Чем могут помочь власти, когда уже наконец отменят прописку и почему в России до сих пор практически не существует трудовой миграции? Об этом - в интервью с экспертом по вопросам миграции зав. сектором Института социологии РАН Владимиром Мукомелем.
ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ ТОЛЬКО НА КАВКАЗЕ
- Принято считать, что основная часть россиян живет по принципу «где родились там и пригодились»...
- Я бы не сказал, что россияне - принципиально народ оседлый. Например, в советское время большинство граждан СССР были достаточно мобильны (за исключением республик Средней Азии). Но в то время люди жили в других условиях: чтобы заработать на машину-квартиру, надо было ехать на Дальний Восток, в Сибирь, вступать в стройотряды...
- «За длинным рублем», как тогда говорили. А почему сейчас россияне никуда не едут в поисках работы?
- Ухудшились социальные связи. Сегодня человек может в первую очередь рассчитывать на семью и ближайший круг знакомых. Ехать в другой город решается лишь в том случае, если у него там есть друзья. Россияне меньше переезжают. Но готовы ездить на работу в ближайший город - особенно если есть возможность отработать несколько дней и вернуться к семье.
- Премьер-министр Владимир Путин распорядился подготовить правительству комплекс мер, которые повысят мобильность населения.
- Откуда поедет население в поисках лучшей доли? Сейчас прирост населения трудоспособного возраста происходит только в республиках Северного Кавказа. Но в других регионах России не готовы к приему мигрантов из Чечни, Ингушетии и Дагестана. Отношение к выходцам с Северного Кавказа даже хуже, чем к приезжим из государств Средней и Юго-Восточной Азии, Закавказья.
...А МОЛОДЕЖИ ПРОСТО НЕТ
- Может быть, есть другие источники для увеличения миграции?
- Давайте взглянем правде в глаза - все традиционные источники перераспределения населения внутри страны исчерпаны. Раньше проблема решалась за счет села - село обезлюдело. Вовлечем в этот процесс женщин? Но и неработающая женщина - большая редкость. Молодежь? Молодежи просто нет.
Причем со временем ситуация ухудшится. Росстат прогнозирует, что к 2030 году население России в целом сократится на 2,8 миллиона человек, а население в трудоспособном возрасте уменьшится на 12 миллионов.
- Власти могли бы расселить моногорода-банкроты...
- Это невозможно. Представьте, что вы житель такого городка. Надумали перебраться в другой населенный пункт. Жители моногородов готовы на такой шаг при условии, если зарплата на новом месте будет от 40 - 50 тысяч рублей в месяц. Сейчас они получают, если получают вообще, в 4 - 5 раз меньше. То есть должен быть колоссальный разрыв в зарплате, чтобы человек компенсировал разрыв связей с близкими людьми. Но кто столько заплатит? Надо не расселять моногорода, а создавать в них новые рабочие места...
|
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА |
|
ПО РОССИИ, КАК ПО СТРАНАМ ШЕНГЕНА
- Хорошо, ну а если человек все-таки решился и переехал на новое место работы? Его же здесь тоже поджидает куча проблем...
- Если вы имеете в виду обязательную регистрацию по месту пребывания, то есть намерение ее упростить. Федеральная миграционная служба в 2010 году представит в правительство проект, который изменит требования к регистрации. Сейчас при оформлении регистрации необходимо обивать пороги различных инстанций, мужчинам приходится сниматься с учета в военкомате по старому месту жительства и вставать по новому. Ничего этого будет не нужно. Россияне смогут ездить по стране, как европейцы по странам Шенгенской зоны, и менять место жительства, не спрашивая разрешения у чиновников. Чтобы встать на миграционный учет, будет достаточно отправить извещение по почте. Такой порядок регистрации уже обкатан властями на мигрантах-иностранцах.
- Переезжая в другой город, человек испытывает массу финансовых проблем...
- Во время кризиса была принята программа, направленная на стимулирование внутреннего перемещения. Выдается пособие, оплачивается съемное жилье - по минимуму. Но этой программой воспользовались всего несколько тысяч человек.
- Вот все-таки не хотят россияне переезжать в поисках лучшей доли...
- Дело не в этом. Слишком ограничено число рабочих мест, на которые работник согласен идти. Стандартная вакансия: требуется врач-рентгенолог в Приморском крае, оплата труда - 5 - 6 тысяч рублей. Много специалистов поедут на такие условия? Лучшие рабочие места заполняются не через службу занятости, а через знакомых.
- Получается, что все, что нужно для того, чтобы повысить мобильность, власти практически сделали?
- Наиболее серьезная проблема связана с тем, что у нас сформировалось очень специфическое общество, о чем мы уже говорили. Кроме того, в миграционных вопросах необходимо учитывать не только интересы государства, но и в первую очередь интересы человека. Не секрет, что, когда мы пытаемся решить проблему за счет привлечения мигрантов даже из России, возникает серьезное напряжение между приезжими и местным населением. Расходы на обустройство жизни мигрантов ложатся в первую очередь на плечи территориального бюджета. Это повод к недовольству коренного населения. Поэтому местные власти, как правило, сопротивляются таким программам.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Владимир МУКОМЕЛЬ - доктор социологических наук, завсектором Института социологии Российской академии наук. В середине 90-х годов работал главным аналитиком, советником Аналитического центра Президента России. В 1998 - 1999 годах - советник Совета безопасности.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Миграция на уровне 1897 года
Если американец в среднем переезжает из одного города в другой 13 раз в течение жизни, англичанин - 7, то россиянин - всего 1,5 раза. Такие данные приводят во ВЦИОМе. Причем со временем россияне подрастеряли охоту к перемене мест: только за 2009 год внутренняя миграция снизилась с 1,9 млн. до 1,7 млн. человек - это уровень 1897 года!
В чем причина? Лишь 35% не сталкиваются с проблемами при оформлении регистрации в другом городе. Но главное препятствие - дефицит и как следствие дороговизна жилья. В Москве сдается 15%, а в среднем по стране 5% квартир. Лишь 5% работодателей готовы предоставить сотруднику-новичку временную жилплощадь.
|
Рис. Николая ВОРОНЦОВА. |
|
ВОПРОС ДНЯ
В правительстве готовят документ, по которому россиянам помогут с трудоустройством в других регионах.
Наш вопрос: А что бы вас могло сподвигнуть на смену региона?
Сергей ДОРЕНКО, главный редактор радиостанции «Русская служба новостей»:
- Основное - все-таки заработок. Одним любопытством меня в регионы не заманишь. С этой точки зрения мне интересны были бы Намибия или Лаос. Но на один год я согласился бы променять Москву на глубинку, если бы заработок там был на порядок выше. И все равно воспринимал бы это как проклятие - к сожалению, разница в развитии инфраструктуры, культуры, Интернета огромна.
Владыка ВАРСОНОФИЙ, митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии:
- Священники по своей воле не двигаются никуда. Мы только по благословению Святейшего Патриарха переезжаем. Скажут служить в Магадане - поедем в Магадан... Мне сейчас больше нравится жить в Саранске, чем в Москве: здесь уютно и воздуха больше.
Алексей АЛЕКСАНДРОВ, префект Центрального округа Москвы:
- За свою жизнь я прожил и проработал в разных уголках страны. Но Москва - самый динамично развивающийся город России. Поэтому считаю за честь работать именно здесь.
Алиса ГРЕБЕНЩИКОВА, актриса:
- Для меня на первом месте стоит моя семья. Если мне предложат в другом регионе детский садик, хорошее медицинское обслуживание, трудоустройство меня и моего мужа, то я бы поехала.
Ксения СТРИЖ, ведущая:
- Если я буду знать, что мне предложат те же деньги и жилье, что в Москве, я поеду. После института мне предложили отработать в Севастополе годик, так для меня это было даже интересно - другой город... Это только те держатся за столицу, кто не москвич. А москвичам терять нечего: у них в Москве уже есть жилье.
Игорь БЕЛОБОРОДОВ, директор Института демографических исследований:
- Уехал бы из Москвы, только если бы мне предложили переселиться на Дальний Восток. Давно мечтал там побывать. Естественно, при условии предоставления жилья, нормальной зарплаты, соответствующей инфраструктуры и подъемных.
Александр КУЗНЕЦОВ, представитель МИД РФ в Оренбурге:
- В моем возрасте меня уже никуда не заманишь, я и тут полезен. А вот по молодости влекли романтика и экстремальные условия, чтобы можно было проверить себя и выработать характер. Если бы было распределение, рванул бы куда-нибудь на БАМ или осваивать целину.
Дмитрий Сергеевич, читатель сайта KP.RU:
- А я еще 15 лет назад променял столицу на Тверскую область. Встретил как-то свою Катьку, предложил в Москву переехать, а она ни в какую. Пришлось самому переезжать. Да, здесь тяжелее. Зато с любимой, которая скоро подарит пятого сына!