«Гастарбайтеризация» российской столицы вышла на новый уровень [Обсудим?]
Сергей ПОНОМАРЕВ — 26.09.2010
Не так давно в спальных районах столицы появилась любопытная реклама на больших, ну на очень таких больших плакатах-билбордах. Некая солидная компания – провайдер услуг Интернета, кабельного телевидения и сотовой связи предлагает воспользоваться новым тарифом «Выгодные звонки в СНГ».
Обратите внимание: именно «в» и именно «СНГ». Ну а чтобы не оставалось сомнений, куда все-таки можно «выгодно позвонить» - СНГ-то большое, в него, например, входят и Украина, и Белоруссия, и Казахстан, - на плакате изобразили широко улыбающегося белозубого парня со специфическим разрезом глаз и прижатой к уху трубкой мобильника. На голове улыбчивого абонента - тюбетейка…
Нет, конечно, воспользоваться новой услугой и льготным тарифом могу и я, и другие москвичи и гости столицы, приехавшие сюда из российских городов и сел. Правда, для этого придется купить отдельный телефон, поскольку эта компания работает в ином, нежели другие сотовые операторы стандарте мобильной связи. Невыгодно. Да и кому мы будем звонить и куда?
Допустим, у меня даже есть знакомые где-нибудь в Чирчике, Кулябе или Джалалабаде, однако вряд ли для общения с ними я побегу за специальной трубкой. Очевидно: данная услуга предназначена исключительно для гастарбайтеров, приехавших в столицу России из Средней Азии. Это они звонят родным часто и разговаривают подолгу…
|
На голове улыбчивого абонента - тюбетейка… Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ |
|
«Ну и что такого? - можете спросить меня. – Сотовая компания как нормальная бизнес-структура нашла нишу, где можно заработать…». А «такое» здесь то, что с появлением подобных услуг мы можем признать: гастарбайтеризация Москвы, изменение национального состава столицы перешло на новую стадию. Приезжие из других стран, бывших республик Советского Союза, теперь независимых и потому по их национальной идее самодостаточных, то есть полностью, экономически и финансово, состоявшихся, не просто приезжают «на время» - чтобы заработать денег и поддержать свои семьи на Родине.
Их часть не просто оседает и закрепляется, создавая национальные анклавы и целые районы в местах обитания, что тоже, в общем-то, закономерно. И дело даже не в том, что трудовые мигранты создают свою инфрастуктуру – сервисно-бытовую, медицинскую и пр.
В конце концов во время разгула Черкизона, ныне, будем надеяться, окончательно почившего в бозе, там была разветвленная внутренняя сеть примитивных лечебниц, национальных ресторанов, закусочных, парикмахерских , борделей и казино «для своих», которую держали «свои» же…
Нет, теперь вклад в развитие этой инфрастуктуры вносит «коренная» (хотя эти корни и тянутся на Запад, где располагается центральный офис) и при том весьма солидная компания. Значит, данное направление признано очень перспективным, а целевая аудитория – судя по тому, что реклама появилась в большинстве спальных районов, - весьма обширной.
И что же впереди? Отдельные школы с раздельными классами для мальчиков и девочек и преподаванием на фарси и тюркских языках, причем не на татарском или башкирском, что было бы понятно, принимая во внимание интересы этих коренных народов России, а на узбекском и киргизском? Исламские университеты? Телевидение на тех же языках? Но при таком развитии событий ни о какой интеграции приезжих в российское общество говорить не стоит…
И опять слышу голоса правозащитников, которые грудью встают за толерантность и права приезжих на то, на сё, на пятое и на десятое. Кто ж против – я только «за»! Но при том коренные жители, российские граждане всё равно правее – уже потому, что они граждане этой страны! Поэтому именно у них должны быть приоритеты во всем. И в трудоустройстве, и в праве на жилье, и на социальные выплаты. И даже на льготные тарифы сотовой связи…
Пару недель назад в своей заметке «Без таджиков грязь и мрак – без таджиков мы никак?» (ее можно прочитать здесь) я на опыте своего дома и двора сильно удивлялся миграционной политике российских и столичных властей, когда на моих глазах за несколько лет число гастарбайтеров-дворников выросло в четыре (!) раза, хотя работу они делают ту же. Признаюсь, у меня тогда были некоторые сомнения: может, ошибаюсь, делая общие выводы из своего частного опыта?
Но вот и еще один звонок прозвучал. Как бы он не оказался пропущенным…
Без таджиков грязь и мрак – без таджиков мы никак?
Кровати в два яруса и полная антисанитария. Вот типичная нелегальная общага
Фото: Фото ФМС
Число гастарбайтеров растет, хотя работы для них ничуть не прибавилось
Сергей ПОНОМАРЕВ — 16.09.2010
Года четыре назад в нашем доме появились новые дворники – два улыбчивых таджика в черных тапочках из кожзама, спортивных шароварах «под «Адидас» и ветровках неопределенного цвета, которые, судя по их виду, достались этим Равшану и Джамшуту от дедушек, ездивших в свое время в районный спортлагерь в каком-нибудь неведомом Пяндже или Шаартузе. На фоне этой старины из гардероба пионерского детства ярко-оранжевые жилеты, выданные гастарбайтерам в ДЭЗе, выглядели как хит высокой моды, что еще больше подчеркивалось гордым видом владельцев, облаченных в эту производственную одежонку…
Юным таджикам страшно повезло! Они не только получили работу в бывшей столице Советского Союза городе-герое Москве – им выделили угол в старом теплопункте, где были не только топчан, но и горячая и холодная вода, а также – подумать только! – унитаз, это чудо городской жизни, неведомое для далекого горного кишлака…
Но как же повезло и нам, жителям многоквартирного 22-этажного дома в спальном районе Москвы! Новые дворники начали с утра до вечера скрести и драить двор и подъезды, прочищать длинной рейкой мусоропроводы и мыть лестничные площадки. И главное – от этого благородного дела их не отвлекали ни бесконечные российские праздники и каникулы, ни водка, страстной дружбой с которой отличались их русские предшественники и предшественницы. Серая столичная жизнь заиграла для нас новыми чистыми красками…
Впрочем, спустя примерно год, проходя по двору, я заметил, что число дворников удвоилось: рядом с нашими таджиками, уже малость приодевшимися, появилась парочка новых – все в тех же тапочках, шароварах и ветровках. Нет, старожилы еще держали в руках лопаты и даже мели асфальт, но мусор от приемных камер до контейнера уже не относили. И с ведрами и швабрами в подъезде я их больше не видел… А самый бойкий из первопроходцев (он хоть и с трудом, но мог изъясниться по-русски – это на фоне языковой немоты остальных) бодро покрикивал на земляков на фарси, распределяя между ними задания и определяя нормы выработки.
Еще через год в ряды славной таджикской бригады влилась первая представительница прекрасного пола. И тут же самая тяжелая и грязная работа легла на ее плечи и руки. Первые двое окончательно перешли в категорию начальников (тот, бойкий, например, отправлял за всех деньги на родину - благо, на цокольном этаже нашего дома есть отделение германо-российского банка с услугами международных переводов), а вторая парочка перестала появляться у мусоропроводов с рейкой для прочистки засоров. Хотя, будем справедливы, грязнее во дворе и в доме не стало…
Но не буду томить и сожму время. В общем, сейчас дворницкая бригада насчитывает уже 8 человек – 6 таджиков и 2 таджички, а бывший теплопункт стал то ли общежитием национального рабфака, то ли просто кишлаком, население которого быстро и уверенно растет за счет приезжих и новых «коренных москвичей», зачатых за минувшие годы в этом же теплопункте. Хотя постояльцы из далекой горной страны ведут себя смирно, но жители окрестных домов все равно недовольны. Особенно во времена религиозных праздников, когда из открытых дверей доносятся звуки шкварчащего курдючного сала и запахи жареной баранины…
Нет, я всё понимаю: российские жители (не только москвичи!) не хотят заниматься «черным трудом» за такую зарплату (хотя думаю, и за бОльшие деньги охотников идти в дворники не найдется). То есть без гастарбайтеров мы никак. Но кто бы мне объяснил на примере моего конкретного двора и дома, почему число трудовых мигрантов растет, хотя сейчас 8 человек выполняют ту же работу, с которой четыре года назад вполне успешно справлялось двое? И какая у нас в России миграционная политика, если люди, приехавшие из-за границы на заработки на время, оседают навсегда, пополняя ряды отнюдь не научной или культурной элиты…
…Вчера к одному из наших таджиков (тому, что выбился среди своих в начальники) из Душанбе прилетел сильно пожилой отец. Так и стоял посреди двора в стеганом халате-чапане, тюбетейке и черных сапогах гармошкой с узкими длинными носками и короткими голенищами. Потом заботливый сын повел его к автобусной остановке, где была запаркована видавшая виды «Дэу», на которой второй первопроходец бомбит на плече «микрорайон-станция метро-микрорайон». Втроем они отправились осматривать московские достопримечательности.
Хотя о чем это я? Заботливый сын (это он сказал мне сам) повез отца на встречу с хозяином квартиры. Старшее поколение таджиков тоже собирается переехать в столицу России, но жить в теплопункте они уже не будут. Во-первых, не положено – такое жилье дают только работающим гастарбайтерам.
А, во вторых, просто не хотят…
Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
|