Чем бы вы занялись, если бы у вас была возможность не работать и при этом сохранить вполне приличный доход? Логично предположить, что развитая личность, получив такую прорву свободного времени, некоторое время покричит "ура!", а затем займется саморазвитием, творчеством и так далее. То есть тем, на что раньше не хватало времени. Но… Не тут-то было.
Согласно известному мифу, русские ленивы испокон веков, а предел их мечтаний — это обзавестись щукой, как у Емели.
Самое обычное передергивание: мол, русский человек любит отдыхать, значит, он не любит работать. Кривая "логика". Выходит, если некто любит поспать, то он что — не любит бодрствовать?
Наше родное "по щучьему велению" — не от лени, а от того, что в России, образно говоря, бананы с пальмы в рот не падают. Климат не тот: даже чтобы просто выжить, надо много трудиться…
Да и, в конце концов, покажите хоть одну сказку любого народа, в которой герой мечтал бы работать днями напролет!
Это я все к чему — недавно на глаза попалось весьма интересное исследование портала SuperJob. Его сотрудники опросили тысячу "представителей экономически активного населения страны" с целью выяснить: чем бы те занимались, если бы имели возможность не работать.
Ответы интересно проанализировать именно с точки зрения полезной деятельности, которая предпринимается индивидом самостоятельно, без принуждения.
Картина получилась весьма прозаической и характерной исключительно для общества потребления.
Самое большое количество народа заявило, что посвятило бы время туризму и путешествиям — 35 процентов. Разумеется, не очень-то корректно зачислять в одну категорию, скажем, поход на байдарках и "самоподжаривание" на пляже где-нибудь в Турции. Но, увы, такова специфика опроса.
Однако думаю, что подразумевался все же, скорее, второй вариант — некоторые ответы цитировались, наиболее впечатлил этот: "Ездила бы шесть раз в год на море". А вот про туризм с палатками и комарами ответов не привели.
Правда, возможно, есть объяснение такой высокой доли любителей туристических поездок. Дело в том, что путешествия сейчас весьма дороги. Если не брать в расчет узкую прослойку живущих в Москве или Питере, то люди крайне редко могут позволить себе поехать куда-либо на отдых. Причем даже в упомянутой "элитной" группе большинство богачей работает на износ, и банально не может позволить себе классический отпуск типа "месяц подряд".
Так что понятно, почему так много людей хотят попутешествовать. Мысль о том, что это надоест, просто не приходит в голову — не хочется разрушать мечты.
Но даже если сделать такое послабление, картина все равно выходит грустная.
Такое слово, как "самосовершенствование", вспомнило лишь 3 процента опрошенных. "Образование, науку" упомянули еще 5% (это опять к тому, как странно составляются опросы — ведь образование вполне относится к самосовершенствованию). Занятие "любимым делом" назвали 4%.
При этом 6% откровенно заявили, что не собирались бы делать вообще ничего. "Бездельничала бы", "Валялся на диване…", "Да ничем…" и так далее.
Тем не менее, 9% признаются, что "От безделья можно свихнуться"; "Без работы не могу. Все равно искал бы работу!"; и т. д.
Кое-кто в этой связи может сказать о "внутренней несвободе", а то вообще о какой-нибудь "рабской привычке к труду". Чем всего лишь выдаст себя — такое отношение показывает, что имярек через силу трудится на нелюбимой работе.
Современное общество все больше становится обществом потребления. Это выражается не только в "шопоголизме", стремлении менять мобильники пару раз в год и вешать на себя ярмо кредитов. Другая сторона — это восприятие работы не как творческого труда, а как скучной, нудной обязанности, которую нужно отбывать и за это получать средства на потребление.
Человек, уверенный в завтрашнем дне — каким смешным штампом это казалось четверть века назад! — уверен в том, что он не окажется бездомным на улице, что не останется без медицинской помощи, что заработная плата будет достаточной для жизни, а не выживания. В этом случае он может спокойно получать образование в той области, которая его привлекает, а затем — выбирать работу по вкусу.
Думаю, не имеет смысла подробно расписывать, в каком случае выше КПД — когда работу хочется делать или когда она вызывает отвращение. Как и последствия для психики.
Но обществу потребления не нужны творцы. Помните, у Пелевина, в "Generation П"?
"- …Пойдешь ко мне в штат? …
— Кем? — спросил он.
— Криэйтором.
— Это творцом? — переспросил Татарский. — Если перевести?
Ханин мягко улыбнулся.
— Творцы нам тут на … не нужны, — сказал он. — Криэйтором, Вава, криэйтором."
Творец не может не творить, кем бы он ни был — ученым или рабочим, а вот "криэйтор" будет работать в указанных рамках.
Современному либеральному обществу нужны работники, которые будут кое-как вертеться свои восемь часов, и которых легко заменить на других в случае "рыночной неэффективности". И такие "винтики", безусловно, готовы променять свою работу на "отдых шесть раз в году", даже если от "безделья предстоит свихнуться"…
Андрей Борцов Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|