Исламский мир условно делится на суннитов и шиитов. Последние, несмотря на малочисленность (они составляют всего лишь 10 процентов от общего числа мусульман), сегодня всё чаще дают о себе знать.
Иран с его амбициозной ядерной программой, Азербайджан, заявляющий свои амбиции на Каспии и стремящийся получить под свой контроль Нагорный Карабах, а также Йемен и Ливан — вот далеко не полный перечень государств, входящих в зону интересов шиитских "возмутителей спокойствия".
Кто же это такие? Что они значат сегодня в арабо-мусульманском мире? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказал эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.
— Шииты действительно играют все более заметную роль. Несмотря на сравнительную малочисленность, их нельзя игнорировать и сбрасывать со счетов. Хотя бы потому, что в таких странах как Иран, Ирак, Азербайджан, Бахрейн, Катар они составляют большинство населения. Шииты есть в Таджикистане, Афганистане и Ливане. Влиятельные шиитские общины имеются также в странах Персидского залива, включая Йемен и Саудовскую Аравию.
Особенно активны шииты сегодня в Йемене и Ливане. Что касается последнего, то здесь огромную роль играет шиитское движение "Хизбалла", чьи бойцы четыре года назад напали на израильский патруль и тем самым спровоцировали Вторую Ливанскую войну. Ведь Израиль тогда именно этот повод использовал для начала бомбардировок Ливана.
Как показывает пример с "Хизбаллой", шииты, несмотря на свою сравнительную малочисленность, зачастую играют важнейшую роль в жизни своей страны. Это не случайно, ведь в отличие от суннитов они гораздо более организованны. В том же Ливане есть и другая мощная шиитская организация — "Амаль".
Впрочем, такое влияние шииты имеют далеко не везде. Например, им не удалось стать организованной силой в том же Афганистане. В этой стране шиизм исповедуют, по сути, лишь часть таджиков и такое национальное меньшинство как хазарейцы. В силу своей малочисленности они просто не могут сыграть заметной роли. И это притом, что во времена талибов местные шииты подвергались геноциду.
Можно отметить, что шиитам редко где удавалось придти к власти. Исключение — Сирия. Ситуация там вообще уникальная: будучи религиозным меньшинством, местные шииты, представленные алавитской ветвью, находятся у власти и правят суннитским большинством.
Активность шиитов во многом связана с тем, что в прежние времена они подвергалось гонениям со стороны суннитов, а сейчас подняли голову. Именно их представители в ряде стран, включая Йемен, ведут вооруженную борьбу против центрального правительства.
- В чем суть суннитско-шиитских противоречий?
— Она состоит в том, что, в отличие от суннитов, шииты считают равнозначными пророка Мухаммеда и его зятя (одновременно двоюродного брата) Али. За это сунниты считают их еретиками, называли и подчас продолжают называть "язычниками" и "отщепенцами". Это обусловлено предыдущим ходом истории.
После смерти пророка Мухаммеда в 632 году среди его последователей начались распри относительно того, кто станет преемником. Меньшинство хотело видеть в этом качестве его родственников. И избрало имамом двоюродного брата Мухаммеда — Али. Этих людей стали называть "Шиит Али" или "сторонники имама Али". Однако большинство считало, что лидера — халифа — следует избирать всей общиной.
Кроме того, в отличие от суннитов, у шиитов имам — не просто ведущий молитвы, а сакральная каноническая фигура. И еще: они ожидают прихода скрытого имама, провозвестника скорого конца света, последнего преемника Пророка Мухаммеда, своего рода мессию. И здесь еще одно их отличие от суннитского большинства.
Различия между шиитским и суннитским исламом видны по всем аспектам мусульманского права. Они влияют на государственные законы, особенно те из них, что касаются семьи и общества.
Отношения между двумя общинами подчас напряженные. Это обусловлено самой историей. Ведь еще в 680 году в Кербеле в Ираке сунниты убили сына имама Али — Хуссейна, что еще больше обострило суннитско-шиитские противоречия.
Там, где правят шииты, сунниты нередко притесняются и наоборот. Противоречия между представителями этих общин зачастую настолько остры, что не дают объединиться перед лицом даже общего врага. В том же Ираке суннитские отряды уничтожают шиитов, те отвечают им террором. Если первые устраивают взрывы в шиитских кварталах, то вторые просто режут религиозных соперников по углам.
Что касается толерантности, то нетерпимы друг к другу и те, и другие. Но представителей других религий (прежде всего, христиан) сурово подавляют и суннитские, и шиитские руководители.
— Почему за исключением Ирана и Азербайджана шииты не живут компактно?
— Причина того, что они в основном разбросаны небольшими общинами по огромной территории на расстоянии тысяч километров и редко где живут компактно - гражданская война в седьмом веке между самими арабами. После этих событий шииты расселились по разным областям бывшего Арабского халифата.
— Как случилось так, что большую часть шиитов составляют не арабы, а представители других народностей — персы и азербайджанцы?
— Это объясняется историей. Во времена Арабского халифата некоторые неарабы (например, персы) приняли шиизм. Тогда это было формой протеста против суннитско-арабского гнета.
— Одно из объяснений "нестабильности" шиитов — влияние Ирана. Насколько оно велико?
— Не следует преувеличивать его масштабы. Тегеран активно пытается использовать шиитов с момента Исламской революции в Иране 1979 года. Зачастую у него это получается, если посмотреть на Йемен или Ливан. Йеменские повстанцы-шииты, равно как и ливанская "Хизбалла", находятся под мощным влиянием Ирана, которому подчас удается играть на суннито-шиитских противоречиях внутри арабов.
Однако это происходит не всегда и не везде. Вспомним ирано-иракскую войну 1980 — 88 гг., во время которой Исламская Республика пыталась использовать шиитское большинство в своих интересах. Однако это не удалось. В Тегеране тогда не учли, что, иракские арабы (неважно: сунниты или шииты) придерживаются арабской идеи. Поэтому большинство шиитов оказалось на стороне Саддама Хусейна в той войне против персов.
Так что не всегда для шиитов религия оказывается важнее национальной принадлежности.
Сергей Балмасов Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Аравия в V-VI вв. была раздробленна и бессильна. Именно это открыло в нее двери для самых разнообразных культурных влияний. В город Ятриб - будущую Медину убежали от римлян уцелевшие евреи, туда же скрывались христианские еретики: там же учили арабов зороастризму персидские маги, а вокруг бродили по пустыне бедуины, поклонявшиеся звездам и особенно Зухре - планете Венера. В торговой Мекке святыней был камень, упавший с неба, - метеорит. Но мекканцы были люди практичные. Они принимали в свой город паломников, дозволяли им поклоняться черному камню, а воду и финики продавали по повышенным ценам. Так, в благодатной тишине, жила Аравия, пока не начала раскаляться внезапно возникшим внутренним жаром.
Поэзия, хотя бы примитивная, была нужна арабам, путешествующим по пустыне, чтобы соразмерить колебания своего тела с аллюром верблюда. Этому помогал ритм стиха, подчиняющий себе человека целиком. Так как у верблюдов аллюров много, то и трясут они всадника разнообразно. Поэтому в арабской поэзии есть 27 размеров, тогда как в русском только 5. Поэзия была для арабов также насущно необходима, как для греков музыка, для негров-банту - танец, для славян - песня и т.д. А раз так, то первыми пассионариями в Аравии стали поэты, и в VI в. на месте ритмической болтовни бедуинов оказались стихи Имруль Кайса, шедевры мировой поэзии.
В VII в. поэтов вытеснили и убили религиозные фанатики, сплотившиеся около пророка Мухаммеда. Они победили мекканских купцов, бедуинов пустыни и евреев Ятриба, переименованного в "Город пророка" (Медина-тун Наби), потому что не жалели жизни ни своей, ни чужой. Порыв их был столь силен, что они сокрушили великий Иран и отторгли от Византии Сирию и Египет.
Но приняв ислам на словах, мекканские купцы и бедуины в душе оставались равнодушны к теологии. Победившие их сектанты, руководимые халифами (наместниками пророка) Абу-Бекром и Омаром, были большинству арабов несимпатичны, хотя завоевания этих халифов приносили громадные доходы от грабежа покоренных стран и работорговли. Так в халифате создались две этнопсихологические доминанты. К одной из них принадлежали фанатики - истинные мусульмане, а к другой - потомки врагов Мухаммеда, принявших ислам под угрозой гибели еще при жизни пророка.
Эти силы не могли не столкнуться в смертельной схватке. Они произошли в 660 г., и победили лицемеры. Вождь их, Муавия ибн Абу-Сафьян, основал династию Омейядов и перенес столицу из Медины в Дамаск, а его противники образовали партию погибшего халифа Али, "шият-Али", и стали называться шиитами, буквально - "партийными". Фанатиков сменили политики.
Победа Омейядов легко объяснима. Пассионарные люди были на обеих сторонах. Разделяли их только психологические доминанты, а сделать выбор мог каждый по своей воле. Большинство предпочло успех и богатство мученической смерти за религию, навязанную им силой. И вот потому Омейяы сидели на троне халифов и обращали избыточную энергию своих соплеменников на завоевания Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, Испании и Аквитании. 90 лет они шли от победы к победе, и это их погубило.
Халифы Дамаска покорили столько народов, что в халифате сами арабы превратились в господствующее меньшинство. Сверх того, так как всем покоренным рекомендовалось принимать ислам, чтобы не платить тяжелый налог харадж, количество лицемерных мусульман выросло, а этнос, объединенный Мухаммедом, превратился в суперэтнос. В то же время пассионарность самих арабов-мусульман расплескалась в завоеваниях, гражданских войнах (656-666 гг. и 673-677 гг.) и восстаниях сектантов-хариджитов (684-697). И уже в VIII в. Омейяды пожинали плоды своей политики: господствующие лицемеры в ряде внутренних войн истребили большую часть искренних мусульман и дали возможность размножиться другим лжемусульманам неарабского происхождения, однако не представив им никаких прав. Те нашли вождя, Абу-Муслима, перса, который поднял народ на борьбу за потомков дяди пророка, Аббаса, против узурпаторов. Его поддержали буквально все, и в 750 г. последний омейядский халиф Мерван II погиб в Африке, а его родственники были убиты. Обыватели победили потомков воинов, задавив их массой.
Новый халифат - Багдадский - стал уже не арабским, хотя и оставался таковым по языку, а арабо-персидским, почти копией царства Сасанидов, если бы те не сменили религию. Персы, перемешавшись с арабскими завоевателями, получили от них пассионарную инъекцию, но сохранили свой культурный идеал, привив Аббасидам элементы своего мировоззрения.
Аббасиды уже не завоевывали земли, а теряли их. Уцелевший Омейяд - Абдурахман отделил Испанию и стал там самостоятельным халифом в 756 г. Затем отпали Марокко в 789 г., Алжир в 777 г., Ифрикия (Тунис) в 800 г., Хорасан в 821 г., Сеистан в 867 г. и Средняя Азия в 900 г. Аналогичный развал шел и в Сирии, Месопотамии, Аравии, Иране. Мятежники доходили до ворот Багдада.
К 900 г. обыватели проявили полную неспособность защищать свою страну, свои дома и семьи, и уже тем более свою веру, от внешних и внутренних врагов.
Ослабление, а потом и унижение такой мировой державы, как Багдадский халифат, трактовалось неоднократно и разнообразно. В аспекте этнологии проблема ясна: полигамия и привоз разных рабов из Азии, Африки и даже Европы создали в арабских странах этническую пестроту, для удержания которой в рамках системы требовалась огромная затрата энергии, т.е. высокий уровень пассионарного напряжения. Но и это не спасло, потому что дети грузинок, половчанок, гречанок и африканок наследовали пассионарность своего арабского отца и вкусы своих матерей, вследствие чего часто становились врагами друг друга.
А ведь все начинается с мелочей, казалось бы не заслуживающих внимания. Пророк Мухаммед не мог пить вино, но любил своих жен. И он запретил выпивку, разрешив устраивать гаремы. Поэтому мусульмане выпивали тайком, а детей производили вполне официально от самых разных жен. Для сохранения этноса было бы лучше наоборот. Но начавшиеся процессы были необратимы.
Арабы быстро начали терять ведущие позиции в халифате и были бессильны остановить этническую дивергенцию. Попытки халифов Мамуна (813-833 гг.), Мутаваккиля (убит в 861 г.) и Мутамида (погиб в 892 г.) навести порядок в полиэтничной стране кончались трагическими неудачами. Уже халиф Мутаси (833-842 гг.) вынужден был создать гвардию гулямов, т.е. воинов-невольников из тюрок, славян, берберов и негров. Эти гвардейцы в 865 г. взяли власть в свои руки и за десять лет низвергли и убили четырех халифов. Однако они были необходимы, так как только они смогли подавить восстание зинджей - черных невольников из Африки, работавших на расчистке солончаков Нижнего Ирака (869-883 гг.).
Общим между гулямами и арабами было лишь исповедание ислама, но этого оказалось достаточно, чтобы система халифата уцелела. Гулямы были ксенией - колонией гостей в арабском городе Багдаде, и по существу хозяевами страны.
Получилось более чем странно: халиф, глава всех мусульман, не мог и часу удержать власть без тюркских гулямов, а те не могли господствовать в чужой им стране без соизволения халифа. Условия, которые для них создали Аббасиды, были роскошны. Они получали содержание, на котором могли жить безбедно, выполняли привычную работу - воевали, подавляли восстания для халифов, а власть защищала их от народа... Ведь они оставались чужими и людям, и климату, и растениям, и горам, и равнинам. Оторванные от родины и традиции, тюркские гулямы убивали халифов, грабили купцов, издевались над крестьянами, потому что для них это были чужие, неприятные люди, к тому же беззащитные, ибо сабли были только у тюрок.