Водитель такси - лет двадцати - посмотрел на меня с изумлением, но промолчал. Что поделать, у туристов такая блажь: сделать на пути из Коктебеля в Симферополь крюк и заехать на полчасика в Старый Крым, в дом-музей писателя Грина. Даже не дом, вернее, так, домишко: две крохотные комнатки и кухня, купленные женой Александра Степановича в надежде продлить ему жизнь и в обмен на золотые часики. Самую ценную во всей ее жизни вещь. Свадебный подарок. Он, узнав об этом, совсем не обиделся, а, наоборот, торжественно пообещал: допишу «Недотрогу» - и куплю тебе столько золотых часов, как ягод на той старой алыче! Смертельно больной раком Грин тогда уже не вставал, жить ему оставалось всего месяц, и алыча - единственное, что он мог разглядеть из окна со своей узкой кровати, - длинный, худой, непрактичный, несовременный...
Не дописал. Не купил. В XXI веке он бы точно не выжил - для него и двадцатый-то был испытанием. А вот жена, Нина Николаевна, пережила его почти на сорок лет. Для того чтобы 10 из них провести в лагерях (за то, что работала в типографии во время немецкой оккупации), потом лет 20 возвращать этот самый домик, хранить память о нем и оставаться эдакой поседевшей Ассоль, вышедшей на пенсию.
|
Сегодняшняя девушка Ассоль тоже может мечтать. Заглядывая в окна этих «Алых парусов». Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ |
|
Все это неделю назад рассказала мне милая девушка-экскурсовод с редким именем Клавдия. Увы, я в музее была единственной посетительницей, причем не за день, а примерно за неделю! Вот раньше, говорят, здесь было место паломничества молодоженов. Второй домик на участке, размером с сарай, как и первый, соорудили именно они, на энтузиазме - чтобы приезжать летом и дышать воздухом, которым дышали Грины... Красивая история, не правда ли? Интересно было бы узнать: прошли их семьи испытание перестройкой и временем? Будем реалистами: вряд ли. Будут ли их дети и внуки читать историю про город Зурбаган на экране планшетного компьютера? Не смешите...
Грина сейчас однозначно записали в романтики, а почитателей его - в чудаков. С чем у нормального человека ассоциируются «Алые паруса»? С элитным жилищным комплексом в Москве. «Бегущая по волнам» - с какой-нибудь яхтой Абрамовича. «Блистающий мир»? Разве что с ночным клубом.
Молодоженов, едущих в свадебное путешествие в Старый Крым, уже не встретишь. Может, это и хорошо - в нынешний век девушки, ждущие корабль с алыми парусами, как-то не вписываются. Да и владельцы заводов, газет и пароходов тоже не женятся на дочерях матросов.
Так вот нам видится из нашего циничного компьютерного далека.
Вчера, в 130-й день рождения Александра Грина, я перечитала его биографию и вот о чем подумала: тюрьма, ссылка в Тобольск, жизнь по чужому паспорту, революция, разочарование, нищета, рак легких - судьба уж точно была не подарок! - а он с упорством маньяка зачем-то писал сказки, которые при его жизни мало кто понимал и в которые, кроме жены, никто не верил...
Мог бы Грин написать какую-нибудь «Оптимистическую трагедию» и обеспечить себя так, чтобы жене не пришлось продавать часы? Наверное, да, но он этого не сделал. Почему?
В ответе на этот вопрос, мне кажется, и скрыт главный смысл его послания к человечеству, а совсем не в том, чтобы придумать красивую судьбу маленькой девочке, которая любила мечтать.