И пушки купим за границей
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков встретился в Сочи с министром обороны Италии Игнацио Ла Руссой и сообщил тому, что в настоящее время уже достигнута договоренность о приобретении десяти итальянских многофункциональных бронемашин «Рысь». Военные бронеавтомобили, как считают в военном ведомстве России, делать мы не умеем, поэтому будем закупать их у Италии. Десантные корабли и солдатскую амуницию приобретем у Франции, а пушки, возможно, у Германии.
Более того, как неоднократно говорилось на самых различных уровнях, все решено и в вопросе о создании СП по выпуску «Рысей» - модификации одной из боевых машин фирмы «Ивеко». Совместное предприятие будто бы уже строится на базе завода КамАЗ. И как бы уже обговорен заказ на закупку нескольких сотен бронемашин «Ивеко-Рысь» для Сухопутных войск России. Все это носит якобы предположительный характер, но люди знающие утверждают: процесс идет давно, и он необратим.
Однако по нынешнему законодательству даже скрепку для ротной канцелярии нельзя закупить без обязательного тендера, то есть конкурса, в котором должно быть учтено все: и дешевизна производства, и функциональность, и многое другое. Выигрывают те, кто предлагает продукцию, побеждающую в соотношении цена-качество. Впрочем, на деле не все так благостно. И не все – в полном соответствии с законом. Зачастую тендеры выигрывали те, кто умел заранее со всеми договориться и кому-то «проплатить». О пересмотре существующей системы госзакупок вынужден был заявить даже Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию.
Вот что сказал президент: «Я не буду сейчас «демонизировать» известный всем 94-й закон, его все критикуют, но ситуация действительно уже вышла за грань разумного. Заложенные в нем цели, к сожалению, во многом остались декларациями.
По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей.
Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках – более продуманной и более современной». Глава государства уверен: обо всех планируемых открытых закупках должно быть известно заранее. На специальном интернет-портале нужно предварительно публиковать информацию о таких планах с возможностью обратной связи с компаниями относительно их заинтересованности в торгах, а также мнения экспертов об адекватности этих планов современным требованиям и рыночным ценовым условиям. Это – о закупках, но Д. Медведев уделил особое внимание и проблемам обороны страны: «Сегодня перед нами стоит фундаментальная задача создания новой высокотехнологичной мобильной армии. Мы идем на то, чтобы потратить на эти цели более 20 триллионов рублей. Это большие деньги. Но такие вложения вдвойне эффективны, если в итоге дадут нам технологии так называемого двойного назначения – помогут модернизировать производство и развивать фундаментальные и прикладные исследования и университетскую науку.
Поэтому мы создаем специальную структуру, которая будет заниматься поиском и разработкой прорывных технологий для «оборонки». Такие структуры, вы знаете, есть в других странах. Рассчитываем, что многие из них найдут применение в повседневной жизни».
Президент высказался о концептуально важных вещах. Закон о госзакупках плох, его надо менять, но сейчас это закон, который требуется соблюдать. Либо отменить полностью и перейти на директивные решения по закупке неких критически важных для страны технологий. Однако в существующих системах правовых координат решение о закупке новых бронемашин для Российской армии в любом случае необходимо было проводить только по результатам конкурса. А не на основании личного мнения, пусть и очень авторитетного. «Мистраль» тоже хотели купить, исходя из политической целесообразности.
Ведь политическое решение уже было принято еще два года назад, сотни миллионов евро из отечественного бюджета загодя зарезервировали. Вовремя про закон успели вспомнить: формально, но тендер объявили. Кто победит – понятно всем, скоро об этом объявят. Но победит ведь по закону…
Что мешало объявить тендер на закупку новой легкой бронетехники для Сухопутных войск? Да ничто! Просто ни одна западная бронемашина не способна даже сейчас обыграть в открытом конкурсе машину российскую.
Нет в мире лучших бронетранспортеров, чем БТР-80. Ну, нет, хоть ты тресни, даже в США! Именно по критерию цена/качество. Нет и бронемашин лучше, чем «Тигр» и «Волк». Итальянская «Рысь» - котенок по сравнению с русским «волчарой». Один из очень высокопоставленных гражданских чиновников военного министерства России прямо сказал: не мы решили вопрос с итальянскими машинами, а те, у кого деньги есть, они запустили совместное предприятие - может быть, и к лучшему. Вполне может так оно и будет. Россия получит иностранные бронемашины, получит технологию. О важности приобретения прорывных технологий Д. Медведев тоже сказал более чем ясно. Но как быть с законом? И еще вопрос: а является ли технология сборки бронированной «Ивеко» по-настоящему революционной?
Закупка итальянских бронемашин, хоть и планируется в интересах армии, но закрытой «совсекретной» сделкой не является. И если менять 94-й закон все-таки сложно, то ничто не мешает уже сейчас организовать специальный интернет-портал, о котором опять же говорил президент, и профессионально обсудить на нем плюсы и минусы планируемой сделки. Ведь в итоге все равно придется платить за купленные иномарки из бюджета, то есть из нашего с вами кармана.
А теперь - о пушках. Оказывается, и здесь мы катастрофически отстаем от мирового уровня. Если верить весьма компетентным источникам из ОПК, ведутся переговоры с итальянской фирмой «ОТО Мелара» по закупке артиллерийских установок среднего калибра для ВМФ РФ и Сухопутных войск. Естественно, с приобретением технологии производства орудийных стволов. Помимо этого на салоне вооружений «Евросатори-2010», проходившем летом во Франции, руководство Минобороны очень даже интересовалось продукцией немецкой корпорации «Рейнметалл». Есть вероятность, что и тяжелые танковые пушки мы станем закупать на Западе.
В принципе, ничего порочного в таком подходе к оснащению своей армии лучшими в мире образцами вооружения нет. Имперская Россия, которую «мы потеряли» в 1917-м, ничего в технологическом плане Советской России не оставила. И мы просто вынуждены были закупать целые заводы и новейшие технологии за рубежом. Народ это понимал и принимал. А Советский Союз как раз оставил уникальное наследство в сфере ВПК. Где все это? Кто виноват в утрате критических технологий? Войны мировой все-таки не было, все прошедшие со времен распада СССР годы Российская Федерация была управляема.
Может быть, все-таки можно выяснить, кто персонально доуправлялся до того, что мы вынуждены закупать то, в чем не столь уж и давно были мировыми лидерами?
Надо думать, что управленцы сии — люди не бедные. Так вот, пусть они и оплачивают из своего кармана внеконкурсные закупки авианосцев, бронемашин, пушек и беспилотных летательных аппаратов для оснащения той Российской армии, которая видится едва ли не самой высокотехнологичной в мире.
Как сегодня говорят, Запад совершенно не испугал намек на возможную новую гонку вооружений, о чем сказал президент России в том же послании. Д. Медведев заявил, что именно так и произойдет, если не удастся договориться о совместной глобальной системе противоракетной обороны. На это же косвенно указал и В. Путин в своем интервью Ларри Кингу, сказав: если США не ратифицируют договор по СНВ, Россия просто обязана будет обеспечивать свою безопасность всеми возможными способами.
Наращивать свою оборону за счет импортных вооружений?..
Специально для Столетия Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|