Причина всех бед Киргизии вовсе не в том, что Сталин как-то не так в силу своего «злодейства» провел границы в Средней Азии. Этих границ просто напросто никогда и не было. Вопреки всем идеологическим мифам времен независимости, в регионе вообще не существовало государств, ставших сейчас «горячими точками».
С Россией кое-что стало вроде бы понятно после саммита в Ереване. Ведь именно с ней связывается большинство надежд и народа, и руководства Киргизии. На этом фоне отдельные высказывания насчет того, что «запад нам поможет», можно отнести к фольклору в стиле Остапа Бендера. Где-то это просто тупо, а где-то к тому же просто злонамеренно тупо.
Однако до сих пор мы не можем знать каковы же истинные цели, планы и намерения России здесь, в Киргизии, но и в целом в регионе Центральной Азии… Вполне понятно, что регион ЦА, и мы соответственно, входим в зону стратегических интересов России. Также понятно, что ни США, ни ЕС не собираются напрямую лезть в нашу страну. Не следует излишне преувеличивать геополитическую значимость нашей гордой, но нищей республики.
Невыученные уроки истории
Вполне понятно, что регион ЦА, и мы соответственно, входим в зону стратегических интересов России. Также понятно, что ни США, ни ЕС не собираются напрямую лезть в нашу страну. Не следует излишне преувеличивать геополитическую значимость нашей гордой, но нищей республики.
Пожалуй все аналитики или, по крайней мере, большинство из них, сходятся во мнении, что как и во все другие времена, между великими мира сего произошел негласный или гласный, но закулисный, раздел сфер влияния. Разумеется, такой передел миропорядка произошел не по чьей-то доброте душевной. Просто однополярный мир приказал долго жить, и на какой-то период Запад остро нуждается в поддержке России. А кроме того многополярный мир естественно предполагает и наличие своих сфер влияния у каждого полюса. Естественной сферой влияния России является постсоветское пространство, и мы в том числе.
Собственно, что и подтвердилось на ереванском саммите, где Роза Отунбаева дебютировала в качестве легитимного Президента Киргизии. Возможно нам не доведется узнать всех нюансов переговоров, но это суть вторично. Того что мы знаем вполне достаточно, чтобы делать определенные выводы. Киргизия, несомненно, остается в сфере интересов России.
Какова же на сегодняшний день ситуация в Киргизии и каковы шансы и перспективы на стабильность в стране, и есть ли вероятность превращения страны в современное государство социальной справедливости и равенства? Для того, чтобы попытаться ответить на эти вопросы, попробуем совершить небольшой исторический экскурс.
Дело в том, что вся трагичность ситуации в стране вовсе не в том, как утверждают наши гении от науки, что Сталин как-то не так в силу своего «злодейства» провел границы в Средней Азии. Этих границ просто напросто никогда и не было. Просто напросто хотя бы потому, что вопреки всем идеологическим мифам времен независимости в нашем регионе вообще таких государств никогда не существовало прежде.
Разумеется, в цивилизационном плане история региона более, чем богата. Начиная с древнейших времен здесь создавались и рушились империи и цивилизации. Но, повторюсь, ни Таджикистана, ни Киргизии, ни Казахстана, ни Узбекистана или Туркменистана никогда в истории не было. Ни в нынешних, ни в каких-либо иных границах. Апеллировать к временам Кушанской империи или последним по времени Хивинскому и Кокандскому ханствам достаточно абсурдно. К тому же большевистская идеология провозглашала утопический лозунг создания некой общности «советский человек». Соответственно, никакие границы вообще не играли при этом никакой роли.
Создалась ситуация, когда у каждого своя правда. Все вроде бы правы, а по сути, не прав никто. Да, несомненно, узбеки принадлежат так или иначе к автохтонному населению здешних мест или, по крайней мере, часть их предков автохтоны, а другая часть предков осела в здешних местах и смешалась с местным населением также достаточно давно.
Да, в историческом плане предки киргизов поселились в здешних краях не столь давно, но, несомненно, право их на эти земли на сегодня неоспоримо в неменьшей степени, чем, к примеру, право турков на Константинополь, который они завоевали в 1453 году и не столь давно переименовали в Стамбул. Будь такая ситуация, как сегодня у нас, еще столетие другое назад, когда право сильного перекраивало границы….
Но сегодня не вчера и поджигать эту тему не стоит. Всем боком выйдет. Как показывают исторические примеры, ничем хорошим такие ситуации не кончаются. Та же Турция до сих пор расхлебывает последствия геноцида армян, когда решая сходные проблемы, вырезала полтора миллиона армян, а оставшихся вытеснила в пустыню. Или же более современный пример – Югославия распалась в процессе кровавой резни.
Да, в истории человеческой цивилизации немало примеров, когда вопросы решались методом тотального уничтожения, и здесь никакой народ нельзя обвинять постфактум. Можно ли сегодня преследовать англичан за то, что они вырезали некогда ирландцев, а затем американских индейцев? Или судить французов за то, что они в течение Варфоломеевской ночи вырезали подчистую гугенотов? Хотя, безусловно, сегодня такие факты не могут оставаться безнаказанными.
А есть ли выбор?
Однако, всегда, и в данном случае несомненно тоже, вину несет государство. Именно государство несет обязательство перед всеми гражданами за их безопасность и прочие конституционные гарантии. Поэтому, представляется бесспорным, если мы хотим наконец-то жить мирно и дружно, то нам следует оставить в прошлом все распри, необходимо жестко пресечь все псевдоисторические изыскания псевдоисториков любой национальности направленные на разжигание межнациональной розни. В конце концов, большевики совсем неспроста пытались написать свою историю здешних мест и народов. Несомненно, они понимали, что может случиться! Что и случилось.
Не придя к общенациональному примерению, бесполезно пытаться вытащить нашу страну на торную дорогу цивилизации. Пытаясь ухватиться за соломинку, народ проголосовал за переход к парламентской республике. И где-то, может быть, в этом есть некоторое рациональное звено. Одно несомненно, такую структуру и политику может обеспечить только сильная власть и сильный лидер.
Неважно, будет ли это президент или председатель парламента или премьер. Также очевидно, что таким лидером или лидерами не могут быть люди из нашего «вчера», зажравшиеся клановые лидеры с допотопным мышлением, фактически превратившиеся в удельных баронов, ханов и ханчиков, которые нахапали богатств и завели себе боевые дружины. Правительство должно быть достаточно сильным, чтобы держать этих людей в жесткой узде, в рамках правового поля.
Мы, страна и народ, катастрофически нуждаемся в общенациональном единстве. В этих условиях абсолютно недопустимо появление во власти персоналий, проповедующих национализм и преследующих чисто национальные интересы той или иной этнической группы. Безусловно, в демократическом государстве должен быть плюрализм мнений. И право каждого иметь свое мнение по любому, в том числе и по национальному, вопросу. Но никому не следует забывать, что право махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа. Однако, каждый такой политик должен находиться в правовом поле. Недопустимо, чтобы исполнительная власть делала ставку на националистов в столь проблемном районе, как юг страны. Или президент и правительство возьмут под контроль ситуацию на юге или стране грозят новые катаклизмы.
Известно, что политики националисты способны получить поддержку этнических соплеменников, но также известно, что ничем хорошим такая ситуация, как правило, не кончается. Абсолютно однозначно, вырвать юг страны из разрухи ни один националист не в состоянии. Не в состоянии сделать этого и руководство страны без поддержки мирового сообщества. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что под националистов никто не даст денег на развитие. Неужели наши лидеры столь близоруки, чтобы не понять очевидного? Клановая, родоплеменная практика в очередной раз накидывает удавку на шею страны. Страна имеет какой-то шанс подняться только в случае единства всего народа без различия национальностей и иных каких-то различий.
Ветер перемен
Совершенно очевидно, что свои интересы Россия не будет реализовывать в прежнем советском духе. Посадить вороватую компрадорскую элиту на шею российского народа больше не получится, да и своих «буржуинов» им хватает. Жаль, что россияне не смогут и не захотят поступить с нашими «драгоценными» в стиле большевиков – три дня на сборы и пешком в Сибирь. Ну да как-нибудь сами решат, как с ними быть.
Тем не менее, очевидно, что Россия имеет желание войти в Киргизию. Вряд ли это будет какая-либо экспансия, ни политическая, ни экономическая, ни, тем более, массированная военная. Но в любом случае, на мой взгляд, наш пример это вызов для России. Очевидно, что как великая держава, Россия стремится восстановить свое полное влияние на постсоветском пространстве. На примере Закавказья мы можем наблюдать, какой гибкой стала российская дипломатия, но при этом Россия не дает никому забыть, что кроме слов есть и другие способы и методы убеждения. Тем более, что партнеры по клубу великих держав дают России определенный карт-бланш.
Мне представляется, что Россия будет побуждать нашу властную элиту к модернизации самой себя, поощряя эти действия экономически. Собственно у Отунбаевой и будущих руководителей парламента просто напросто нет выбора. Или они укротят феодальную, клановую верхушку или их ждет участь стать жертвами очередного переворота. Собственно недаром Отунбаева запросила современное вооружение у ОДКБ, а фактически у России, и недаром это оружие ей обещано. Сумеет ли она распорядиться этим оружием должным образом?
Представляется при этом очевидным, что руководство России не имеет опыта строительства империи, а значит должно доучиваться на марше, тем более, что приемы и методы радикально изменились с царских времен и до наших дней. Хотелось бы надеяться, что наш опыт, или вернее опыт с нами, для России и для нас будет конструктивным.
Представляется, что предполагаемый ход развития событий является достаточно благоприятным для нашей страны и народа. Можно полагать, что властная элита понимает, что необходимы перемены. Можно полагать, что власть не будет будировать и тем более развивать антироссийскую и антирусскую линию. Также можно полагать, что Отунбаева постарается взять под контроль ситуацию на юге. Допустить очередную резню она не может позволить, для власти это смерти подобно.
Судя по тому, что власть намеревается построить многоквартирные комплексы на месте разрушенных узбекских кварталов, власть решила пойти по пути Сингапура, ликвидировав моноэтнические кварталы и перемешав население. Если это так, то теоретически это верно, но что из этого получится – большой вопрос. Лишь бы не как всегда.
В сложившихся условиях значительную позитивную роль может сыграть русское население. Несомненно, события этого года вполне предсказуемо вызвали всплеск миграционных настроений в русской среде, да и не только в русской. В российском посольстве очереди желающих уехать стали привычными. Однако новые обстоятельства, в том числе усиление российского присутствия, могут несколько успокоить ситуацию.
Практически все русские в Киргизии воспринимают ее своей Родиной, здесь родные могилы, здесь работа, бизнес, друзья. Кроме того быстрый переезд в Россию весьма тяжело потянуть материально. А недвижимость в Киргизии сегодня немногого стоит. К тому же и желающих купить ее нет. Да, многие будут копить на переезд, где-то готовить запасной аэродром, Но будут продолжать работать, как двужильные, чтобы эти деньги заработать, именно заработать, а потому это не произойдет быстро.
Нельзя не отметить, что впервые в этом году русские услышали голос защиты со стороны российского посольства. Кроме того, при правительстве России создается организация по защите прав соотечественников за рубежом с достаточным бюджетом и полномочиями. Будет осуществляться юридическая, правовая защита соотечественников в рамках международного права. Организация создается по прямому указанию Медведева.
Но, конечно, страна должна сойти с этнического пути развития. Должна быть ликвидирована практика непотизма и трайбализма во всех сферах жизни. И в первую очередь в кадровых вопросах. К управлению страной следует привлечь молодых образованных людей, а таких немало в стране. Взгляните на Казахстан или на Россию. Там не побоялись привлечь к управлению страной блестяще образованных молодых людей. Да взять тех же Путина и Медведева, которые пришли к власти по сути молодыми людьми. У нас же у власти все сплошь возрастная клановая элита.
В заключение несколько слов о русской диаспоре. Общеизвестно, что именно русские учителя обучили в свое время весь народ. Русские инженеры, врачи и другие специалисты честно трудились на благо Родины. В значительной мере благодаря их труду и труду других народов нашей страны в независимость Киргизия вступила достаточно развитой страной с образованным населением. Это наша беда, что сотни тысяч русских были вынуждены уехать из страны.
Но все-таки в стране осталось еще около 600 тысяч русских, да и еще известное количество русскоязычных граждан. Мы всегда были самой законопослушной и толерантной частью населения, и мы сохранили потенциал для того, чтобы потащить вместе со всем народом модернизацию страны. Однако, мы хотим реального равноправия и реальных равных возможностей. Не будет этого, мы не пойдем митинговать ни у Белого дома, ни где-то еще. Но…!!!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+