Россия сделал ещё один шаг к тому, чтобы история с расстрелом в 1940 году советскими органами безопасности польских офицеров, сотрудников полиции, органов безопасности, тюремщиков и некоторых гражданских лиц перестала быть камнем преткновения в российско-польских отношениях. 23 сентября наша страна передала Польше 20 томов уголовного дела, касающегося событий 70-летней давности.
В этих материалах содержатся сведения об отправке пленных польских офицеров к месту расстрела, списки военных, протоколы допросов, акты о погребении, результаты судебно-медицинских экспертиз. А также полный список офицеров и солдат, переданных на попечение УНКВД по Калининской области.
"В настоящее время работа по исполнению запроса польской стороны продолжается. Польше передаются материалы уголовного дела №159 в 20 томах, полученных в ходе частичного исполнения запроса. Дело было возбуждено по факту расстрела польских граждан в 1940 году", — сказал начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры РФ Саак Карапетян.
"Катынское дело" — едва ли не главный камень преткновения в отношениях России и Польши. Его предыстория такова. В 1943 году немецкие оккупанты обнаружили под деревней Катынь в Смоленской области захоронение поляков. Как показала экспертиза, проведенная тогда при участии представителей третьих стран, эти люди были расстреляны незадолго до прихода нацистов на советскую землю.
Прозападное польское правительство в изгнании, находившееся в Лондоне, потребовало объяснений от руководства СССР. В ответ было заявлено, что поляков расстреляли в 1941 году немцы. По окончании войны специально созданная советская комиссия (т.н. "комиссия Бурденко") подтвердила озвученную еще в 1943 г. версию о "немецком следе". Однако затем на Западе стали появляться документы, доказывающие, что поляков расстреляли сотрудники НКВД.
Власти социалистической Польши не раз настаивали на том, чтобы Советский Союз рассекретил все обстоятельства произошедшего. Но вплоть до 1989 года "Катынское дело" хранилось в "особой папке №1" у генеральных секретарей ЦК КПСС. И только на волне перестройки и гласности горбачёвское руководство признало: поляков, оказавшихся в застенках НКВД после присоединения осенью 1939 года к СССР западных районов Украины и Белоруссии, расстреляли советские чекисты.
Рассекреченные за последний 21 год материалы архивов довольно полно рисуют картину случившегося. Так, по данным, указанным в записке бывшего председателя КГБ Александра Шелепина, говорится, что всего в 1940 году были расстреляны 21 857 человек. Из них в Катыни приняли смерть 4 421 человек, под Харьковом — 3 820 человек, в Калинине — 6 311 человек. И ещё 7 305 человек были уничтожены в лагерях и тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии.
Рассекреченные документы были переведены на польский язык и переданы польской стороне. А на основе изложенных в них фактов было заведено уголовное дело. Которое по месту обнаружения первых жертв получило название "катынского".
В 2004 году, опираясь на то, что большинство фактов о тех событиях преданы гласности, Генпрокуратура РФ закрыла "катынское дело". Тогда же сотрудники польского Института национальной памяти приступили к изучению его материалов. Через год поляки ознакомились с 67 из 183 томов дела. В апреле этого года Дмитрий Медведев распорядился передать Польше эти 67 томов, что и было сделано. И вот вчера польская сторона получила ещё 20 томов.
Казалось бы, вопрос пора передать на рассмотрение историков. Тем более, что Михаил Горбачёв и Борис Ельцин официально принесли Польше извинения за Катынь. Владимир Путин и Дмитрий Медведев также признали факт расстрела офицеров. Но нет. Польша все постсоветские годы занимается спекуляциями на тему катынской трагедии, которые осложняют и без того отягощённые историческими обидами отношения.
Цели, которые преследует Польша, бесконечно муссируя "катынское дело", в 2006 году ясно изложил тогдашний премьер Ярослав Качиньский. По его словам, Россия обязана признать расстрел офицеров геноцидом польского народа и выплатить родственникам погибших компенсацию в размере не менее 22 млрд долларов (за каждого убитого — по миллиону долларов). Родственники офицеров на этом основании пытались возобновить уголовное дело, но им в этом отказали. В 2009 году Верховный суд России вынес окончательное решение: оснований для нового расследования нет.
Тем не менее, некоторые силы в Польше (преимущественно из числа сторонников Ярослава Качиньского) до сих пор не унимаются, пытаясь доказать, что Россия упорно пытается скрыть факт геноцида. Уже после того, как в этом году Институт национальной памяти получил 67 томов уголовного дела, его представители заявили, что ничего нового российская сторона не передала. Некоторые польские политики и историки заговорили о том, что переданные материалы и вовсе являются подложными.
"Подложность знаменитой папки №1, легшей в основу "катынского дела", не доказана, хотя и не совсем понятна мотивация расстрела, — сказал "Правде.Ру" историк Александр Дюков. - Расстрел поляков осуществили органы НКВД. Имеющаяся база источников говорит именно об этом. Кто-то считает, что документы подложные, но убедительных доводов не приводит.
Однако нельзя не сказать об имеющихся исторических спекуляциях на эту тему. В Польше многие пытались делать вид, что Россия якобы отрицает подобное преступление. Это исключительно политически конъюнктурные выкладки, которые направлены на разжигание негативного отношения к России.
Замечу, что катынские документы были переданы польской стороне еще в начале 1990-х гг. А электронные копии разместил на своем сайте Росархив. Что касается нынешней передачи документов, то этот факт не представляет особой сенсации. Дело в том, что это документы не архивные, а уголовного дела. Причем ранее, когда часть их уже передали польской стороне, местный Институт национальной памяти заявил, что новой информации в тех томах не было".
Очевидно, польским "политикам от истории" очень хочется получить свидетельства геноцида. То есть, доказать, что их соотечественников убивали по национальному и религиозному признаку, и на основании этого добиться от России выплаты астрономической суммы, исчисляемой десятками миллиардов долларов.
Однако уже рассекреченные документы показывают, что хотя этнические поляки и составляли 97 процентов жертв событий 1940 года, среди расстрелянных были русские, белорусы, украинцы, евреи. Да и поляков уничтожали не по причине их католического вероисповедания, а как "враждебных элементов" и "классовых врагов".
Да и не все оказавшиеся в руках советских властей поляки, захваченные после присоединения к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, были расстреляны в 1940 году. Некоторых посадили в лагеря, а затем выпустили. И на основе "уцелевших в катынских событиях" военных в 1941–1942 гг. в СССР была создана армия генерала Владислава Андерса, переброшенная из Советского Союза на Запад и составившая основу польского корпуса в составе британской армии.
Выходит, что никаких оснований считать трагедию 70-летней давности "геноцидом" нет. И права на получение от России 22 млрд долларов Польша не имеет. Тем не менее, в этом государстве сегодня есть запрос на антироссийские настроения. И как только в 20 томах уголовного дела не окажется материала о "геноциде", местные политики, сделавшие нагнетание антироссийских страстей своим кредо, опять наверняка обвинят нашу страну в подлоге и сокрытии информации.
Только поможет ли это улучшить отношения между двумя государствами? Если польские радикальные русофобы будут упорствовать, Россия получит основания выдвинуть встречные материальные претензии. Например, за гибель в польских лагерях в 1920 году 60 тысяч красноармейцев и 10 тысяч белогвардейцев. Документов, способных лечь в основу такого иска, в том же Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), где хранятся и дела по Катыни, достаточно.
Сергей Балмасов, Вадим Трухачев
Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|