Хаменеи пошел на беспрецедентный шаг и открыто призвал ключевых политиков Ирана, включая Ахмадинежада, прекратить борьбу за власть, поскольку такие конфликты расшатывают режим.
Очевидно, после того, как оппозиционное движение «зеленых» во главе с Мир-Хосейном Мусави потерпело поражение на президентских выборах прошлого года, упрочившие свое влияние консерваторы начали бороться друг с другом.
Махмуд Ахмадинежад не прочь свергнуть власть престарелых иранских аятолл
Источник: AP
Власть и религия раскалывают страну
В августе раскол внутри консервативного лагеря стал очевиден. Али Лариджани, бывший переговорщик по иранской ядерной программе и секретарь Высшего совета национальной безопасности страны, раскритиковал своего бывшего соратника Ахмадинежада за то, что тот недобросовестно относится к исполнению законов, проходящих через парламент.
Одновременно Эсфандьяр Рахим Машаи, руководитель аппарата президента Ирана, вызвал недовольство клерикальных кругов своими заявлениями о главенстве иранской школы ислама. Его заявления о том, что иранское восприятие ислама должно считаться единственно верным и распространяться по всему миру как единственно правильное, было воспринято в штыки одним из авторитетнейших умеренных аятолл исламской республики и бывшим президентом страны Ахмадом Хатами. «Называть исламское учение исключительно иранским— это признак языческого национализма, который иранский народ никогда не признавал»,— заявил он.
Бывшие соратники стали соперниками: Али Лариджани (слева) хочет свергнуть Махмуда Ахмадинежада. Ахмадинежад - хочет свергнуть престарелых аятолл
Источник: ISNA
В итоге Верховный руководитель Ирана решил сыграть роль рефери во внутриполитическом конфликте. Хаменеи, который обычно принимал сторону президента в любых внутриполитических дискуссиях, на этот раз призвал забыть о противоречиях все стороны. «Я серьезно предостерегаю официальные лица от публичных заявлений, которые могут обнажить противоречия внутри власти»,— заявил аятолла по центральному телевидению. По словам верховного лидера, «превращать различия во вкусах в неизлечимые раны— большая ошибка». «Единство и солидарность правящих кругов в стране— это религиозный долг, а намеренное стремление к расколу, особенно в верхнем эшелоне власти, против учения ислама»,— заявил Хаменеи.
Они сражались за экономику
Внутри политической системы Ирана можно проследить две отчетливых линии разлома. Сергей Демиденко, специалист-эксперт Института стратегических оценок и анализа, рассказал GZT.RU, что в данный момент политический небосклон Ирана разделен на три лагеря: консерваторов (за жесткую внутреннюю и антизападную внешнюю политику), реформаторов (за многостороннюю либерализацию страны) и прагматиков. «Прагматиков можно назвать промежуточным звеном между двумя другими политическими силами Ирана, иногда, в зависимости от своих интересов, они поддерживают консерваторов, иногда— реформаторов,— считает Демиденко.— Главной фигурой этого движения можно назвать Али Акбара Хашеми Рафсанджани, фигуру, чье влияние сопоставимо с авторитетом Хаменеи или даже превосходит его». Рафсанджани возглавляет два мощнейших правительственных органа страны— Совет целесообразности и Совет экспертов, которые определяют компетентность Верховного руководителя страны и при желании могут вынести ему вотум недоверия.
К прагматикам относится также Хатами, недовольный националистическими высказываниями Машаи. «Сегодня прагматики склоняются в сторону реформаторов, и Хаменеи прекрасно это понимает»,— считает собеседник GZT.RU.
Вторая линия разлома проходит непосредственно по лагерю консерваторов, к которой относятся как Хаменеи, так и Ахмадинежад, добавил Демиденко. «В последнее время молодые и энергичные светские политики, в частности, нынешний президент, проявляют все больше претензий на власть. И более старому поколению, к которому относятся Хаменеи и другие аятоллы, которые совершили Исламскую революцию 1978 года, это однозначно не нравится,— уверен эксперт.— Так, во время президентских выборов старшее поколение аятолл обрушилось с критикой на Ахмадинежада, который начал агрессивную кампанию против Рафсанджани. Потому что и консерваторы, и прагматики увидели в этом угрозу для своей клерикальной власти».
Аятолла Хаменеи помнит молодость: он был правой рукой отца Исламской революции Рухоллы Хатами и вел нацию к свободе
По мнению Демиденко, политический раскол может привести к распаду нынешнего режима в Иране. «Это, конечно, не дело завтрашнего дня. Но режим находится в шатком положении из-за экономической политики правящих консерваторов. Большинство средств тратится на военную и атомную отрасли, на космос. А, например, на ТЭК и на другие сферы, от которых зависит непосредственно благосостояние народа, средств не хватает,— добавил эксперт.— Политические и религиозные дрязги— это красноречивое следствие таких экономических приоритетов. Если консерваторы не изменят их, то в течение 10 лет их власть может окончиться катастрофой».