Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Чингиз Велиев: Перед лицом санкций: уязвимость экономики Ирана и будущая борьба за Каспий

Чингиз Велиев: Перед лицом санкций: уязвимость экономики Ирана и будущая борьба за Каспий


27-06-2010, 22:13 | Политика / Размышления о политике | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 603)

Совет безопасности ООН принял очередные санкции против Ирана, продолжающего проводить собственную ядерную программу. Официальный Тегеран пообещал принять четвертый по счету пакет международных санкций так же, как и все предыдущие, хотя последний намного жестче. В частности, Евросоюз ввел: запрет на инвестиции в нефтегазовый сектор Ирана; на передачу отраслевых технологий и оборудования двойного назначения; оказание профильных услуг; экспорт продукции, который может использоваться в военных целях; серьезные финансовые и банковские ограничения, в первую очередь, против лиц, причастных к ядерной программе Ирана.

 

Перечень санкций, вводимых исключительно американским правительством, регулируется лично президентом СШ.А. Безусловно, они будут экстерриториального характера и выходящими за рамки согласованных решений мирового сообщества.

 

Иран, продолжительное время живущий в условиях мировых санкций, похоже, свыкся с ними. За это время промышленность страны, если и не сделала технологический рывок вперед, то обеспечивает свое 70-тимиллионное население практически всеми необходимыми товарами. Существенной помощью является импорт китайского ширпотреба, занимающий 10% иранского рынка.

 

Иран является крупным поставщиком, а также сотрудничает с соседними странами. В свою очередь, Иран импортирует из Туркмении природный газ в объеме 20 млрд кубометров, а из Азербайджана хочет нарастить объем поставок газа до 5 млрд кубометров. Иранский порт Нека получает туркменскую нефть наравне с Баку. Кроме того, Иран является единственным (после Грузии) покупателем азербайджанского бензина, ввоз которого запрещен в страны Евросоюза. Официальный Тегеран в одностороннем порядке ввел безвизовый режим с Азербайджаном. Для обеспечения текущих операций в Баку функционирует иранский Банк Милли Иран (Мelli Iran) закрытие которого нанесет больший удар по экономике Азербайджана, чем Ирана.

 

Одним из уязвимых мест экономики Ирана является дешевизна автомобильного топлива. В Иране до сих пор 100 литров бензина продаются по бросовым государственным ценам и еще 100 литров по фиксированным, но относительно низким ценам, а остальные по коммерческим. Дешевизна бензина породила огромное количество автолюбителей, которые при удорожании бензина сметут любое правительство. До сих пор в Иране всего 8% грузов и 3-4% пассажиров перевозится железнодорожным транспортом, все остальное - автомобильным.

 

Бедой Ирана является расточительство в расходовании нефтепродуктов, часть которых он возмещает импортом. Поэтому, чтобы Тегерану увеличить ВВП на 1 тыс. долларов требуется расход энергоносителей в эквиваленте 1700 литров углеводородного сырья. Теперь понятно, какую роль играют мировые цены на нефть в экономике Ирана. Отсюда и жесткая позиция Ирана по статусу Каспия, заключающаяся в делении его на 5 равных частей.

 

Основная борьба за каспийскую нефть развернется в регионе в 2020 году. К тому времени поток азербайджанской нефти в трубопровод БТД, контролируемый американцами, будет иссякать без внешних поставок. Развернется конкуренция за транспортировку казахстанской нефти, которую уже будут добывать в объеме 3 млн. баррелей в сутки. Несмотря на то, что американцы стараются отдалить иранцев от всех каспийских проектов, он предоставляет самый дешевый маршрут транспортировки каспийской нефти в Оманский и Персидский заливы. Казахстанское руководство достаточно серьезно относится к этому проекту, рассматривая его в качестве одного из маршрутов вывода своей нефти на мировой рынок.

 

Для транспортировки каспийской нефти Иран планирует построить нефтепровод Нека - Джаск протяженностью 1560 км и мощностью 1 млн баррелей в сутки. Тариф на прокачку нефти по трубопроводу предполагается установить на уровне 45$. Транспортировка нефти через БТД обходится в настоящее время 75$ за баррель, по железной дороге Баку-Кулеви 73$ за баррель, КТК - 55$ за баррель.

 

В настоящее время готовится ТЭО по наращиванию приема нефти каспийским портом Нека с 17,2 млн тонн до 25 млн тонн сырой нефти в год. Сами работы планируется завершить в 2015 году. Мощности терминалов по хранению нефти собираются увеличить с 1,5млн до 2,5 млн баррелей. Углубление порта Нека позволит принимать танкеры дедвейтом не только 14 млн тонн, но и 60 млн тонн. Сейчас в Иране функционирует 9 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) общей мощностью переработки 1,760 млн баррелей в сутки. Из них 3 НПЗ могут принять в общей сложности 350 тыс баррелей в сутки каспийской нефти. Планируется строительство 7 новых НПЗ общей мощностью 1.59 млн баррелей в сутки. Рассчитаны на каспийскую нефть будут 2 НПЗ общей мощностью почти 0,5 млн баррелей в сутки.

 

Как видим, Иран является серьезным конкурентом в борьбе за транспортировку каспийской нефти. Это также беспокоит американцев, заинтересованных в том, чтобы каспийская нефть шла в западном направлении. Это одна из причин, по которой США хотят сменить существующий в Тегеране режим на проамериканский. При этом Иран - страна, обладающая третьими в мире запасами нефти и вторыми - природного газа.

 

Чингиз Велиев - эксперт по топливно-энергетическому комплексу,кандидат технических наук СССР, старший научный сотрудник (Баку)



Источник: Regnum.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map