.
Это отчасти объясняет то, что эти дети природы никогда не стремились к прогрессу. Все, что им нужно было для жизни, давным-давно изобрели их предки — те же копья и бумеранги, по сути, являющиеся главным и единственным техническим открытием аборигенов.
Сейчас в местах компактного проживания аборигенов власти строят специальное жилье, туда направляют дополнительные силы полиции и медицинского персонала, задабривают аборигенов деньгами. Но, тем не менее, по уровню доходов аборигены на 40 процентов отстают от белых австралийцев. Что не мешает шутить последним на тему, что многие из них о таком даже не мечтали.
Наглядным доказательством тому, что властям Австралии удалось изменить жизнь аборигенов к лучшему, служат примеры успешных людей из их числа, известных на весь мир. Среди них следует отметить художника Альберта Наматжира, писателя Дэвида Юнайпона, футболиста Дэвида Виррпанда, телеведущего Эрни Динго, актера Дэвида Гулпилила, певицу Джессику Мобой.
Между тем, как с грустью свидетельствуют занимающиеся проблемой аборигенов Австралии эксперты, большинство из них не хотят интегрироваться в систему белых и не принимают нового их лозунга: "Единственная религия белого человека — работа".
Остается также другой вопрос: кто вернет коренным австралийцам утраченную культуру? Сегодня уже редко встретишь среди них тех, кто занимается традиционными способами жизнедеятельности (охота, рыболовство, собирательство и ручное земледелие) и соблюдает традиционные религиозные обряды. Те же христианские миссионеры немало постарались над тем, чтобы обратить их протестантство и католичество и лишить их родного языка.
Сергей Балмасов Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|