В четверг, 14 июля, президент Барак Обама выступал на приеме, поводом для которого послужило принятие Национальной Стратегии борьбы с ВИЧ/СПИДом. Стратегия состоит из трех частей: 1) уменьшение числа новых инфекций; 2) расширение доступа к медицинской помощи и оптимизация эффектов лечения для людей, живущих с ВИЧ; 3) сокращение различий в медицинском обслуживании, связанных с ВИЧ. Этим трем направлениям посвящены 60 страниц стратегии, с которой можно знакомиться здесь. Поставлена задача к 2015 году сократить число новых инфицированных на 25% – с текущих 56 300 человек в год до 42 225. Эту и другие задачи придется решать на фоне сокращающихся из-за экономического спада бюджетов на борьбу со СПИДом.
Теперь о технологиях. Но вовсе не о биотехнологических: в этой области ничего существенно нового нет и давно не было. Лечение СПИДа на сегодня напоминает эстафетный бег: выходит новое лекарство, подавляющее вирус, его начинают применять в качестве первой линии терапии, как правило, в составе «коктейля» с другими препаратами. По ряду причин, в том числе, неизбежных неполных курсов лечения (многие пациенты – наркоманы вне стационаров), вирус изменяется и не поддается действию препарата. Появляются резистентные штаммы. Они постепенно распространяются. В определенный момент лечение данным препаратом становится неэффективным. К этому времени выходит новый препарат, и цикл повторяется. Новые препараты, к слову, все менее и менее токсичны и более удобны в применении. Например, они не требуют многократных приемов в день через равные промежутки времени. Однако прорыв следует ожидать, когда появится вакцина против СПИДа.
Так поговорим о технологиях управления. Здесь отставание российской бюрократии от демократий гораздо больше, чем в области нанотехнологий. Президент Обама на упомянутом приеме заявил: «За последние месяцы мы провели 14 публичных обсуждений. Мы говорили с 4 200 людьми. Мы получили более 1 000 предложений на сайте Белого Дома, формируя подход не сверху вниз, но снизу вверх».
Есть две составляющие контакта власти с электоратом. Одна из них – чистый пиар. Демократической власти нужно периодически демонстрировать, что она демократическая. Общение с избирателями – одна из форм этой демонстрации. Другая составляющая – обратная связь. При сложной, многоступенчатой демократии в огромной стране, такой как США или РФ, федеральная власть отделена от низовых структур общества. Поток информации идет, как правило, только в одном направлении – сверху вниз.
Президент Обама уточнил, с кем именно общались его эксперты: «Сегодня мы обнародуем Национальную Стратегию по ВИЧ/СПИДу, которая стала результатом этих разговоров и разговоров с американцами, инфицированными ВИЧ, и с работниками здравоохранения, лидерами бизнеса, религиозными лидерами и лучшими политическими и научными умами в стране».
Последнее особенно важно: в США на принятие решений влияет экспертное сообщество. Есть лидеры в каждой области. Их высказывания имеют реальный вес в политике, но они же подлежат публичному обсуждению и критике. Это одна из главных социальных технологий многоступенчатых демократий. С ее помощью реализуется система сдержек и противовесов, положенная в основу американской государственности. В сложных вопросах формирование общественного консенсуса невозможно без экспертного сообщества. Оно во многих случаях становится ключевым звеном в политической системе, потому что оно способно формулировать проблемы, предлагать решения и оказывать давление на власть, если это необходимо. Собственно, механизм лоббирования экспертными и другими организациями – это и есть один из основных политических механизмов в США.
Рассмотрим подробнее, как он действует в случае проблемы СПИДа. При Белом Доме есть Управление национальной политики по борьбе со СПИДом (ONAP). Оно выступает точкой контакта администрации президента с лоббирующими организациями. Именно ONAP проводило встречи с общественностью, о которых упомянул президент. Оно же ведет подробную статистику таких контактов (76 страниц пдф).
Лоббирующие организации невозможно перечислить в рамках этой статьи. Существует ассоциация, NORA(National Organizations Responding to AIDS), в нее входило в различное время от 150 до 175 организаций, многие из которых не имеют основной целью борьбу со СПИДом, но, тем не менее, действуют единым фронтом при лоббировании интересов, связанных с этим заболеванием. Очевидно, что демократическое государство будет стимулировать подобные общественные организации и обеспечивать их независимость. Антидемократический режим будет поступать ровно наоборот.
Эта технология принятия решений не свободна от проблем. Многие эксперты, например, высказывались о неправдоподобно быстром получении государственного разрешения на использования препарата AZT. Не исключено, что экспертное сообщество находилось под влиянием крупных финансовых или иных групп. Не секрет, что интересы больных СПИДом и групп риска совпадают отчасти с интересами фармацевтических компаний.
Можно определить условие, при котором лоббирование будет отвечать интересам граждан. Это и есть загадка. Свои варианты можно предлагать в комментариях к статье. Ответ на следующей неделе.
Дмитрий Крылов, PhD, независимый эксперт по инновационным технологиям
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+