Минприроды предлагает ужесточить контроль и ответственность за сохранность геолого-физической информации
Недавно в аэропорту «Домодедово» был задержан гражданин России, представитель норвежских компаний ООО «ПГС-СНГ» (переименовано недавно в ООО «ПГС-Евразия»), направлявшийся в Хьюстон. Таможенников заинтересовали электронные дисковые накопители в его багаже. В сопроводительных документах значилось, что на флеш-картах записано программное обеспечение, а сам гражданин летел в США на обучение. Документы, впрочем, не убедили таможенников, и диски были направлены на экспертизу в Росприроднадзор, который дал вполне внятный ответ: на электронных носителях содержалась информация о строении российских недр и месторождений. Сами по себе эти данные секретными не являются, но относятся к понятию «коммерческая тайна».
Для легального вывоза таких данных на обработку нужно пройти серьезную процедуру, получить разрешение экспертов, лицензию. Вся эта процедура длится до трех месяцев. Причем не факт, что такое разрешение может быть получено, даже если эта информация является собственностью какой-нибудь компании, - ведь определенные данные о недрах могут подпадать под закон о государственной тайне.
- А в Хьюстоне есть центр геолого-физических служб, - пояснили нам в компетентных органах. - Там же высокотехнологичная аппаратура, которая обрабатывает информацию. В России такой нет.
Чем же так ценны эти данные? Сейчас, чтобы начать разведку или разработку конкретного участка, нужно получать лицензию в Министерстве природных ресурсов. Оно проводит аукцион между компаниями. Фирмы платят деньги государству за право разработки участка с недрами. Особенно ими интересуются иностранные компании. Однако заранее сложно оценить перспективность разработки. В связи с этим компании стремятся получить данные по соседним, уже разведанным участкам, чтобы с определенной долей уверенности оценить свой. Кто быстрее начинает разработку, тот и в выигрыше. С помощью горизонтального бурения можно, к примеру, перекачать всю нефть с соседнего участка.
- Проблема утечки информации действительно острая, - рассказал «КП» замруководителя Федерального агентства по надзору в сфере природопользования Владимир Смолин. - Помимо прочего, у нас большая проблема с шельфом. Есть не урегулированные участки, например, с Украиной, Норвегией. У кого больше информации, тот убедительнее сможет аргументировать свои доводы в международных спорах. А бывает так, что какой-нибудь институт, работающий за счет бюджетных средств, получает информацию о каком-нибудь районе. После чего недобросовестные сотрудники ее просто продают втихаря. Не только за рубеж, но и конкурентам. Причем если раньше это были бумажные массивы, то теперь такие данные можно просто отправить по электронной почте.
- В законодательном плане есть необходимость получения разрешения на вывоз геологической информации, - прокомментировала нам замдиректора Департамента госполитики и регулирования в сфере геологии и недропользования Минприроды Дарья Василевская. - Проблема в том, что не совсем понятно, как вывозится информация на электронных носителях. К этим вещам надо подходить более внимательно. Возможно, нужны более серьезные санкции. Торговать геологической информацией можно по-разному. Одно дело, если эти данные являются собственностью того лица, которое их продает. Сам получил информацию, имея соответствующие разрешения и лицензии, и сам решает, что с ней делать дальше. Другое дело - информация, находящаяся в государственной собственности. Обычно получают данные из фондов геологической информации, тут часто многое за скобками остается. И потом начинают ими торговать не совсем легально. Не всегда фонды обеспечивают надлежащую конфиденциальность представляемой им геологической информации, хотя по закону это делать обязаны. Сейчас мы готовим поправки к Закону «О недрах». С одной стороны, мы заставляем недропользователя сдавать тот комплект геологической информации, которую он получает по результатам тех или иных работ, а с другой - ужесточаем ответственность лиц, которые отвечают за хранение этой информации. То есть не просто какая-то дисциплинарная ответственность, а ответственность либо административная, либо уголовная. Ведь с помощью этой информации можно осуществлять влияние на рынок. И вне всякого сомнения, бесконтрольная передача определенных данных может нанести ущерб стране. Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
|