19 августа по новому стилю Русская и другие поместные православные Церкви празднуют Преображение Господне. В этот праздник вспоминается событие, описанное в Евангелии, когда Спаситель с тремя учениками взошел на гору и преобразился пред ними, представ во славе Божества. В знак того, что вся природа ожидает грядущего обновления, освящают плоды.
В этот день в православных храмах сияют белые ризы. Белые богослужебные облачения духовенства, покрывала на аналоях, престоле и жертвеннике символизируют нетварный фаворский свет, который видели апостолы в момент Преображения. По традиции храм также украшают белыми цветами, а женщины надевают белоснежные платки.
Вот как описан фаворский свет в трех Евангелиях:
"и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (От Матфея 17:2)
"Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить" (От Марка 9:3)
"И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею." (От Луки 9:29)
Если следить за хронологией евангельских событий, то чудо Преображения Господня было явлено весной, незадолго до крестных страданий Господа Иисуса Христа и Пасхи. Но в церковной традиции праздник отмечают летом, потому что он символизирует радость будущего века, несовместимую с покаянным настроем и печалью Великого Поста.
В этот день Христос взял троих Своих учеников: Петра, Иоанна и Иакова, и возвел их с Собой на гору Фавор. Это был прообраз восхождения в Царство Небесное. В Евангелии не уточняется, как именно называлась гора, на которую взошел Господь с учениками, но согласно церковному преданию считается, что это была гора Фавор в Галилее. Некоторые ученые пришли к выводу, что описанные события произошли на другой горе — Ермоне. "Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася", — сказано в пророческом 88-м псалме, слова которого поются в праздник на богослужении.
Высота Горы, как толковал ее блаженный Феофилакт, означает возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов — богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве.
Почему именно этих учеников удостоил Господь быть свидетелями Своей славы? Эти апостолы были носителями трех главных христианских добродетелей. Узрят Христа прежде всего те, которые имеют такую веру и ревность о Славе Божией, как апостол Петр; такую любовь к Богу, которую имел Иоанн Богослов (его и называют — апостол любви); такую кротость и смирение, как у апостола Иакова, которого можно назвать апостолом смирения.
Тогда же на горе явились пророки Моисей и Илия. Каждый из этих пророков считается боговидцем — Моисей был удостоен видения Господа на Синае, а Илия — на Хориве. Но тогда они видели Творца только прикровенно, а теперь они лицом к Лицу стоят тут с воплотившимся Богом и беседуют с Ним о том подвиге, который будет Он совершать в Иерусалиме. Моисей и Илия, по выражению св. Иоанна Златоуста, "один умерший и другой, еще не испытавший смерти", предстали для того, чтобы показать, что "Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей".
Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков.
"Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии", — восклицает в этот момент апостол Петр. Святые отцы так раскрывают смысл этих слов: не уходи, Господи, не иди на Крест и нас не веди за Собою; останемся лучше здесь, где нам так хорошо. Но Христос прерывает чудное видение, а сходя с Фавора, вновь говорит ученикам о Своих грядущих страданиях и воскресении из мертвых.
В тот же миг в небе появилось облако, осенившее всех бывших на горе своей тенью, и из этого облака раздался Голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". И тут же видение пропало; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Самого Спасителя. Он подошел к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: "встаньте и не бойтесь".
Смысл Преображения Господня для апостолов заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а увидели добровольное страдание и смерть Бога за людей и проповедали миру, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Об этом говорится в кондаке праздника.
"В день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой", — говорил в проповеди на этот праздник митрополит Антоний Сурожский.
В Праздник Преображения после Божественной литургии принято освящать плоды. Этот обычай восходит к VIII веку. В древности этот обычай означал, что люди приносили начатки своих трудов Богу для освящения. Сегодня, когда фрукты люди приносят в большинстве случаев покупные, это символизирует, что вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. В этот день можно освящать любые плоды — яблоки, груши, виноград, абрикосы и даже арбузы.
Ольга Гуманова Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|