Сегодня вступает в силу Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Жажду подробностей!
Доктор Быков
Отгадайте загадку. Чем Федеральный закон № 208-ФЗ от 27 июля 2010 года отличается от всех остальных Федеральных законов?
Дело в том, что это первый – и единственный на данный момент – действующий в России законодательный акт, содержащий понятие «МСФО» - Международные стандарты финансовой отчетности.
Под выражением «консолидированная финансовая отчетность» в Законе понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Закон № 208-ФЗ имеет богатую историю. В бытность свою законопроектом № 55792-4, документ обсуждался Государственной Думой аж двух созывов – четвертого и пятого (или правильно в данном случае сказать «Государственными Думами»? По-моему, второй вариант смотрится гораздо эффектнее).
Как было сказано в финансово-экономическом обосновании к проекту, принятие закона «призвано обеспечить повышение инвестиционной привлекательности ведущих организаций России, что, в свою очередь, будет способствовать росту объемов производства продукции (работ, услуг), следовательно, и доходов бюджета.
Ожидаемые расходы федерального бюджета, по мысли авторов проекта, могли быть связаны «только с процедурой опубликования официального перевода текста Международных стандартов финансовой отчетности на русский язык». По предварительным расчетам, данные расходы могли составить 2,25 млн. рублей (обязательное количество экземпляров рассылки - 450, стоимость одного экземпляра – 5 тыс. руб.).
Будучи внесен на рассмотрение в мае 2004 года, в декабре того же года он был принят уже во втором чтении. Далее в обсуждении проекта закона наступило затишье длиной в пять с половиной лет. За это время много чего интересного произошло в сфере внедрения МСФО (особенно по части кредитных организаций) – за исключением появления нормативных актов, регламентирующих составление отчетности, а также официального перевода стандартов на русский язык.
Жарким летом 2010 года законопроект был возвращен к процедуре второго чтения.
7 июля закон был принят Государственной Думой, 14 июля – одобрен Советом Федерации, 27 июля – подписан Президентом Российской Федерации. 30 июля Федеральный закон № 208-ФЗ опубликовала «Российская газета», и сегодня, 10 августа, он вступил в силу.
Закон распространяется на кредитные организации, страховые организации, а также иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. В настоящее время большинство их перечисленных организаций и так составляет отчетность по МСФО, и теперь у этого таинства (а иначе процесс составления отчетности по международным стандартам и не назовешь) появилась, наконец, законодательная основа.
После шести лет пребывания в Госдуме закон оказался невелик по объему. Он определяет лишь самые общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО, которая, в свою очередь, является только одним из элементов составления отчетности по международным стандартам.
Как пояснил «Российской газете» старший юрист юридической компании «Налоговик» Павел Ларин, консолидированная отчетность составляется для обобщения сведений о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов, а также рисков по всем компаниям, входящим в группу. Отчетность, по разъяснениям Комитета МСФО, должна составляться таким образом, как если бы материнская и все ее дочерние компании являлись единым предприятием. Операции и сделки между компаниями, входящими в группу, при консолидации исключаются.
На самом деле, никаких намеков на требования, обязательства, собственные средства, чистые активы и даже риски в законе нет. Все это есть в МСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность». В законе же имеются отсылки на МСФО, а также на некие нормы и требования, которые должны быть установлены Банком России, Правительством Российской Федерации, Фондом Комитета по МСФО.
А значит, надо ждать появления многочисленных, подробных и объемных подзаконных актов, разъясняющих и детализирующих положения Закона № 208-ФЗ.
И это как раз тот случай, когда подзаконные акты действительно нужны. Без них закон работать не будет – уж слишком «рамочный». Даже с датой начала составления и представления консолидированной отчетности существует, на мой взгляд, неопределенность: в соответствии с пунктом 1 статьи 8, организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации.
Кто-нибудь знает, что такое «признаны для применения»? А что такое «группа» для целей составления консолидированной финансовой отчетности? И как быть с консолидированной отчетностью, которую банки составляют сейчас в соответствии с требованиями ЦБ РФ?
В любом случае, следующий ход теперь – за Банком России.
Может, для начала они с Минфином поднатужатся и опубликуют все-таки официальный перевод Международных стандартов на русский язык?
Потому что предложенный регулятором вариант получения доступа к тексту стандартов в формате pdf через регистрацию на сайте Совета по международным стандартам финансовой отчетности (http://www.ifrs.org/Home.htm) меня, например, как-то смущает. Источник: Марина Корф.
Рейтинг публикации:
|