Сергей Белоусов
Что угрожает Иннограду
Автор — основатель и совладелец софтверной компании Parallels
Идею создания российского аналога Кремниевой долины ругают за все: и за то, что инновации решили развивать сверху вниз, и за то, что происходить это будет в определенном географическом пункте или вообще ограничится стройкой, и за то, что Сколково воспринимают как еще один государственный проект по освоению большого бюджета. Но, на мой взгляд, идея в целом неплоха. Этот проект может улучшить бизнес-среду, содействовать развитию венчурной экосистемы, сформировать иное восприятие нашей страны, привлечь лучших специалистов. Достичь этого за достаточно короткий срок эволюционным путем невозможно, поэтому нужны концентрированные усилия «сверху вниз». Инноград не может возникнуть за год или два. Но если учесть некоторые проблемы еще на старте, то вопреки мнению скептиков уже через три-пять лет мы сможем увидеть первые плоды государственных инвестиций. На что следует обратить внимание?
Есть три момента, которые вызывают у меня беспокойство. Первый — решение географически обособить Инноград. Кремниевая долина в Калифорнии — это не одно конкретное место, а территория общей площадью около десяти тысяч квадратных километров. Благодаря близкому расположению ведущих вузов России уровня Стэнфордского университета — Физтеха, Бауманки, МГУ — и многолетним инвестициям в развитие технической базы в Москве довольно высокая концентрация талантливых людей, которые могут за час-полтора добраться до Сколково. Им совершенно необязательно постоянно жить там. Инноград правильнее воспринимать как некий условный центр модернизации. Мне кажется, обосабливать эти 300 гектаров земли стратегически неправильно, потому что тогда большой набор преференций достанется только прописанным там компаниям. В то время как льготы должны относиться к бизнесу, а не к местоположению офиса.
Строительство Сколково должно продемонстрировать, что в нашей стране престижно заниматься технологическим предпринимательством. Для профессионалов сферы IT выбор страны — это своеобразный шопинг. Они выбирают место для размещения штаб-квартиры или будущего трудоустройства, обращая внимание на условия работы, качество жизни, развитость инфраструктуры. Но одновременно это и моральный выбор. Внимание государства, бизнеса и общественности к Сколково увеличивает вероятность того, что российские IT-специалисты будут мотивированы остаться в своей стране, а не хотеть уехать за границу при первом удобном случае. Вся эта пропагандистская кампания повышает сознание собственной значимости и полезности у людей, работающих в сфере высоких технологий.
Другой настораживающий меня момент — отсутствие четкого фокуса. На чем конкретно будет специализироваться Сколково? Складывается ощущение, что там будет все: фундаментальная и прикладная наука, биотехнологии и IT. С моей точки зрения, нужно выбрать одно из этих направлений, а лучше поднаправление. Я, естественно, считаю, что нужно сосредоточиться на интернет-технологиях и разработке программного обеспечения. Дело не в том, что именно этим занимаются компании, к созданию которых я имею отношение. Просто это реально может выстрелить. Об этом свидетельствует наличие в нашей стране таких компаний мирового класса, как Kaspersky, Yandex, 1C, Acronis, Parallels, ABBYY, ЦФТ, Badoo, Mail.ru. Все они зарождались в 1990-е годы без льгот и особых условий. Но как-то сумели развиться. В Сколково они могут помогать тем, кто через десять лет станет похож на них. К тому же именно интернет-технологии и софт лучше всего экспортируются.
Ну и последнее, что меня настораживает, — наличие нескольких центров общения, которых, похоже, становится все больше. Есть Вексельберг, есть Сурков, постоянно возникают другие самостоятельные люди. Мне кажется, чем меньше будет ответственных за проект, тем лучше. Источник: forbes.ru.
Рейтинг публикации:
|