Аномально жаркое лето закончилось. Потушить последние лесные пожары помогла и сама природа. Теперь, замерзая в куртке, как-то даже не веришь, что еще пару недель назад вся страна изнывала от жары. Хотелось бы верить, что прохлада не сотрет в памяти трагедию, когда из-за халатности чиновников страна оказалась неготовой к жаркому лету. В итоге сгорели тысячи гектаров леса, огонь слизал целые села, сотни людей остались без крова.
КОДЕКС ПРЕТКНОВЕНИЯ
- Владимир Михайлович, чиновники винят в пожарах аномальную жару, но только ли в стихии причина?
- Такой жары действительно в России не было за всю историю метеонаблюдений. Другой вопрос, что нужно было сделать, а чего делать не следовало, чтобы пережить это природное явление, пусть даже аномальное, без трагедии. Кроме жары, виновато наше наплевательское отношение к природе. Только у нас в лесах устраивают помойки, бросают окурки. Пожары зачастую возникают именно из-за человека. И третья причина - новый Лесной кодекс.
- Что ж в этом кодексе такого страшного написано, что все его винят в пожарах?
- Новый Лесной кодекс во многом разрушил централизованную систему управления лесами. Все эксперты, в том числе и я, бастовали против этого закона, предрекали последствия. И, к сожалению, мы оказались правы. Лесной кодекс ослабил контроль над лесами, максимально упростил доступ частников к этому природному ресурсу. Основная надзорная функция была передана регионам, они должны были следить за порядком и безопасностью в лесу, проводить аукционы для передачи лесов в аренду частникам. Но тут в законе не стоило ставить точку, а надо было поставить запятую и четко прописать: пользоваться природным ресурсом, но при обязательном соблюдении всех экологических норм, под строгим надзором, а также продумать механизм контроля и ответственность за нарушение правил пользования лесом.
- Но вы же говорите, что надзорная функция была передана регионам.
- Да, но только регионы не были готовы к этому, прежде всего финансово. К тому же по Лесному кодексу при проведении аукционов по передаче в аренду не особо учитывается соблюдение экологического контроля, охраны, восстановления леса. Частник победил на аукционе, получил лес и пользуется как ему хочется. Обязанность арендаторов вести противопожарную работу в договорах аренды прописана в качестве рекомендации. И следить за тем, как выполняют эти рекомендации, толком некому.
- Но ведь горело не потому, что частник берет лес на 49 лет в аренду или на вечность. Горело потому, что никто не следил, что в лесу творится...
- Именно. Убрали лесхозы. В Лесном кодексе отсутствует упоминание о лесной охране, существовавшей в России более 200 лет. Раньше за лесом следили работники лесной охраны - более 70 тысяч лесников. Полномочия передали регионам, и за лесом уже стали следить 12 тысяч человек. Что они могут сделать? На Украине, в Белоруссии, которые мы редко ставим себе в пример, таких проблем нет, потому как они сохранили систему контроля. И вопрос здесь даже не в том, какая форма собственности и какие организации осуществляют контроль, а в конечном результате. В США, Канаде при необходимом уровне культуры уход за лесами успешно осуществляется и при частной собственности - за счет ответственности собственника и государственного контроля.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
- На что рассчитывали, принимая такой кодекс?
- Беспочвенно надеялись на сознательность частников. Все якобы для облегчения жизни бизнеса. Ввели уведомительный порядок. То есть частник просто уведомляет, что он не нарушает закона, что не вырубил лес полностью, что следит за ним и заботится. А мы верим и должны иногда проверять. А вот особой заинтересованности в том, чтобы проверять, нет. В результате вместо прибыли от развития бизнеса мы получили колоссальные убытки. Возьмем для примера аварию в Мексиканском заливе, казалось бы, рыночная экономика, что там делает компания - ее личное дело. Ничего подобного! Вылилось в мировую трагедию.
- Но Вritish Рetroleum (BP) потратит бешеные деньги на компенсацию ущерба, причиненного природе. А у нас собственников накажут?
- У нас за все платит государство. По оценкам экспертов, ущерб от жары оценивается в $15 млрд. И когда бизнес говорит: не вмешивайтесь, мы лучше знаем, как жить, - ничего подобного. Государство обязано контролировать. Потому как в случае чего у бизнеса не найдется денег, чтобы компенсировать ущерб от аварий, в которых они же виноваты. Не все у нас ВР.
ТОРФЯНИКИ - ОШИБКА ДЕСЯТИЛЕТИЙ
- В той же Финляндии полно торфяников, но таких проблем, как у нас, нет. Наши торфяники тоже оказались вне контроля?
- Это нам аукаются еще советские подвиги, когда мы чувствовали себя хозяевами природы и уверенно шли по планете. Тогда мы осушали болота. И никто не думал, во что это выльется. Вот этот смог, которым мы с вами дышали, это последствия ошибки, совершенной десятки лет назад. Представьте, насколько нам нужно осторожно принимать решения, просчитывать, как они отзовутся через десятилетия. И вот сейчас мы вынуждены обводнять торфяники, заливать все это водой и тратить колоссальные деньги. А экологи говорили, что так будет.
- Просто на болота никто особо не обращал внимания...
- А между тем существует уважаемая международная организация по охране водно-болотных угодий, в которую наша страна тоже входит. И эти болота представляют большое мировое значение. Поддерживают водный баланс, обеспечивают средообразующую и жизнеобеспечивающую функции биосферы.
КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА
- Так что же делать?
- Надо вернуть и наладить контроль над лесом, уход за ним. Будет ли централизованная система надзора? Может быть. Первые шаги к этому сделаны. Премьер перевел лесную службу под свое прямое управление. Плюс организовать выполнение этих функций в регионах. Только надо научить их ухаживать и следить за лесом, выделить деньги. И, конечно, выстроить ответственность арендаторов: получил лес, значит, в том числе и пожарная безопасность, и сохранность - это твое дело. И если что-то случается, ты будешь отвечать рублем. Я не говорю о том, чтобы выгнать из лесов всех частников. Нет. Именно с помощью механизмов рыночной экономики можно получать пользу от этого природного ресурса. Но все должно быть под контролем государства, общества.
- Но ведь придется перелопатить все законодательство, которое напринимали за эти годы...
- Надо устранить все противоречия в законодательстве: лесном и земельном, между федеральными и региональными нормативными актами. Я говорил с теми, кто занимается лесами. Так они рассказывают абсурдные вещи. Помимо того что средств выделяется мало, так они выделяются для пожаротушения. И поэтому потратить их до того, как начало гореть, то есть на то, чтобы не горело, нельзя. Больше надо выделять денег на профилактику пожаров.
Следующее. Обязательное обводнение торфяников. Либо мы вкладываем в это деньги сейчас, либо теряем миллиарды долларов чуть ли не каждый год. Вот это стратегия развития лесной отрасли, об этом говорили много раз. Реализуйте, тогда и трагедий будет меньше. Пожары будут, от них никуда не денешься, это естественное природное явление. Только справляться с ними мы будем быстрее и легче.
|
Кликните для увеличения
|
|
ГЛОБАЛЬНЫЕ АНОМАЛИИ
- Так все-таки меняется у нас климат или нет?
- Из всего такого бурного обсуждения, массы докладов по всему миру на эту тему стоит сделать вывод: климат меняется, и мы с вами имеем к этому отношение. Это все, что нужно нам с вами. Та аномальная жара, которую мы получили, - это только начало. Не нужно быть климатологом, чтобы включить телевизор и увидеть: наводнения, похолодание там, где не ждали, кстати, в то время, когда мы с вами умирали от 40-градусной жары, в тропических странах, в Коста-Рике например, было необычно прохладно - плюс 20. Не важно, глобальное это потепление или похолодание, важно то, что климат меняется под воздействием антропогенного фактора.
- То есть природу мы покорили?
- Да, но теперь надо бы справиться с плодами этой победы, с последствиями. Мы нарушили баланс, и увеличилось количество аномалий. Это признали наконец и у нас. Советник президента по изменению климата Александр Бедрицкий на днях заявил, что аномальные явления будут повторяться и масштабы предсказать невозможно. Мы просто должны быть к ним готовы, адаптироваться к климату. Но самое главное, надо уменьшить свое воздействие на окружающую среду, снизить выбросы вредных газов, начать выполнять международные экологические стандарты.
Хотите обсудить?