Представления о справедливости при распределении материальных благ меняются с возрастом.
Во время эксперимента норвежским школьникам пришлось потрудиться, чтобы заработать деньги – а разделить их «по справедливости»
Плакат Виктора Говоркова, 1964 г.
К такому выводу пришли норвежские исследователи во главе с Александром Каппеленом (Alexander Cappelen), поставившие эксперимент на основе известной «Игры в диктатора».
Для начала были набраны добровольцы возрастом от 10 до 18 лет, и из них были образованы пары (дети в парах не были знакомы друг с другом). Затем всем им давалась возможность заработать реальные деньги: на экране компьютеров им демонстрировались большие таблицы цифр, и каждый раз, обнаруживая определенное трехзначное число, участники должны были нажимать на кнопку.
За каждое успешное обнаружение паре «капала» определенная прибыль. Разумеется, обычно один человек в паре оказывался более или менее наблюдательнее второго и действовал успешнее, принося своей команде больше денег. Но главное начиналось потом.
Одному участнику пары – «диктатору» – предлагалось справедливо разделить полученные сообща деньги.
Оказалось, способ разделения явно связан с возрастом
Примерно две трети «диктаторов» в самой молодой группе (10-11 лет) делили все поровну, не принимая в расчет эффективность, ни свою, ни партнера. Однако чем взрослее добровольцы, тем яснее в них проявлялась тенденция разделять полученные средства, исходя из вклада каждого участника. К примеру, среди 18-летних лишь 22% разделили поровну, 43% больше оставили себе, мотивируя тем, что их собственный вклад «по ощущениям» был больше.
Вывод напрашивается не слишком утешительный: с возрастом мы становимся более прагматичными. К юности наши представления о справедливости меняются коренным образом, от идеала полного равенства при распределении – к идеалу «кто как работал – тот так и заработал». Если пользоваться старым лозунгом времен социалистического хозрасчета.
Если же в вас по-прежнему жив ребенок, требующий полного равенства, вас наверняка заинтересует наша статья «В интересах революции».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: kalkidass (4 июня 2010 12:34) Статус: |
О какой справедливости может идти речь, если в статье русским языком написано следующее: "43% больше оставили себе, мотивируя тем, что их собственный вклад «по ощущениям» был больше." То есть, речь идет не о справедливом разделе "кто больше работал, тот больше и получил", а о том, что "кто что охраняет, тот то и имеет" (с) И это называется не "прагматизм" а подлость. Равно как подлостью называется попытка автора статьи навязать нам свои фальшивые выводы и ценности.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: