Настоящим приоритетом для государства по-прежнему остаются интересы монополий
Рост пенсий и социальных пособий создает впечатление, что именно социальная сфера является главным приоритетом для власти. Однако опережающий рост монопольных и коммунальных тарифов заставляет усомниться в приоритете социальных вопросов. Вчера правительство РФ и Федеральная служба по тарифам снова определили, что в ближайшие три года коммунальные и монопольные услуги будут дорожать со значительным опережением инфляции. Предел подорожания электроэнергии для населения установлен на 2011 год в 10%, а тепла в 14%. Услуги ЖКХ в расчете на квадратный метр жилья будут дорожать почти на 9%, тогда как средний рост цен ожидается на уровне 6–7%. Эксперты объясняют тарифный перекос в пользу монополий тем, что в России ими владеет полностью или частично само государство.
Вчера правление Федеральной службы по тарифам утвердило предельный рост тарифов на электроэнергию для населения на 2011 год в размере 10% в среднем по стране. Максимальный рост тарифов по теплоснабжению на будущий год служба Сергея Новикова установила на уровне 14%. Днем ранее премьер-министр Владимир Путин утвердил федеральные стандарты оплаты жилья и в целом всех коммунальных услуг как в среднем по России, так и по отдельным субъектам РФ на 2011–2013 годы. В среднем по стране предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья составит в 2011 году чуть более 81 руб. в месяц, в 2012 году – около 88 руб. в месяц, а в 2013 году – 96 руб. в месяц. Таким образом, россиян ожидает в течение ближайших трех лет ежегодное подорожание услуг ЖКХ на 8,6%. Для сравнения: на ближайшую трехлетку власти запланировали инфляцию на уровне 6–7% и даже ниже. То есть власти официально разрешили монополиям повышать тарифы со значительным опережением темпов инфляции.
Предельная стоимость коммунальных услуг в столице составит почти 120 руб. за 1 кв. м за каждый месяц 2011 года. В 2012 году – около 130 руб. в месяц, в 2013 году – примерно 141 руб. в месяц. Причем столичные услуги ЖКХ отнюдь не самые дорогие в стране. Куда больше предстоит ежемесячно платить за квартиру жителям Чукотки. Здесь предельный уровень тарифа установлен в 396 руб. в месяц на 1 кв. м в 2011 году, более 430 руб. в месяц в 2012 году и примерно 468 руб. в месяц в 2013 году. Самыми дешевыми коммунальные услуги будут в Чувашии: тарифный потолок установлен на уровне около 55 руб. в месяц за метр в 2011 году, около 59 руб. в месяц в 2012 году и почти 65 руб. в месяц в 2013 году.
Заметим, что последние несколько лет в России постоянно повышались коммунальные тарифы, причем с явным опережением темпов инфляции. Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, власти говорят о защите интересов населения и о поддержке малоимущих граждан. В доказательство приводятся факты роста пенсий и сокращения доли неимущих граждан. Но, с другой стороны, в последние годы не было случая, чтобы рост монопольных или коммунальных тарифов оказался бы ниже официальной инфляции. Это означает, что доходы систематически перераспределяются в пользу монополий и непрозрачных коммунальных предприятий. Так, в 2006 году услуги ЖКХ подорожали почти на 18%, тогда как средний рост цен составил всего 9%. Далее рост цен на коммунальные услуги продолжился. В 2007 году тарифы для населения в среднем по России подскочили на 14% при инфляции 11,9%. В 2008 году – еще на 16,4% при инфляции 13,3%. В 2009 году – на 19,6% при инфляции 8,8%. За первые девять месяцев 2010 года рост стоимости жилищно-коммунальных услуг в среднем по стране составил 12,2% при инфляции за этот период 6%.
Тенденция явная и оттого пугающая. И, видимо, ничто ее не переломит. Ведь, например, «Сценарные условия функционирования экономики РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», разработанные в Минэкономразвития, предполагают дальнейший прирост цен на услуги ЖКХ. По итогам 2010 года он предположительно составит 13,5%, в 2011 году – 12,8%, в 2012 году – 11,9% и 10,3% в 2013 году.
Рост монопольных и коммунальных тарифов объясняется планами модернизации инфраструктуры, которая отличается высокой изношенностью основных фондов. «Рост тарифов обосновывает Федеральная служба по тарифам, которая их и формирует. Для повышения тарифов даже на одну копейку необходимы основания и результаты исследований, которые доказывают необходимость роста. В самих тарифах заложены средства на модернизацию, которую проводят генерирующие компании в рамках разработанных инвестиционных программ», – объясняет директор по маркетингу инжиниринговой компании «Р.В.С» Ирина Кутаева. При этом, по словам гендиректора «Энерго-Сервисной компании» Геннадия Иванова, сами представители коммунальных структур оправдывают увеличение платежей тем, что изначально ставки были занижены и полученных сумм просто не хватает на обеспечение нормального функционирования системы.
Социальные выплаты съедаются повышенными тарифами. Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
|
Однако большинство независимых экспертов обращают внимание на то, что на самом деле кардинальных изменений в лучшую сторону в коммунальной сфере до сих пор не произошло. Постоянное повышение тарифов не поспособствовало явному сокращению износов основных фондов энергогенерирующих и энергоснабжающих предприятий, уверены эксперты. «Одна из проблем российского ЖКХ – нездоровая взаимосвязь между тарифом и качеством услуг: высокий тариф не является причиной высокой эффективности, а низкая эффективность является причиной высокого тарифа», – поясняет Иванов. «Повышение тарифов лишь увеличивает доходную часть бюджетов предприятий этих отраслей», – соглашается ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев.
Эксперты считают: тарифный перекос в пользу не населения, а монополий имеет очень простое объяснение. «Очевидный приоритет запросов монополий и коммунального сектора, который выражается в постоянном повышении тарифов, объясняется тем, что большинство естественных монополий принадлежат самому государству (по крайней мере оно имеет в них существенную долю)», – отмечает Иванов.
Однако в последнее время обсуждается еще одно объяснение. Некоторые эксперты не исключают, что, повышая тарифы, власти косвенно ограничивают спрос на импорт. «Возможно, таким способом власть хочет улучшить внешнеторговое сальдо. Деньги идут монополиям, то есть изымаются с потребительского рынка, значительную долю которого составляет импорт. Высокие тарифы – значит, люди купят меньше американских окорочков и китайской одежды. Той же гречки придется меньше закупать у Китая», – рассуждает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. Политический шаг – увеличить доходы. Экономический шаг – оставить эти деньги в стране.
«Рост тарифов можно остановить только аудитом на стадии их формирования и технико-экономического обоснования, проведением тщательной проверки расходов предшествующего периода. Но для таких мер нужна политическая воля», – резюмирует Ширяев. В то же время некоторые эксперты считают, что тарифы ЖКХ не будут расти бесконечно. «Предел роста все-таки есть. Его можно увидеть, пересчитав цены, существующие в ЕС, по текущему курсу рубля. Ситуация, когда цены в России превысят тарифы в ЕС, вряд ли возможна», – уверен гендиректор российского отделения Testo AG Иван Соколов.
Рост монопольных и коммунальных тарифов постоянно опережает уровень инфляции |
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г.* |
2011 г.* |
Инфляция, в % |
9 |
11,9 |
13,3 |
8,8 |
8–9 |
6–7 |
Рост цен на электроэнергию для населения, в % |
16,7 |
13 |
14 |
25 |
10 |
10 |
Рост цен на газ для населения, в % |
11,9 |
15 |
25 |
15 |
26,6 |
17,1 |
Рост цен на услуги ЖКХ (в среднем по стране), в % |
17,9 |
14 |
16,4 |
19,6 |
13,5 |
12,8 |
Рост цен на услуги ЖКХ (в Москве), в % |
25 |
18 |
18,5 |
25,2 |
25 |
15–20 |
*Прогноз. Источники: Росстат, Минэкономразвития |
Где наши деньги, гады?!
08 октября, 02:35 | Татьяна СОЛЯНАЯ
На двери моего подъезда изменился текст объявления с предложением установки счетчиков воды. Неизменной осталась приписка, которую кто-то из жильцов снова вывел фломастером: "Где наши деньги, гады?!".
Конечно, ругаться и портить чужие объявления нехорошо. Тем более надпись вряд ли относится к частным установщикам счетчиков. Судя по вспыхивающим по всей стране протестам против роста тарифов ЖКХ, эту фразу готовы повторить уже не десятки – сотни тысяч людей. А если будут удовлетворены просьбы региональных чиновников о новых повышениях тарифов с 2011 г., то и миллионы. И ведь в самом деле – где деньги?
Взять те же счетчики. Мало того, что их установка – нужная государству для экономии ресурсов – ложится на плечи потребителей. Мало того, что домоуправления имеют благодаря этому неслыханные возможности, так как могут допустить – или нет – к установке те или иные счетчики. Заметьте, сертифицированные к применению в России! То есть местный сантехник, получается, гораздо лучше дипломированных инженеров знает, что можно, а что нельзя ставить на вверенные его попечению трубы. Те, кто все же потратил деньги на установку счетчиков, сегодня жалуются, что сдавать их показания надо в неудобное время, ломаются они часто, да и тарифы на воду, несмотря на экономию, продолжают расти. Так же, как и тарифы на тепло. Между прочим, обгоняя тарифы на электроэнергию, со стоимостью которой коррелируют напрямую.
Чем отвечают власти? А вот чем: Минрегионразвития предлагает увеличить вчетверо тарифы тем, кто счетчики не поставит. Слава богу, из Госдумы пришла благая весть: депутат Павел Крашенинников предлагает перенести сроки обязательной установки на послевыборное время – 2013 год. До этого, боится он, люди просто не успеют. Замечу, что речь идет об установке счетчиков не только воды, но и тепла – о которых еще даже не все домоуправления знают. Кстати, объявление на моем подъезде изменилось ровно после этого предложения. В первом было предупреждение о том, что скоро без счетчиков придется платить за воду вчетверо больше. В новом написано: "Ставьте, пока есть время и не изменились цены!".
Помнится, в 2000 г., когда было решено "отпустить" замороженные на время реформ тарифы, чиновники клялись и божились, что в обмен на их рост потребителей ждут молочные реки и кисельные берега. С тех пор тарифы на тепло выросли на 800% и более, тарифы ЖКХ в среднем – на 400%. Это вдесятеро больше инфляции. Но реки, если и текут, то по-прежнему из бачков унитазов, а кисельные берега означают, что во дворе у вас опять огромная лужа с жидкой грязью по краям из-за раскопанной трубы. А коммунальщики каждый год представляют в региональные комиссии по тарифам заявки, в которых указано, что население платит 70% их стоимости.
Самое смешное, что проверить, так ли это, а также заставить славных деятелей ЖКХ отчитаться за уже потраченные деньги, до сих пор никто не удосужился. Как имевшая возможность побывать на подобных мероприятиях, знаю, что если не найдется какой-нибудь въедливый чиновник и не будет "политической воли" – вся "презентация" сведется к пустому отчету и красивым обещаниям.
А кому надо "копать"? Региональным и муниципальным властям? Зачем? Им эти предприятия налоги приносят, если частные, и деньги в бюджет – если муниципальные. Я уж не буду подозревать мэров и губернаторов в каких-то личных заинтересованностях, но и наикристальнейше честному из них – зачем вся эта головная боль и напряги с местным бизнесом?
А федеральная власть, например Счетная палата, или КРУ, или хотя бы ФСТ, – проверить правильность расходования средств не может. Нет у них такого права – лезть в дела муниципалитетов. Закон не позволяет. И так уже введение права ФСТ утверждать представленные регионами тарифы было пробито с большим трудом.
Между тем, подозреваю, что такая проверка вскрыла бы вещи очень интересные. Если уж в маленьком подмосковном городке директор управляющей компании, в ведении которой пока меньше десятка домов, уже владеет всеми торговыми точками в них... А техник-смотритель, еще пару лет назад, при создании этой богоугодной конторы, завистливо поглядывая на мои ботинки, жаловалась, что не может себе позволить обувь за $100, недавно рассеяно заметила, что Мальдивы ей показались лучше, чем Бали... Возможно, это все случайность, но что-то мне подсказывает, что в других городах, покрупнее, и в других регионах, подальше от федеральных властей, можно найти примеры еще интереснее.
Несколько лет назад организованная при поддержке Анатолия Чубайса, тогда еще всесильного главы РАО "ЕЭС России", крупная коммунальная компания так и не смогла взять на обслуживание ни одной коммунальной структуры крупнее поселковой. Местные коммунальщики просто не дали ей провести инвентаризацию (то есть подсчет имущества и средств) при полной поддержке местных властей, которые издевательски предлагали аренду объектов ЖКХ на год. При условии вложения миллионов на реконструкцию. И даже холдинг КЭС Виктора Вексельберга, не обделенного милостью федеральных властей, смог зайти на рынок ЖКХ только через свои энергосбытовые компании. Войти в управление ЖКХ непосредственно "на местах" трудно даже тому, кому президент доверил "Сколково".
Вряд ли столь трепетное сохранение коммунальщиками тайны своего имущества и финансов не имеет под собой вполне определенной основы. И, судя по повсеместному трепету в сохранении оной, дело здесь уже не в том, что "кое-где и кое-кто у нас порой". Сложилась абсолютно закрытая от общественности и федерального контроля система, которой дали право самостоятельно устанавливать абсолютно монопольные, нерыночные цены – и при этом не наделили обязанностью публично их обосновывать и отчитываться по результатам их применения. К слову, в системе этой состоят не только муниципальные, но и частные компании. Закрытость этой системы в условиях предвыборных лет становится уже проблемой политической. Напомню, среди лозунгов на митингах за отставку калининградского губернатора были и требования остановить рост тарифов ЖКХ.
Когда-то власти пожалели разваливающуюся коммунальную отрасль и решили вознаградить ее за то, что в годы хронических невыплат и недофинансирования она все же не дала замерзнуть и утонуть в собственных отходах жилым домам и предприятиям. Похоже, как и в истории с "сиротой казанской", коммунальщики злоупотребили жалостливостью центра. Пора присылать ревизора.
Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2010/10/08/927856.shtml
Источник: ng.ru.
Рейтинг публикации:
|