В статье «Минздрав зачал неполноценное дитя» Infox.ru рассказывал о Стандартах медицинской помощи, которые Минздрав разрабатывает под реформируемую систему обязательного медицинского страхования (ОМС). И про то, как врачи должны лечить пациентов по этим документам.
Корреспонденты Infox.ru также выяснили, что в стандарты попали медикаменты, которые входят в «Список жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов» (ЖНВЛП). Правда, на момент появления врачебных руководств обновленного списка ЖНВЛП не было. Можно сказать, что вагоны уехали вперед паровоза.
Прибыл паровоз
17 сентября, наконец, паровоз догнал вагоны — вышел список медикаментов. Поэтому корреспонденты Infox.ru совместно с практикующими врачами попытались понять, чем же чиновники предлагают лечить народ.
Поиск по патентованным, непатентованным и синонимичным наименованиям не сильно порадовал. В список вошли не самые эффективные препараты из тех, что есть на отечественном фармацевтическом рынке. В отдельных случаях рекомендации Минздравсоцразвития вовсе не соответствовали требованиям безопасности и нормам лечения. Группа практикующих врачей еще в мае, когда только вышел проект стандартов и списка, обратила внимание чиновников на несоответствия и направила в Минздрав письма с рекомендациями внести поправки и доработать документы, включив некоторые эффективные медикаменты и в стандарты, и в ЖНВЛП.
Письма специалистов остались без ответа. А большинство рекомендованных медиками препаратов не попали ни в список ЖНВЛП, ни в стандарты.
«Два важных медикамента все-таки были внесены в список, и мы благодарны Минздраву за это! Но остальные лекарства так и не получили ведомственного одобрения, поэтому пациенты не смогут получать качественной медицинской помощи. Да и вряд ли они будут способны найти и приобрести эти препараты своими силами», — пояснил корреспонденту Infox.ru научный сотрудник РОНЦ им. Н.Н.Блохина
Препараты, жизненно необходимые Минздраву
Возможно, пожелания специалистов остались нереализованными по объективным причинам (низкая эффективность, например, высокая стоимость или наличие более надежных аналогов). Однако врачи и фармакологи поясняют, что, составляя советы чиновникам,принимали во внимание все эти факторы. И поэтому решение ведомства, не исключено, основано на коммерческих интересах и дружественных связях.
«В перечень ЖНВЛП, например, вошел один препарат для лечения рака почки, но не вошли три других аналога», — комментирует для Infox.ru список врач-онколог. «Если сравнить стоимость и эффективность лечения препаратами для лечения рака почки, которые не вошли в перечень ЖНВЛП, со «счастливцем», который туда все-таки пробрался, то минздравовский избранник во многом уступает, — дополнил слова врача сотрудник одной из ведущих мировых фармакологических компаний. — Во-первых, в пересчете на курс лечения он в полтора-два раза дороже, во-вторых менее эффективен, в-третих — это инъекция. То есть пациета придется госпитализировать». «При лечении рака почки у больного постепенно вырабатывается резистентность, поэтому через некоторое время медикаменты нужно чередовать, — дополнил Infox.ru комментарии фармацевта онкоуролог с многолетней клинической практикой. — Так как других препаратов нет, то человека «надлечат» тем, что вошло в перечень ЖНВЛП, а потом либо откажут, либо будут пичкать бесполезным препаратом».
«В списке нет антибиотика, который должен, просто обязан присутствовать в аптечке «Скорой помощи», — посетовал в разговоре с Infox.ru врач-пульмонолог одной из московских больниц. — Его место занял другой медикамент, эффективность которого не доказана. Этому лекарству приписывают французское происхождение, хотя ни во Франции, ни в другой стране его не используют и вряд ли вообще знают».
«Несмотря на декларируемую прозрачность, в список ЖНВЛП зачастую попадают лекарства, производимые «дружественными» Минздраву компаниями», — утверждает в разговоре с корреспондентом Infox.ru руководитель фармацевтической компании, как и прочие собеседники Infox.ru, пожелавший остаться неизвестным. Кстати, за день до появления списка ЖНВЛП Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила уголовное дело против Минздрава по другому списку, в который входят лекарства для дополнительного бесплатного медицинского обеспечения.
Некоторые врачи лояльно полагают, что в Минздраве просто не знают о том, что для лечения рака почки нужны все четыре препарата, несмотря на то, что они – аналоги. В этом есть доля правды. Ведь в прошлом году предолжения врачей в Минздраве тоже отклонили, указав на «хорошие» медикаменты, которые можно использовать. «Этот «хороший» препарат достаточно дорогой и на самом деле эффективный, но для лечения других патологий. Можно и уголь всем прописывать, но поможет ли, вот в чем вопрос», — возмутился в разговорес корреспондентом Infox.ru специалист, который принимает участие в составлении таких же списков и стандартов для европейских врачей.
Врачи уверены, что «хороший препарат» появился в ЖНВЛП не просто так. «Проплаченное лекарство становится «панацеей», которую нам советуют, а теперь и обязывают использовать», — возмутился, прочитав список, практикующий хирург-онкоуролог из РОНЦ им. Н.Н.Блохина.
Тухлая экономия
В официальных заявлениях, публичных выступлениях и в блоге Минздравсоцразвития чиновники поясняют, что ЖНВЛП учитывает интересы пациентов и государства. Политика государства, реализуемая через ЖНВЛП, направлена на экономию бюджетных средств, поддержание фарминдустрии и обеспечение государственной гарантии качественного и доступного лечения, уверяют в министерстве. Главный специалист, клинический фармаколог Минздравсоцразвития Владимир Петров даже подсчитал: «Используя отечественные препараты для лечения артериальной гипертензии, за год можно сэкономить 863 146 660 евро».
Петров убежден, что таким способом удастся обеспечить фармакологическую безопасность и независимость страны от западного рынка. Однако независимые эксперты во многом не согласны с Минздравом: «Российские фармакологические компании практически не производят новых оригинальных отечественных препаратов, — пояснил Infox.ru заместитель главного врача одной из клиник Минздрава. — Большинство отечественных лекарств разработаны более двадцати лет назад. В основном фарминдустрия воспроизводит медикаменты на основе закупаемой за рубежом оригинальной субстанции — дженерики».
«По крайней мере, есть уверенность в их безопасности, — ухмыльнулся в разговоре с Infox.ru руководитель венчурного фонда биотехнологий. — Если только наши производители ничего не «набодяжат». Не стоит надеяться на стопроцентную безопасность произведенных в России дженериков. Некоторые фармакологические компании закупают действующее вещество с истекающим сроком годности по копеечным ценам. Если бы производители приобретали субстанцию (надлежащего качества, то стоимость лекарственного препарата, произведенного в России и за рубежом, отличалась бы незначительно», — продолжает эксперт в области фармакологии.
«Тухлые таблетки, конечно, позволяют экономить бюджетные средства», — соглашается с экспертом источник, близкий к фармакологическому производству.
Специалисты убеждены, что такая политика государства чем-то напоминает паллиативную медицину. То есть фарминдустрия и медицинская наука вроде бы живет, но на самом деле тихо умирает. «Фарминдустрия не развивается, производя дженерики на основе дешевой субстанции, а только воспроизводит то, что изобрели и проверили на Западе. Причем, не всегда качественно. С каждым годом интеллектуальный, технологический и инновационный разрыв между ведущими мировыми державами и Россией увеличивается. Нам никогда не удастся преодолеть эту пропасть, если наука не будет выделена в отдельно финансируемое направление или федеральную программу. Существующая система грантов лишь «поддерживает штаны», и ничего более», — говорит Infox.ru заместитель главного врача в одной из клиник Минздрава.
Стать мышкой
Перечень ЖНВЛП, по идее, должен обеспечить всех полноценными и эффективными медицинскими услугами и при этом сэкономить бюджетные средства. «… перечень должен быть настолько сбалансированным, чтобы можно было одновременно выполнить все медицинские технологии с надлежащим качеством и уложиться в бюджет», – пишет директор департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Татьяна Михайлова в блоге Министерства.
Специалисты уверены, что это невозможно. «В абсолютных цифрах российский бюджет предполагает потратить на одного человека около 500 долларов в год, хотя для удовлетворительного медицинского обслуживания требуется не менее 2500 долларов. Задача эта для школьника младших классов: можно ли купить товаров на 2500 долларов, если у вас есть только 500? Ответ младшешкольника — «нет». А ответ школьника старших классов – «да, но если отобрать деньги еще у четверых школьников младших классов», — поерничал в разговоре с корреспондентом Infox.ru врач-гематолог из детского онкологического центра. «Если вы, недовольные качеством государственных гарантий, возмутились, после чего вам предоставили необходимые лекарства (койко-место в палате вместо коридора или дополнительное обследование), будьте уверены – все это отобрано у других пациентов», — соглашается с коллегой врач из РОНЦ имени Н.Н. Блохина.
Как заявил недавно на пресс-конференции руководитель НЦССХ имени Бакулева, главный кардиохирург Минздравсоцразвития и академик РАМН Лео Бокерия, Минздрав не имеет финансовых возможностей даже для того, чтобы покрыть элементарные расходы – траты на одноразовые принадлежности. При этом медчиновники торжественно заявляют, что если врач попросил пациента приобрести какое-либо лекарство или перчатки, то, скорее всего, он (врач) пытается набить свои карманы.
Попадая в безысходную ситуацию (финансирование отечественного здравоохранения не соответствует государственным гарантиям), пациенты радуются, если им посчастливится принять участие в клинических испытаниях западных фармакологических компаний. «Для многих людей это единственный шанс получить инновационное и эффективное лечение», — говорит Infox.ru врач, неоднократно принимавший участие в клинических испытаниях. «Некоторые пациенты даже готовы платить за то, чтобы их включили в протокол клинических испытаний», — подтверждает слова коллеги специалист-онколог.
«Наше здравоохранение заболело системно. Возможно, от того, что его тоже «лечат задешево» и постоянно проводят эксперименты. Основная проблема в том, что «пациент» старается не замечать своих недугов и, вероятно, надеется, что все само-собой пройдет. Хотя осознание болезни – это путь к выздоровлению», — резюмирует главный врач одной из московских больниц.
Чистосердечное признание
Пока корреспонденты Infox.ru готовили материалы для этой статьи, в эфире первого канала вышла программа «Познер» с участием министра здравоохранения Татьяны Голиковой. «Королева российского бюджета» призналась, что ей сложно работать в Минздравсоцразвития, а также что в Минфине от нее было бы больше толку. Нынешняя должность «разрывает мозг» руководителя здравоохранения.
Возможно, к тому моменту, когда мозг министра повредится до стадии, при которой потребуется лечение, заработает система слежения за чиновниками, предложенная Счетной палатой. И вот тогда будет очень интересно посмотреть, в клинику какой страны отправится лечиться глава Минздравсоцразвития — отечественную или, как топ-менеджеры государственной корпорации «Газпром» — иностранную. Если, конечно, доживем.