21 сентября по новому стилю Русская и другие поместные Православные церкви, живущие по юлианскому календарю, празднуют день рождения Пресвятой Девы Марии. Праздник был установлен Церковью еще в глубокой древности, а первые упоминания о нем относятся к IV веку. Кстати, в честь этого дня составлено множество удивительных по красоте песнопений.
Согласно православному вероучению, появление Девы Марии на свет не было случайным и обычным рождением в семье девочки. Древняя традиция христианской церкви видит во многих из книг Ветхого Завета пророчества о том, что в мире должна появиться чистая Отроковица, от Которой надлежит родиться Спасителю мира. Это отражается, например, в паремиях, читаемых на великой вечерне праздника Рождества Пресвятой Богородицы: Лестница Иакова (Быт.28:10-17), пророчество Иезекииля (Иез.43:27, Иез.44:1-4), слова Книги Притчей Соломоновых (Прит.9:1-11).
Библия повествует и о том, как ветхозаветный праведник Иаков удостоился чудесного видения лестницы от земли к небу, ведущей к самому престолу Всевышнего, по которой восходят и нисходят ангелы. Под этой лестницей также принято символически понимать Богоматерь, соединившую небо и землю, примирившую их через Рождество от Нее Богочеловека Христа.
Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете, однако существует мнение, что это событие Священной истории произошло в Иерусалиме в доме, который находился в северо-восточной части города. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. На этом месте построен небольшой монастырь, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью этого дома.
Родителями Пречистой Девы были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама.
Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти.
Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
Почему же Богоматерь должна была родиться именно подобным чудесным образом — от бесплодных родителей? Преподобный Иоанн Дамаскин объясняет и это: "Потому что надлежало, чтобы к единственной новости под солнцем, главному из чудес был проложен путь другими чудесами". Под "единственной новостью под солнцем" преподобный Иоанн конечно же подразумевает Рождество Христово, в сравнении с которым любое другое — пусть даже и самое заметное — событие мировой истории оказывается маловажным и недостойным внимания.
"Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас — может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но — любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность", — сказано в проповеди митрополита Антония Сурожского на этот праздник.
В честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы на Руси освящали множество монастырей и храмов. Интересна судьба храма Рождества Богородицы в Старом Симонове. Первый деревянный храм в честь Рождества Богородицы был построен на этом месте по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1370 году. Это благословение стало пророчеством — ровно через 10 лет в этот же день произошла Куликовская битва, на которую преподобный Сергий благословил князя Димитрия Донского. Именно в этом храме о победе Святой Руси на литургии и молебне молились князь Дмитрий Иванович и иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Иноки-герои Куликовской битвы были похоронены в особой каменной палатке подле стен храма и, по преданию, рядом с ними упокоились 40 ближайших бояр князя Дмитрия. А в храм Рождества Богородицы Дмитрий Донской с благоговением поместил бесценную святыню — икону, которой благословил его перед битвой преподобный Сергий. С того времени церковь стала местом паломничества и государей, и простых москвичей, и всех русских людей.
В память победы на Куликовом поле в Москве в 1386 году был основан еще один Богородице-Рождественский монастырь — женский. Его первыми насельницами стали вдовы и осиротевшие дочери погибших на Куликовом поле воинов. Монашеская жизнь, прервавшаяся в нем в советское время, в наши дни возобновилась.
Ольга Гуманова Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|