В Госдуме в пятницу не ждут уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина с информацией о деятельности омбудсмена в 2009 году.
"Доклад Лукина не включен в повестку заседания палаты на пятницу", - сообщил РИА Новости в пятницу представитель аппарата Госдумы.
Ранее Лукин своим письмом проинформировал руководство нижней палаты парламента о том, что не сможет в назначенную дату, 19 июня, выступить в Госдуме с докладом из-за плотного рабочего графика. Омбудсмен просил выделить ему время для выступления в другой день.
Однако, как сообщил спикер Госдумы Борис Грызлов, на Совете Думы было принято решение на другой день выступление Лукина не переносить, парламентарии смогут ознакомиться с докладом уполномоченного по правам человека самостоятельно, что не противоречит регламенту палаты.
Вместе с тем, в аппарате Госдумы уточнили, что подобная практика не будет использоваться впредь. "Если в будущем году омбудсмен захочет представить свой доклад лично, он сможет это сделать", - сказал собеседник агентства.
В 2009 году к уполномоченному поступило 54 тысячи жалоб, обращений, заявлений, говорится в докладе омбудсмена.
Общее количество жалоб составило 32043. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос на 16,2%. При этом увеличение числа жалоб в 2009 году отмечается в большинстве субъектов РФ. Подавляющее большинство жалоб - 98,6 % поступило от заявителей с территории России, остальные из стран СНГ и Балтии, а также из стран дальнего зарубежья.
Большинство обратившихся в аппарат уполномоченного жалуются на нарушение их личных прав, четверть жалоб посвящена нарушениям социально-экономических прав граждан.
Право на суд
Каждая вторая из поступивших к уполномоченному жалоб касалась нарушения личных (гражданских) прав человека. В частности, выросло количество жалоб, связанных с неэффективностью судебной системы и нарушением права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.
Омбудсмен отмечает, что в отчетном году не улучшилось положение с обеспечением разумности сроков судебного разбирательства, с реализацией принципа справедливости судебного разбирательства, а также состязательности и равноправия сторон.
На уровне прошлого года осталось количество жалоб на нарушения прав человек в ходе процессуальной деятельности органов дознания и следствия, а также на нарушения свободы совести и вероисповедания. Увеличилось количество жалоб, связанных с условиями отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Модернизация общества
В отчетном году идеи модернизации, о необходимости которой так долго говорили лишь единицы, наконец, овладели массами, став объектом оживленной общественной дискуссии, отмечает уполномоченный в заключительной главе доклада. В фокусе споров оказался вопрос о границах модернизации, конкретно о том, должна ли она распространиться на сферу политики или может ограничиться экономикой.
Сам омбудсмен, оставаясь в пределах своей компетенции, подчеркивает, что никакая модернизация невозможна без реального обеспечения прав и свобод человека.
Итоги деятельности уполномоченного в отчетном году и выводы, которые были сделаны, неопровержимо свидетельствуют о том, что в деле обеспечения прав и свобод человека у России как государства и общества имеются огромные резервы для самосовершенствования.
По мнению уполномоченного, этому способствует эффективная обратная связь между обществом и государством, а также строгое, беспристрастное и невыборочное исполнение всех процедур, предусмотренных действующим законодательством.
Избирательное законодательство
Еще один обнадеживающий пример - оперативная и деловая реакция президента РФ на критические отзывы общественности, вызванные "нестерильностью" прошедших в отчетном году выборов. "Навести порядок с досрочным голосованием на местах", - говорится в докладе.
Уже в январе 2010 года ЦИК России выступил с предложением о полном отказе от этой процедуры. Кроме того, ЦИК России предполагает разработать новый тип открепительных удостоверений, снабдив их защитой от подделок и тиражирования.
Омбудсмен в своем докладе также напоминает, что президент РФ предложил отказаться от сбора подписей как механизма допуска политической партии к выборам.
По его мнению, это предложение в полной мере отвечает объективным интересам общества: достаточно вспомнить, как часто в последнее время процедура проверки подписей использовалась для снятия "с дистанции" "неугодных" кандидатов.
Проблема, однако, в том, что в отчетном году было реализовано еще одно предложение президента - об отмене денежного залога на выборах всех уровней.
"В совокупности два этих предложения могут окончательно лишить граждан возможности воспользоваться своим правом избираться, минуя списки представленных в Федеральном Собрании партий", -считает Лукин. В этой связи он предлагает подумать о возвращении к практике разумного денежного залога.
Омбудсмен также предлагает изменить принцип формирования участковых избирательных комиссий. "Никакие, даже самые совершенные правила проведения голосования и подсчета голосов, не станут панацеей от злоупотреблений, если исполнение этих правил будут контролировать полностью зависимые от местных органов власти люди", - считает он.
С учетом сказанного, уполномоченный считает остро необходимым пересмотреть сложившуюся практику формирования участковых избирательных комиссий. Уделив, в частности, особое внимание вопросам обеспечения гарантий независимости членов этих комиссий от органов власти, применяя ту же процедуру, что и при отборе присяжных заседателей.
Свобода слова
С практической точки зрения уровень развития и качество свободы слова как конституционного механизма соревнования идей и мнений могут считаться достаточно высокими при выполнении двух основополагающих условий. Невмешательство государства в редакционную политику СМИ как раз и является гарантией равного доступа к ним всех членов общества. Формально говоря, именно так и работают российские СМИ, говорится в докладе.
"При этом, однако, по странному стечению обстоятельств, все общенациональные каналы телевидения, равно как и большинство центральных газет и журналов, проявляют удивительное единодушие, самостоятельно решая вопрос о том, чье мнение распространять, а чье - игнорировать", отмечает Лукин.
Он однако признает, что жалоб в этой связи поступает к уполномоченному немного и все они декларативны, "ведь документальных доказательств того, что центральные СМИ действуют по чьей-то указке, никому пока представить не удалось".
По этой причине поступающие жалобы не могут быть приняты к рассмотрению. Тем не менее, проблема далеко не равного доступа к СМИ для всех граждан, желающих воспользоваться своей свободой слова, вполне очевидна, говорится в документе.
В своих докладах и других документах уполномоченный также не раз отмечал склонность органов власти различных уровней к отождествлению понятий "экстремизм" и "инакомыслие".
Права военнослужащих
"Директивные документы, положившие начало мерам по приобретению Вооруженными Силами нового облика, недоступны для российской общественности. В силу этого судить о содержании процесса можно лишь по косвенным данным, в частности, по поступающим к уполномоченному жалобам граждан", - отмечает Лукин.
Почти половина всех поступающих к уполномоченным обращений военнослужащих посвящено нарушению их права на получение жилья.
Особое внимание в докладе уделяется практике поощрения лучших офицеров. В отчетном году указанное денежное вознаграждение получили 34 тысячи офицеров. Размеры вознаграждения были весьма солидны - от 35 тысяч рублей командиру взвода до 150 тысяч рублей командиру авиационной дивизии или атомной подводной лодки. Что, скорее всего, неожиданно для руководства Минобороны России, - это создало почву для произвольных решений и злоупотреблений при отборе кандидатов на получение этого вознаграждения, говорится в документе.
Почта уполномоченного и другие доступные ему источники информации свидетельствуют о том, что реализация этого приказа нередко приводит к не вполне здоровой конкуренции между военнослужащими, переносится на взаимоотношения членов их семей. В некоторых воинских коллективах возникла практика распределения денежных вознаграждений для лучших офицеров между всеми офицерами по принципу "общего котла", то есть в сущности по правилам простой "уравниловки". Ряд воинских коллективов не избежал серьезных скандалов.
Лукин также отмечает тяжелое положение с соблюдением прав военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Дело в том, что военнослужащие по призыву крайне редко обращаются к уполномоченному с жалобами. Отслеживание нарушений в этой сфере, как всегда, сопряжено с немалыми трудностями. В таких случаях о нарушениях прав призывников уполномоченные чаще всего узнают только от правозащитников, обращающихся к ним за помощью.
При этом по данным военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, в отчетном году общее количество потерпевших от неуставных отношений между рядовыми увеличилось на 6,1% по сравнению с 2008 годом и составило 1 тысяча 920 человек. Число погибших от неуставных отношений между рядовыми снизилось на 25% и составило 9 человек. От рукоприкладства (должностные преступления) в 2009 году пострадали 1,5 тысячи человек, что на 5,5% меньше, чем в 2008 году. Число погибших от рукоприкладства снизилось на 50% и составило 6 человек.
Анализируя характер нарушений прав военнослужащих на почве неуставных отношений, уполномоченный обратил внимание на три новых типа нарушений, порожденных изменениями в порядке комплектования Вооруженных Сил. Два из них связаны с нарушением прав военнослужащих контрактной службы, третий - с нарушением прав военнослужащих по призыву, совершаемыми самими контрактниками.
Практика подавления ОПГ
В своем докладе омбудсмен обращает внимание на практику ликвидации членов незаконных вооруженных формирований в ходе боевых столкновений.
"Понятно, что лица с оружием в руках, оказывающие сопротивление представителям власти, в исключительных обстоятельствах могут подлежать уничтожению. Однако обстоятельства каждой такой ликвидации необходимо подвергать самой тщательной проверке", - отмечает Лукин.
Возможность ликвидации вместе с боевиками случайно оказавшихся рядом людей или, что еще тревожнее, законопослушных граждан под видом "боевиков" не исключена. Поэтому процедура проверки должна быть в подобных ситуациях эффективной и непредвзятой.
Проверка обстоятельств ликвидации проводится обычно в рамках уголовного дела, по которому сам ликвидируемый проходит в качестве подозреваемого (обвиняемого). На стадии предварительного следствия это уголовное дело прекращается по не реабилитирующему основанию - в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого). Иными словами, материалы дела не доходят до суда и, таким образом, не подвергаются открытому и гласному исследованию в рамках состязательной судебной процедуры, отмечает он.
Уполномоченный не ставит под сомнение необходимость бескомпромиссной борьбы с боевиками. Уничтожение боевиками при попытке оказания вооруженного сопротивления представителям власти - объективная необходимость, говорится в докладе. "Но гибель человека - всегда чрезвычайное происшествие, которое должно быть расследовано в условиях максимальной транспарентности, с обязательным участием защитника, имеющего как доступ ко всем доказательствам, так и возможность их оспорить", - уверен омбудсмен Источник: rian.ru.
Рейтинг публикации:
|