После визита Дмитрия Медведева в Армению представители экспертного сообщества региона заговорили о новой победе российской дипломатии. В результате подписанных соглашений российское военное присутствие стало доминирующей силой в вопросе обеспечения безопасности на Южном Кавказе. Грузии же остается надеяться только на своих недолговечных союзников, которых остается все меньше.
Президент России покидал Армению с чувством выполненного долга - в Ереване был подписан целый ряд документов, важнейшим из которых является соглашение о продлении срока размещения в Гюмри российской военной базы. Она несет боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ и имеет в своем оснащении зенитный ракетный комплекс С-300 и истребители МиГ-29. Всего же в Гюмри находится около пяти тысяч российских военнослужащих. В ходе переговоров Дмитрия Медведева и Сержа Саргсяна главы государств приняли решение, что срок действия договора, подтверждающего легитимность нахождения базы ВС РФ на территории Армении, будет продлен с 25 до 49 лет.
Таким образом, Россия ещё сильнее укрепила свои позиции в регионе - и нельзя сказать, что слишком поторопилась с подписанием подобного соглашения. Вспомним только, какими проблемами сопровождались переговоры о продлении срока аренды пунктов базирования Черноморского флота в Крыму - только после ухода откровенно антироссийского президента Ющенко сторонам удалось достичь необходимых договоренностей. Теперь же, как минимум до середины столетия, российские военные будут представлены и на Черном море и на Южном Кавказе - не стоит забывать и о базах ВС РФ в Южной Осетии и Абхазии.
Дмитрий Медведев сделал важный шаг и в области утверждения России в качестве одного из главных модераторов диалога вокруг проблемы Нагорного Карабаха. Окончательно об этом можно будет говорить уже после предстоящего визита российского президента в Азербайджан, однако, уже сейчас понятно, что ни Турция, ни США, ни Минская группа ОБСЕ в ее нынешнем виде не способны сблизить противоборствующие стороны этого конфликта. Медведев же получает возможность буквально за два месяца снизить опасность крупномасштабного вооруженного столкновения, связанного с НКР, до минимума. Его визит в Армению уже дал понять, что активизировавшаяся в последнее время милитаристская риторика, звучащая из Баку и Еревана, не находит понимания в России, и необходимо продолжать поиски мирного выхода из ситуации.
В отличие от Дмитрия Медведева, президент Грузии Михаил Саакашвили не может быть доволен успехами дипломата и переговорщика. Пока грузинский лидер все усилия бросает на восстановление своей нелепой затеи - реанимации ГУАМа. Вероятно, Михаил Николозович нашел недавно четырехлистный клевер - иначе объяснить столь полноценную компенсацию потери Виктора Ющенко в лице молдавского лидера Михая Гимпу невозможно. Создав вместе с ним великолепный дуэт по борьбе с Россией, Саакашвили начал активно продвигать реанимацию мертворожденного союза Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Сразу появились слухи о том, что к этому объединению готова присоединиться чуть ли не половина СНГ и Восточной Европы, однако, поверить в реальность подобного развития событий можно с трудом. Скорее, наоборот - Киев, после прихода к власти Виктора Януковича, не проявляет никакого желания иметь с ГУАМом ничего общего, Азербайджану куда более интересны и насущны отношения с Россией, да и курс Молдавии может в скором времени резко поменяться: Михай Гимпу теряет хоть какую-то поддержку не только среди населения, но и у своих политических соратников. Так что, в скором времени от ГУАМа может остаться одно лишь "Г".
Официально же приезд Дмитрия Медведева в Армению и подписание соглашений о продлении сроков нахождения российского военного контингента в Гюмри в Грузии восприняли на удивление спокойно. "Решение Еревана и Москвы о продлении срока присутствия российской военной базы в Гюмри до 2044 года является правом двух суверенных государств", - заявила заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. Неожиданным это назвать можно и потому, что реакция внешнеполитического ведомства Грузии на любые решения России последние несколько лет напоминает поведение маленькой злобной собачки, запертой на балконе во время прихода гостей - укусить не может, но хоть шумом о себе, да напомнит.
Однако, следующие выводы госпожи Каландадзе вполне укладываются в не слишком адекватное русло внешнеполитического курса Тбилиси. "Для нас главным является тот факт, что Армения полностью осознавала и осознает те угрозы, которые идут со стороны России в отношении Грузии, а также в региональном контексте. Это сознание в нашем соседе существует, и у нас нет никакой основы подозревать, что армянская сторона поставит под угрозу безопасность региона", - сказала она. Вчитайтесь ещё раз - грузинский дипломат заявляет, что Армения осознает агрессивность России в регионе. Армения. Агрессивность. России. Что-то здесь Нино Каландадзе не понимает, или, скорее, пытается запутать свою аудиторию. В Ереване, после подписания соглашений с Россией, царит настоящее воодушевление - ведь подписанный документ подразумевает помощь Москвы в охране границ Армении и снабжение армии республики самым современным вооружением.
Как считает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, подобные высказывания со стороны Тбилиси по отношению к визиту Медведева связаны с желанием Грузии повлиять прежде всего на общественное мнение внутри страны. "В какой-то мере долгосрочное соглашение о пребывании российской военной базы в Армении несет в себе сигнал и Грузии. Народ Грузии видит, что Россия заключает долгосрочные соглашения со странами региона, направленные на укрепление безопасности Южного Кавказа. И для народа Грузии противостояние с Россией - это фактор недовольства раздражения против политики Саакашвили. Поэтому-то грузинский лидер и его сторонники и кричат, что присутствие российских военных несет в себе какую-то угрозу", - сказал Ивашов в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes.
Артем Мартынюк Источник: georgiatimes.info.
Рейтинг публикации:
|