Почему до сих пор остаются безнаказанными разбойники из Сомали? В нашумевшей истории с танкером «Московский университет» как в капле морской воды отразились проблемы безопасности мирового судоходства. Наш собеседник - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Звягинцев.
– Александр Григорьевич, захват и освобождение российского танкера вызвали много эмоций, горячих споров. Вплоть до призыва срочно созвать Совет безопасности ООН. Знает ли ООН вообще об этой проблеме?
- Проблема морского пиратства является предметом рассмотрения многих крупнейших международных форумов. Все больше международных организаций, в том числе региональных, вовлекается в ее решение. В частности, Совет Безопасности ООН принял ряд важных резолюций. С 2009 года действует Контактная группа по пиратству у побережья Сомали, объединяющая сейчас представителей более 50 государств и международных организаций. Проблемой морского разбоя озабочена и "Группа восьми", о чем свидетельствует соответствующий раздел в итоговом документе саммита восьми ведущих стран мира в Италии в 2009 году.(Кстати, Генпрокуратура России многое сделала для того, чтобы этот вопрос был включен в повестку дня саммита, инициировав и обеспечив принятие в мае того же года в Риме при поддержке итальянских и немецких партнеров на встрече министров юстиции, внутренних дел и генеральных прокуроров стран "восьмерки" специального заявления о борьбе с пиратством). Активно работает Международная морская организация. Интерпол создает специальную базу данных об актах морского пиратства и лицах, причастных к ним. По инициативе России проблема борьбы с пиратством включена в повестку дня Парламентской ассамблеи Совета Европы.
- Почему вдруг руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации занимается пиратами Сомали?
- Начнем с того, что поиском путей решения проблемы озабочен наш президент. В мае прошлого года он поручил Генпрокуратуре и МИДу проработать возможности консолидированного международного ответа на пиратский вызов мировому сообществу. Причем, ответ должен быть основан на международном праве!
- Понятно, наш президент - юрист!
- Да, и нас, прокуроров, это не может не радовать. Россия весьма обеспокоена резким обострением обстановки в связи с актами пиратства у берегов Сомали. Для такой обеспокоенности есть много причин. Россия уверенно восстанавливает статус великой морской державы. К ее национальным интересам относится и обеспечение безопасности плавания в этом стратегически важном районе Мирового океана как наших кораблей, так и судов других стран, осуществляющих перевозки грузов российских и для России. Ситуация в районе Сомали привела к серьезному удорожанию морских перевозок, причем, во всем мире. Это влечет повышение цен на товары, что отнюдь не способствует преодолению мирового экономического кризиса. Большое количество граждан России работает и путешествует по всему миру. Они есть в составе экипажей наших и иностранных судов и неоднократно становились жертвами пиратских нападений. И в этой связи напомню, что по Конституции наше государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами. Так что, пиратство непосредственно затрагивает национальные интересы России и ее граждан!
- Действительно, мы более 4 месяцев переживали за судьбу соотечественников с траулера "Таи юнион-3". А 5 мая случилась беда с танкером "Московский университет".
- Да, мы с тревогой отслеживали ситуацию с "Таи юнион-3". Она драматическим образом менялась, поэтому с удовлетворением узнали об освобождении этого таиландского судна. 23 гражданина России, входившие в его экипаж, вернулись в Калининград. Правда, судовладельцу пришлось заплатить пиратам значительный выкуп. Но поверьте, что и российские власти, в первую очередь, наши дипломаты, не сидели сложа руки. А освобождение 6 мая моряками с большого противолодочного корабля "Маршал Шапошников" захваченного пиратами танкера "Московский университет" и экипажа является довольно редким образцом успешного осуществления в кратчайшие сроки силовой операции. Вот вам примеры успешного достижения главной цели - освобождения заложников, судна и груза, но разными средствами.
- Чаще все же приходится идти на долгие переговоры с пиратами, порой длящиеся месяцами, платить огромные суммы, как в случае с "Таи юнион-3", фактически поощряя современных флибустьеров на продолжение и расширение разбойничьего промысла. Почему? Не проще ли молниеносно освобождать суда, как «Московский университет»?
- Силовое освобождение захваченных судов - это большой риск для жизни и здоровья членов их экипажей и пассажиров, риск возможной потери груза и судна. Поэтому судовладельцы предпочитают идти на переговоры, считая, что лучше откупиться, чем понести более существенные потери. Официальные власти многих государств осуждают выплату выкупов. Но рискуют-то не они, а капитаны, судовладельцы и страховые компании. Отмечу, что некоторые защитные меры принимаются на уровне отдельных государств. Так, правительство Бельгии, как ранее и французские власти, приняло решение о размещении в качестве временной меры на торговых судах, направляющихся в воды у побережья Восточной Африки, вооруженной охраны из военнослужащих, по 8 человек на судно. Но за обеспечение безопасного недельного прохода каждого корабля бельгийский судовладелец заплатит примерно 110 тыс. евро. При этом судно должно быть застраховано и его хозяин должен отказаться от каких-либо претензий к правительству в случае нанесения пиратами ущерба судну, грузу или экипажу. Хотя решение о вооруженном отпоре будет принимать не он, а командир охраны. Как говорится, не очень дешево и сердито. Кстати, успешному проведению силовой операции по освобождению танкера "Московский университет" способствовали грамотные действия его экипажа, который забаррикадировался во внутренних помещениях, сократив таким образом до минимума риск для своих членов.
- Откуда же взялись эти экзотические разбойники, поставившие на уши всю планету?
- Морское пиратство появилось с возникновением мореплавания и полностью никогда не исчезало, пройдя этапы взлетов и падений, в т.ч. в XVI - XVII веках. Грабежи в открытом море, захваты судов с целью выкупа или завладения ценным грузом продолжают с различной степенью интенсивности иметь место во многих районах Мирового океана, в т.ч. в Карибском бассейне, водах Западной Африки (особенно у берегов Нигерии), Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах Индостана. Следует отметить, что в начале 2000-х годов в районе Малаккского пролива был всплеск пиратства, но совместными действиями прибрежных государств (Индонезии, Малайзии, Сингапура и Таиланда) острота этой проблема была приглушена: число актов пиратства там с 2004 года сократилось вполовину. Но в районе Африканского Рога ситуация принципиально иная. Сомали в отличие от указанных четырех азиатских государств вот уже почти 20 лет не имеет дееспособного правительства и правоохранительной, судебной систем надлежащего уровня. Поэтому и возникают многочисленные проблемы в противодействии пиратству в этом регионе. Так что, Сомали - лишь последняя по времени "горячая точка" в мировом процессе возрождения морского пиратства, начавшемся лет 20 назад в связи с ростом мирового торгового мореплавания. Но есть угроза, что "эпидемия пиратства" распространится на другие районы данного региона или иные удобные для этого преступного промысла части Мирового океана. Акты пиратства и вооруженного разбоя представляют серьезную угрозу для жизни моряков и пассажиров, наносят ущерб безопасности судоходства, ведут к существенным экономическим убыткам для многих государств, в том числе для России. Отмечены случаи, когда захваты пиратами судов происходят в тысяче километров от берегов Сомали. Фактически их оперативной зоной стал огромный по площади район Индийского океана, эффективно контролировать который не в состоянии даже военно-морской флот всех стран мира. Так что, с географической и политической точек зрения, проблема пиратства является глобальной. И с экономической тоже. Ведь более 80 процентов международных перевозок осуществляются по морю. Под угрозой поставки гуманитарной помощи в Восточную Африку, в т.ч. в Сомали. Количество заходов судов в порты соседних с Сомали Кении и Танзании за последние два года снизилось в два раза, а это значительный ущерб их экономике. По оценкам экспертов, общий ежегодный ущерб от современного пиратства составляет 12-15 миллиардов долларов. Например, существенное возрастание угрозы захвата судов в Индийском океане привело к резкому, иногда более чем в 10 раз росту страховых тарифов. Причем, во всем мире, а не только на маршрутах в этом районе. Некоторые перевозчики выбирают не Суэцкий канал, а более безопасный, но и более длинный и затратный маршрут вокруг Африки. Заплаченные пиратам выкупы составили в 2009 г. порядка 150 млн. долл., и их величина растет. Возрастает угроза экологических катастроф. Вспомним захват в 2008 году американского нефтяного танкера "Сириус стар". Уже в этом году, 5 марта пираты захватили танкер-химовоз под флагом Маршалловых островов. Были попытки захвата пиратами еще 4 химовозов.
- «Московский университет» тоже вез 86 тысяч тонн сырой нефти!
- Представьте, что может произойти, если большое количество нефти или химических веществ выльется в море в результате обстрела или подрыва судна! Так что, сомалийские пираты лишь обострили глобальную проблему разбоя в Мировом океане и привлекли к ней внимание мирового сообщества.
- Имеется ли какая-то статистика по этому вопросу?
- По данным Центра по пиратству Международного бюро судоходства, в 2009 году в Мировом океане зафиксировано 406 нападений на суда (рост на 40 процентов к 2008 году).
|
Александр Звягинцев: Борьба с пиратством - задача для мирового сообщества вполне посильная |
|
- То есть фактически нападают теперь уже ежедневно.
- Да, в среднем так и получается. При этом пиратам удалось подняться на борт 153 судов, 49 из них были захвачены и 1052 моряка взяты в заложники. Причем на регион Сомали приходится 217 нападений, 47 захваченных судов и 867 плененных моряков.
- А как в этом году?
- За первые три месяца в Аденском заливе совершено 32 нападения на суда, захвачено 11, взято в заложники более 200 членов экипажей. Только 20 апреля сомалийские пираты захватили в заложники 77 тайских рыбаков на трех судах, которые вели промысел в Индийском океане. Столько заложников одновременно сомалийцы еще никогда не захватывали.
- А что за детективная история с лесовозом "Арктик си", Александр Григорьевич? Его-то захватили не чернокожие бандюганы, а наши бледнолицые братья. Вроде бы из соседней Прибалтики.
- В России по фактам похищения российских граждан на сухогрузе "Арктик Си" и пиратства возбуждено уголовное дело. Всем задержанным предъявлено обвинение, избрана мера пресечения - заключение под стражу. В настоящее время по делу проводятся необходимые оперативно-розыскные и следственные мероприятия, направленные на объективное и всестороннее расследование уголовного дела, которое проводится в тесном сотрудничестве с компетентными органами Финляндии, Швеции, Мальты, Эстонии, Латвии. Кстати, представители этих государств признали, что действия российской стороны в момент задержания захваченного судна полностью соответствовали требованиям международных договоров и не повлекли нарушения прав участников уголовного судопроизводства, а также суверенитета европейских государств. Есть первый судебный результат: 7 мая один из участников захвата "Арктик Си" эстонец А. Лунев, признавший свою вину и раскаявшийся в содеянном, приговорен Мосгорсудом к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
- Вопреки легендам и знаменитой советской песне "Бригантина", "яростные и непокорные, презревшие грошовой уют" вольные флибустьеры часто были подневольными людьми, пушечным мясом для монархов. Знаменитые пираты Карибского моря 16 века, воспетые Голливудом, служили французской короне. Франциск I вложил огромные деньги в укрепление тамошних пиратских баз, вооружение, чтобы этот международный сброд нападал на суда его врага Карла V. Он же профинансировал экспедицию пирата Жана Флорана, захватившего испанские галеоны с баснословными сокровищами Монтесумы. И получил часть богатой добычи. Елизавета I тоже покровительствовала знаменитым корсарам, способствовавшим утверждению английского господства на море. Их деятельность подточила могущество и богатство Испанской империи больше, чем любой другой фактор, включая разгром Непобедимой армады. Не зря пират Френсис Дрейк стал адмиралом, а Генри Морган - рыцарем и губернатором Ямайки. Конспирологи намекают, что история повторяется в 21 веке. За странной активизацией сомалийских пиратов, дескать, стоят США, обеспокоенные возрастающим могуществом Китая. Весь этот сброд - дубинка дядюшки Сэма против конкурента. Ведь там как раз проходят маршруты китайских нефтеналивных танкеров. Да и «Московский университет» вез нефть именно в Китай.
- Это все из области догадок. Оставим их конспирологам, политологам. Прокурор должен исходить из конкретных доказательств. Не забывайте, проблема пиратства остро стоит не только в этой части земного шара, но и совсем рядом с КНР, в Южно-Китайском море. И не первый год.
- На днях взахлеб, как в детстве "Остров сокровищ", прочитал книгу историка Эрнесто Фрерса "Тамплиеры и флибустьеры". Он весьма убедительно доказывает, что начало золотому веку корсаров, флибустьеров положил Орден Храма, известный нам по бестселлеру Дэна Брауна. Разгромленные Папой и Филиппом Красивым в 1312 году на суше, тамплиеры объявили войну Ватикану на море. Знаменитый "Веселый Роджер", черный флаг с черепом и скрещенными костями, оказывается, древний символ и талисман тамплиеров. Они поднимали его, атакуя корабли Папы в Средиземном море и католической Испании в Карибском море и Атлантическом океане. Потом моду на "Веселый Роджер" переняли обычные разбойники типа Джона Сильвера. Кстати, самая знаменитая книга о пиратах "Остров сокровищ" - всего лишь литературная обработка Стивенсона для подростков исторического факта. Пирату Кидду от пленного служителя Ордена досталась секретная карта с крестом, обозначавшим остров, где были зарыты вовсе не пиастры, а легендарные сокровища тамплиеров, включая Чашу Грааля. Так что Браун в "Коде да Винчи", вслед за масоном Стивенсоном, направил читателей по ложному следу. Позже американские масоны, преемники тамплиеров, успешно использовали тактику "родителей". Во время Войны за независимость в Соединенных Штатах действовало от двух до трех тысяч пиратских кораблей, постоянно нападавших на британские суда. Они весьма способствовали успеху в войне. Ну, а роль самих масонов в создании США прекрасно освещена в "Потерянном символе" Брауна. Однако оставим масонов в покое. Они ныне легальны. Но не стоят ли за современными пиратами другие тайные общества, организации? Те же террористы, исламские фундаменталисты?
- Некоторая информация на этот счет имеется. Связи между терроризмом и организованной преступностью, например, наркодельцами, общеизвестны, в т.ч. по российскому опыту. А пиратство сейчас - это разновидность международной оргпреступности. Оно как источник подпитки исламских фундаменталистов в районе Африканского Рога может привести к возникновению там государственных образований террористической направленности, экспортирующих терроризм по всему свету. Мы можем получить здесь второй "Талибан" или "Аль Каиду". Еще год назад Россия предупреждала, что в Сомали реально рвется к власти террористическая организация "Аль-Шабааб", напрямую связанная с "Аль-Каидой". Некоторые европейские коллеги лишь посмеивались над нами. Сейчас все бьют в колокола, поскольку эта организация становится все более влиятельной силой не только в стране, но и в регионе. Тяжелая ситуация в Йемене. Западу уже не до смеха. Кроме того, участие террористов в пиратских рейдах может быть использовано для подготовки к последующим захватам судов с чисто террористическими целями. Да и сама пиратская среда является благоприятной для вербовки террористов, особенно когда флибустьерский бизнес будет существенно ограничен. Задумайтесь: в прошлом году российским кораблем "Адмирал Пантелеев" были задержаны 29 пиратов. Среди них были 12 граждан Пакистана и 6 граждан Ирана. Кто эти люди: бедняки, подавшиеся на легкие заработки, или террористы, проходившие боевую стажировку?
- Пока главный метод ограничения здесь, как и во времена Карла V - боевые корабли, сопровождающие мирные суда. Насколько это эффективно?
- Безусловно, военно-морские усилия 45 государств вносят значительный вклад в обеспечение безопасности мирового судоходства. Они снижают процент успешных нападений со стороны пиратов. Приняты решения расширить район и цели военно-морской операции "Аталанта", проводимой Евросоюзом в Индийском океане. Командование НАТО решило продлить сроки присутствия своих сил в Аденском заливе до 2012 года. Кроме того, в регионе Сомали действуют военные корабли ряда стран, не входящие в соединения Евросоюза и НАТО. Напомню, что проводку судов в Аденском заливе осуществляют и корабли ВМФ России. Кстати, на них находятся представители российских военно-следственных органов и прокуратуры.
- Тот же Карл V придумал еще один метод борьбы с пиратами - мощные пушки на мирных судах. Почему бы не повторить его опыт, коль на все корабли конвоя не хватает?
- В этой ситуации есть один осложняющий элемент: реальная опасность для жизни и здоровья членов экипажа и пассажиров судов во время пиратских нападений или нахождения их в заложниках.
- Вернемся к «Московскому университету». При его освобождении один пират был убит, несколько ранено. Уже раздаются голоса, что это негуманно. И вообще, дескать, этим создан прецедент в мировом судоходстве. Мирные пираты, озлобившись, тоже начнут убивать моряков.
- Раньше пираты действительно избегали причинения ущерба людям. Но вызывает озабоченность возрастающий уровень насилия при пиратских атаках. Только в прошлом году во всем мире в ходе нападений было обстреляно 120 судов, 8 моряков убито, 68 ранено. Появились жертвы с обеих сторон: "на войне, как на войне". В прошлом году французский спецназ освободил пассажиров яхты, захваченной пиратами, в перестрелке были убиты заложник и двое пиратов. Затем снайперы спецподразделения США уничтожили трех морских разбойников при освобождении капитана американского контейнеровоза.
- Значит, прецедента "Маршал Шапошников" не создал!
- Береговая охрана Йемена в ходе штурма захваченного йеменского танкера также убила трех пиратов. Сомалийские пираты обещали отомстить за своих соратников, убитых французскими и американскими спецназовцами. И, надо полагать, это не просто слова и бравада. И вообще не стоит обольщаться, надеясь лишь на пушки и пулеметы: одними военными мерами ситуацию не переломить.
- Как переломишь, если военным приходится отпускать плененных пиратов! Очень странная история. Понимаю, Александр Григорьевич, следствие по «Московскому университету» не закрыто, поэтому подробностей вы сказать не можете.
- Это не первый случай. По нашим оценкам, до «Маршала Шапошникова» военные моряки освободили уже не менее сотни разбойников. Например, в начале декабря 2009 года голландский фрегат задержал 13 сомалийских пиратов. А через две недели отпустил с миром. Ситуация, далекая от торжества закона и справедливости. Почему?
- Безнаказанность - во многом следствие пробелов в международно-правовом и национально-правовом регулировании борьбы с морским пиратством. Одним из самых сложных аспектов, который не решен до конца действующими международными договорами и резолюциями Совета Безопасности ООН, остается вопрос о юрисдикции, применимой в отношении актов пиратства и вооруженного грабежа, а также практические вопросы уголовного преследования лиц, подозреваемых в совершении этих актов. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 года), предусматривает право, а не обязанность государств устанавливать юрисдикцию в отношении актов пиратства, совершенных иностранным гражданином или лицом без гражданства. Статьей 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года установлено, что в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на них лиц и захватить находящееся на нем имущество. При этом судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут (но не обязаны!) выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов или имущества. Кстати, участниками этой Конвенции являются более 150 из почти 200 стран мира, включая Россию и исключая США. В принципе пиратов должны судить в "потерпевшем" государстве (страна флага или владельца судна, груза, гражданства потерпевших членов экипажа, пассажиров) либо в государстве, гражданами которой являются подозреваемые. Но, скажем откровенно, в настоящее время правоохранительная система Сомали не может обеспечить надлежащее уголовное преследование всех захваченных пиратов. Конечно, их могло бы судить государство флага судна. Но это достаточно обременительно. Следует также иметь в виду, что во многих случаях судовладельцы используют так называемые "удобные флаги" небольших стран вроде Либерии, Панамы и Маршалловых островов.
- Наш «Московский университет» тоже, кстати, шел под либерийским флагом. Понятно, маленьким странам такая головная боль – суд над пиратами - ни к чему.
- Или порт приписки судна находится за тысячи миль. Установить личности подозреваемых, собрать доказательства вины, доставить их на такие большие расстояния - дело хлопотное, дорогое и зачастую трудноосуществимое. Без реальной судебной перспективы заниматься этим - значит впустую потратить деньги налогоплательщиков. Подобные трудности возникают и у других "потерпевших" государств.
- Получается, овчинка выделки не стоит. Проще отпустить.
- Да, это так во многих случаях. Как оказалось, не могут решить проблему и двухсторонние соглашения, подписанные государствами Евросоюза, США с Кенией и Сейшельскими островами о передаче им для уголовного преследования лиц, подозреваемых в пиратстве. В Кении уже тюрьмы переполнены, ее власти отказываются принимать новых арестантов, как это было в случае с голландским фрегатом. Сейшелы были далеко, и Голландия заявила, что Евросоюзу так и не удалось найти страну, которая согласилась бы предъявить обвинения 13 пиратам, пойманным их фрегатом. Потому-то военные моряки и вынуждены были их отпустить. Кстати, Сейшелы заявили, что будут по своим соглашения принимать пиратов от государств-партнеров и судить их только, если затрагиваются интересы Сейшел.
- Весь Евросоюз не смог разобраться с чертовой дюжиной разбойников? Дожили, однако! А может, поступить проще? Как в средние века. Поймали пирата - вздернуть на рее и баста! Чтоб не мыкаться с перевозкой, не искать места для суда. Или, если уж осудить, так казнить публично. Англичане 23 мая 1701 г. повесили легендарного капитана Кидда. Тело облили смолой и выставили на всеобщее обозрение на пристани, чтобы было видно с моря. Просмоленные останки висели в назидание морякам, пока не сгнили.
- Ну, на дворе все-таки 21-й век. Нельзя без суда и следствия наказывать людей. Необходимо обеспечить соблюдение прав человека в отношении подозреваемых. Прав, закрепленных в конституции, уголовно- процессуальном законе и международных договорах. Президент России совершенно правильно сделал акцент: борьба с пиратством на правовой основе, в рамках международного права. Иначе мы можем слишком далеко зайти. Я уж не говорю про виселицы. Начнем с пиратов, потом будут вешать всех подряд. Да и с пиратами не все так просто. Перестреляют, перевешают одних, появятся другие. Более изощренные, коварные, жестокие. Будет больше жертв среди экипажей, пассажиров. Нельзя упрощенно смотреть на эту проблему, сводя ее к ЧП регионального масштаба. Дескать, собрались местные рыбаки, пьяные матросы, разное отребье, взяли в руки автоматы Калашникова и принялись грабить суда. Согласен, есть и такие отморозки, не от хорошей жизни идущие на промысел. Но для подобных изгоев достаточно полицейских операций. Но мы видим, что число морских грабежей из года в год растет, несмотря на противодействие международного сообщества, в том числе и военное. Это хорошо организованный и процветающий преступный бизнес мирового масштаба. Как и торговля наркотиками, "живым товаром", контрабанда оружия, оборот культурных ценностей и контрафактной, в т.ч. медицинской, продукции. В настоящее время в районе Сомали действует порядка 160 пиратских группировок численностью свыше 1 тыс. человек. Пираты хорошо организованы, с распределением ролей в материально-техническом и финансовом обеспечении нападений, в их проведении, получении выкупа и его легализации, включая своих представителей перед средствами массовой информации и профессиональных посредников на переговорах о выкупе. У них есть своя разведка, и они уже в массе своей не "прочесывают" наудачу океанские просторы в поиске добычи: они зачастую знают, какое судно с каким грузом и куда направляется. Причем в пиратский бизнес втягиваются и местные полевые командиры и структуры власти в раздираемой междуусобицами Сомали. Улучшается вооружение и тактика действий пиратов. Если пять-шесть лет назад они использовали при нападениях преимущественно ножи, мачете и револьверы, то сейчас это автоматы и автоматические винтовки, гранатометы. Вывод: мало поймать и наказать лишь рядовых исполнителей. Главное, найти организаторов, финансистов, посредников Они не болтаются в океане на моторных лодках, не берут на абордаж корабли, не бегают с автоматами по палубам. Они сидят в шикарных городских офисах, хорошо "упакованы", разъезжают на шикарных авто, пьют дорогое шампанское. Важно также эффективно выявлять и конфисковывать доходы, полученные от этого преступного промысла, лишая морских разбойников финансовой подпитки и экономического стимула.
- Значит, не все так просто. Вот и в истории с капитаном Киддом было много странного. Хоть и судили его, но слишком уж поспешно. Обвинений в пиратстве было мало для виселицы. Ему пришили старое убийство подельника, не выполнившего приказ. Первая веревка соскользнула с шеи пирата. По обычаю надо оставить в живых. Нет, продолжили казнь! Видно, кому-то было нужно, чтобы пират не развязал язык. Ведь в Англии поговаривали, что легендарный Кидд делился добычей с серьезными покровителями, власть имущими из обеих партий. Возможно, он подписал себе приговор, заполучив секретную карту сокровищ тамплиеров. Но правду Кидд унес на тот свет.
- Ситуация вокруг Сомали высветила слабости как в международно-правовом, так и в национальном регулировании борьбы с пиратством во многих странах. Решение проблемы в этом районе, да и во всем мире требует комплексного подхода. Нужны меры и силового, и правового, и социально-экономического порядка. Недавно Бельгия и Испания приняли соответствующие законы, в т.ч. регламентирующие участие вооруженных сил в борьбе с пиратством. Соответствующий законопроект внесен и в парламент Франции.
- А российское законодательство нуждается в совершенствовании?
- Мы провели анализ нашего законодательства применительно к вопросам борьбы с актами морского пиратства и выявили ряд пробелов в правовой регламентации борьбы с морским пиратством, а также значительные практические трудности в реализации соответствующих норм (в частности, в вопросах установления личности, осуществления перевода на различные языки в ходе проверки и следствия, сбора доказательств в основном в режиме получения правовой помощи из других государств, транспортировки подозреваемых и пр.). Например, как в условиях патрулирования нашими кораблями отдаленных районов океана доставить захваченных пиратов в течение 48 часов в российский суд для решения вопроса об их содержании под стражей, как это предусмотрено нашей Конституцией? Видимо, надо иметь возможность судебного рассмотрения этого вопроса в режиме видеоконференцсвязи. Как обеспечить участие в следственных действиях и судебных слушаниях моряков с захваченного пиратами корабля, когда они постоянно находятся в плавании? Где взять переводчика для захваченного в море сомалийца, иранца, пакистанца и др.?
- Да уж, проще отпустить плененных захватчиков на все четыре стороны, в море!
- Эти проблемы касаются не только пиратства, но и борьбы с другими преступлениями на море, в т.ч. незаконным оборотом наркотиков и оружия. Предложения по совершенствованию законодательства нами внесены, и работа в этом направлении ведется.
- А в мировом масштабе что нужно сделать?
- Россия настойчиво ставит перед иностранными партнерами вопрос о необходимости скорейшей разработки консолидированного правового ответа на пиратский произвол, включая создание специального международного трибунала. Генеральная прокуратура совместно с МИДом РФ продолжает работу по продвижению такой инициативы, озвученной в прошлом году Президентом России. Многие государства с возрастающим интересом и пониманием относятся к нашей позиции о необходимости международного механизма для преследования пиратов.
- Так за чем же дело стало, если предложение Дмитрия Медведева прозвучало еще год назад?
- Мы сталкиваемся с нежеланием ряда влиятельных государств создавать специальный международный трибунал по пиратству.
- И какие же это страны?
- Прежде всего, это США, Великобритания. Не определились окончательно Франция, Китай и Япония.
- Ну, конечно. Когда потребовалось развалить Югославию, и Белград разбомбили силами НАТО, и трибунал международный быстренько создали в Гааге, и суровую прокуроршу Карлу дель Понте для него нашли. А здесь - тормоз! Поневоле задумаешься, что кому-то пиратство на руку. Хотя бы для того, чтобы расширить присутствие и продлить сроки пребывания боевых кораблей в Аденском заливе и других стратегических районах планеты. Впрочем, я опять ухожу в область большой политики, конспирологии, которые к делу не пришьешь. И что же, тупик в переговорах? Напрасно, значит, Звягинцев общался со спецпредставителями президентов ведущих государств, руководителями генеральных прокуратур и других компетентных органов более чем 70 стран? Неужели "Веселый Роджер" постепенно захватит все моря и океаны?
- Должен сказать, что наши консультации с зарубежными партнерами не прошли даром: практически всеми собеседниками была признана необходимость консолидированного ответа на пиратские акты, основанного на международном праве и при соблюдении общепризнанных прав человека. Что касается конкретных подходов, в т.ч. по созданию международного трибунала по пиратству, то большинство наших коллег заявили, что это вопрос больше политический, нежели правоохранительный. Нужна политическая воля, а ее многим не хватает. Совместно с МИДом России и нашими парламентариями мы продолжаем начатую работу. В частности, еще раз озвучили и аргументировали российскую инициативу как в ходе, так и в кулуарах 14-й ежегодной конференции Международной ассоциации прокуроров, состоявшейся в сентябре прошлого года в Киеве. В феврале я имел обстоятельную беседу, в т.ч. по этому вопросу, с новым Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом. По инициативе и при активной позиции российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (и, добавлю, при содействии Генпрокуратуры) 28 апреля Ассамблея приняла резолюцию "Пиратство - преступление и вызов демократии" и рекомендацию "О необходимости принятия дополнительных международно-правовых мер в отношении морского пиратства". В которой, в частности, Комитету министров Совета Европы рекомендуется предпринять усилия по поиску путей адаптации существующих международно-правовых основ к потребностям борьбы с пиратством и рассмотреть вопрос о создании специального механизма (международного или с международным участием) для уголовного преследования лиц, подозреваемых в пиратстве. Таким образом, тупика нет, хотя надо признать, что переговоры идут туго и медленно. И не по нашей вине. Учитывая нежелание некоторых стран создать трибунал, наиболее вероятным представляется вариант так называемого "гибридного" суда. На базе суда в одной из прибрежных стран, но с международным участием. Россия и ряд других стран выступила с подобной инициативой в рамках Контактной группы по пиратству у берегов Сомали. Правда, многие считают создание такого механизма долгим и затратным делом, делая ставку на силовое решение проблемы, укрепление силовых и судебных структур государств этого региона. Но разве сопоставимы для международного сообщества 40-60 миллионов долларов на содержание такого антипиратского трибунала с миллиардными потерями, связанными с проводкой судов конвоем, простоями, обходными путями, выкупами и иными расходами? Что касается сроков создания трибунала, то он мог бы быть создан решением Совбеза ООН и уже работать. Напомню, что прошел год с момента выдвижения Президентом России идеи создания международного механизма борьбы с пиратством. Обнадеживает то, что по инициативе России Совет Безопасности ООН 27 апреля т.г. единогласно принял резолюцию 1918, касающуюся дополнительных мер по борьбе с морским пиратством в акватории Сомали. В ней, в частности, высказывается озабоченность проблемой безнаказанности пиратов и поручается Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну в трехмесячный срок представить доклад о возможных вариантах, предусматривающих создание специальных национальных судебных палат с возможными международными компонентами, регионального трибунала или международного трибунала, а также сроки и ресурсы, необходимые для достижения и поддержания существенных результатов. Посмотрим, что предложит Генсек ООН и какова будет реакция членов Совбеза на его предложения. - Вы назвали общий ежегодный ущерб от международного пиратства: 12-15 миллиардов долларов. Кстати, как дорого обходится содержание Гаагского трибунала по Югославии? И сколько лет он уже действует?
- Международный трибунал по бывшей Югославии создан в 1993 г. резолюцией Совета Безопасности ООН. Бюджет этого трибунала формируется из взносов государств-членов ООН на двухгодичный период. Затраты на его содержание в 2008-2009 годах составили около 390 млн. долл. США, а на 2010-2011 годы ассигновано немногим больше. - А 40-60 миллионов на антипиратский трибунал набрать не могут. Или не хотят? И все же, есть ли свет в конце туннеля, сможет ли мировое сообщество в конце концов победить пиратов 21 века?
- Уверен, что борьба с пиратством - задача для мирового сообщества вполне посильная, но ее решение требует серьезного и комплексного подхода. Помимо военного компонента, он должен включать возрождение сильной государственной власти в Сомали, в т.ч. укрепление сомалийских сил безопасности и службы береговой охраны, содействие ее социально-экономическому развитию, а также правовые меры, направленные на борьбу с безнаказанностью за совершение актов пиратства. Среди этих мер мы видим и международный (либо с международным участием) антипиратский трибунал. Россия, как один из основных игроков на международной арене, в т.ч. как постоянный член Совета Безопасности ООН и участник "Группы восьми", активно способствует решению международной проблемы пиратства на море. Однако следует быть реалистами: осуществление предлагаемых международным сообществом мер, безусловно, проблему пиратства сразу и полностью не устранит (как и преступность в целом) и оно в каком-то виде останется, но уменьшить масштаб и остроту проблемы и снять угрозу пиратства мировым и национальным интересам позволит. Вопрос в том, насколько быстро и надежно мы снимем эту угрозу. А это уже зависит от выбора путей и средств противодействия. И Россия такие пути и средства международному сообществу предлагает.
КТО ЕСТЬ КТО
Звягинцев Александр Григорьевич, родился в 1948 г. С 1970 года, после службы в армии, на следственной и прокурорской работе. Начинал на Украине. С 1986 года на руководящих постах в Прокуратуре СССР, а с 1992 - в Генеральной Прокуратуре России. 2000 - 2003 гг. - заместитель Генерального прокурора РФ по Приволжскому федеральному округу. С 2003 года - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. Государственный советник юстиции 1 класса. Хобби: литературная деятельность. Автор остросюжетных повестей и романов. Ряд из них экранизирован. В том числе популярный телесериал «Сармат».
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1181
Рейтинг поста:
- Начнем с того, что поиском путей решения проблемы озабочен наш президент. В мае прошлого года он поручил Генпрокуратуре и МИДу проработать возможности консолидированного международного ответа на пиратский вызов мировому сообществу. Причем, ответ должен быть основан на международном праве!
- Понятно, наш президент - юрист!
Это ж международное право. Были бы свои - можно было бы просто уничтожить при оказании сопротивления. А там - скандал будет.
Все, что вы хотели знать о пиратах, но боялись спросить
Как сомалийские дикари на убогих лодках умудряются захватывать гигантские танкеры? Какие разработки в сфере высокотехнологичного оружия предлагают морякам ученые и почему от них нет проку? Одним словом — что такое современное пиратство.
В легендарном советском фильме «Пираты ХХ века», снятом в 1979 году, само название говорит о пиратстве, как о чем-то из ряда вон выходящем в наше время. Однако в последние несколько лет с завидной регулярностью мы наблюдаем посредством теле- и интернет-новостей за проделками корсаров XXI века. Любая домохозяйка в курсе, где опасно плавать судам, какие суммы запрашивают в качестве выкупа и прочие подробности корсарской жизни. Захваты огромных судов вызывают колоссальный общественный резонанс — тема сомалийских морских разбойников даже удостоилась внимания аниматоров из Comedy Central, посвятивших ей одну из серий «Южного Парка»!
Но у любого обывателя возникает вполне резонный вопрос — КАК чисто физически современным пиратам это удается?! Корсарство древности вполне понятно и вопросов не вызывает. Каравелла атакует каравеллу, погоня, перестрелка из бортовых орудий, затем сабельная атака-абордаж — все логично. А что сегодня? Только представьте — судно-танкер грузоподъемностью около 300 тысяч тонн, длиной 300-400 метров — да чтобы с причала увидеть его борт, нужно так задрать голову, что шапка упадет! И этот гигант не может справиться с атакующими его двумя-тремя моторными шлюпками длиной 5-10 метров под управлением полуголых дикарей, вооруженных стрелковым оружием и гранатометами! Можно ли в это поверить?! Суперкораблю должно быть просто наплевать на жалкие потуги крошечных моторок — как шел своим курсом, так и шел бы. Ну или, в конце концов, применил бы средства обороны: изрешетил бы в лоскуты пиратов или поджег каким-нибудь лазером — даром что ли наука поднялась до немыслимых высот? Даром что ли космические корабли бороздят Большой театр, а любой дурак имеет в кармане iPhone?
Так почему горстки дикарей умудряются в XXI веке захватывать супертанкеры, какие средства обороны имеются у моряков и почему они неэффективны? Об этом F5 рассказал Артур Давыденко, главный редактор отраслевого издания «Морской вестник Совфрахта» — основного источника информации, к которому обращаются за комментариями все СМИ по поводу пиратских захватов судов.
— Начнем с краткой истории современного пиратства. Принято считать, что все началось 5-6 лет назад у берегов Сомали в Аденском заливе. Почему именно там? Дело в том, что Аденский залив на восточном побережье Африки — конец пути из Средиземного моря через Суэцкий канал и Красное море в Индийский океан. Этой дорогой проходит огромное количество судов всех стран, для пиратства Аден — удобнейшее место. Однако считается, что ноги сомалийского корсарства растут из… борьбы за справедливость и экологию! Звучит смешно, но отчасти это так. Сомали — беднейшая страна, государство в котором существует только номинально. Там царят разруха и бардак. Но при этом Аденский залив — рыбное место, и, пользуясь тамошним бардаком и бесконтрольностью, в водах Сомали ловили рыбу все кому не лень. А кроме того, и захоронением химических отходов баловались, хотя и в меньшей степени. Местные рыбаки, возмущенные таким беспределом, начали объединяться в своеобразную береговую охрану и атаковать чужие траулеры. А через некоторое время якобы изначально благородная идея, видимо, размылась соленой морской водой и нападать стали на всех подряд.
Путь из Средиземного моря в Индийский океан и Аденский залив
— Сегодня Аденский залив переполнен военными кораблями разных стран, и количество захватов судов значительно снизилось. Поэтому пираты эволюционировали и переместились в Индийский океан. Если раньше атаки на суда происходили в самом заливе в нескольких сотнях миль от берега, то теперь нападения случаются в тысяче миль от берега, куда самостоятельно моторные лодки заплыть не в состоянии. Для этого корсары
используют суда-базы, на которых поджидают корабли и с которых уже атакуют на моторках.
— Что представляет собой типовой захват судна в водах Сомали или Индийском океане?
— Пираты видят идущий корабль с берега или со специальной плавбазы в открытом море, в качестве которой обычно выступает небольшое рыбацкое судно. На воду спускаются 2-3 так называемых «скифа» — моторные лодки с алюминиевым корпусом и хорошими мощными моторами. Скорость их — 25-30 узлов или 45 — 55 км/ч (один узел равен 1,852 км/ч). Контейнеровоз развивает порядка 20 узлов, преследовать его непросто — скорость высокая. Поэтому контейнеровозы практически не подвергаются нападениям. А вот скорость танкера или балкера — 15-17 узлов, такому кораблю трудно уйти от лодки. Пираты видят курс судна, идущего на скорости приблизительно 10 узлов и выдвигаются ему наперерез. После чего начинают преследовать корабль, требуя остановиться. Обычно делается несколько предупредительных выстрелов из их любимого оружия — автомата Калашникова, а в редких случаях — из гранатомета. Бьют по надстройкам, по окнам, такелажу. Причем стреляют очень аккуратно, чтобы не ранить кого-либо из экипажа — террор не самоцель, лишние проблемы им не нужны. Даже из гранатометов они если и бьют, то сперва холостыми болванками, а не гранатами.
Команда атакованного корабля не может ответить пиратам тем же — оружия на борту гражданским грузовым судам иметь не полагается. Судно пытается оторваться от преследования и ускоряется до максимальных 15-17 узлов. Пираты стремятся зайти со стороны борта, прижаться вплотную и закинуть абордажные кошки и лестницы, а скинуть их баграми или применить водомет команда чаще всего не может, ибо корсары держат их на расстоянии угрозой стрельбы. Единственное, что можно сделать, — совершать маневры, толкая пиратские лодки бортом. Но маневры — палка о двух концах, ибо из-за них снижается скорость.
— Чего боится команда атакуемого корабля?
— В первую очередь угрозы пожара и потопления. Из гранатомета ничего не стоит поджечь палубные надстройки, а также можно, подплыв вплотную, укрепить на корпусе судна взрывчатку. Как правило, сдаются в плен, чтобы не доводить до катастрофы, которой, несомненно, является пожар или пробоина в борту. Если в итоге капитан принимает решение остановить корабль, пираты вскарабкиваются на борт и отводят судно к берегу, после чего оставляют команду на борту под охраной и начинают переговоры с компанией-судовладельцем.
Моряки по-разному реагируют на атаки пиратов. Есть популярное мнение, что нужно сразу сдаваться без сопротивления, ибо своя шкура дороже, а задача гражданских моряков — возить грузы, а не воевать. Но популярна и позиция отбиваться до последнего всеми средствами, ибо сидеть месяцами в плену матросам тоже не улыбается. И есть факты успешного отражения атак практически без оружия. Например, известен случай, когда команда россиян под управлением капитана-англичанина, несмотря на стрельбу, начала метать в пиратов трехметровые бревна, предназначенные для расчалки груза в трюме. Попадание такого бревна топило лодку и пираты прекращали нападение.
— Перейдем к активной обороне. Какие методы применяются и почему они не приносят эффекта, что видно по постоянно появляющимся новостям о новых захватах?
— Самый простой и эффективный способ — нанять вооруженную охрану. Успехи пиратов обусловлены тем, что на их стрельбу некому отвечать — оружия у моряков просто нет. Такие охранные структуры существуют, они очень эффективны — как только с борта атакуемого судна раздаются выстрелы, пираты разворачивают свои лодки, ибо перестрелка им неинтересна. Зачем, если можно легко дождаться безоружного судна. Почему вооруженная охрана еще не решила проблему? Да потому, что она стоит немалых денег. Многие не знают, что морские перевозки не приносят миллионных прибылей, а сейчас, в кризис, суда и вовсе ходят фактически на самоокупаемости. Убытки судовладельцев крайне велики, а еще буквально год назад масса кораблей вообще стояла на якорях в нейтральных водах без работы.
Поэтому судовладельцы экономят на всем, чём только можно, и надеются на авось. И именно поэтому на кораблях не могут получить распространение различные технические способы обороны и высокотехнологичное нелетальное оружие, которое без проблем с законом можно было бы иметь на борту.
«С легким паром»
Древнейшее средство, использовавшееся еще при осаде крепостей. Разместить его на корабле — очень легко и незатратно. Достаточно вдоль всего борта пустить трубу диаметром сантиметров пять, в которой через каждые несколько сантиметров проделаны отверстия-форсунки. Труба подключается через насос к системе охлаждения судового двигателя, в которой находится вода температуры 80-90 градусов. При попытке штурма капитан включает насос, и судно окружается своеобразным «забором» из распыленного кипятка. Известно, что эти системы уже устанавливают на некоторых судах, но отчетов об использовании пока нет. Впрочем, способ спорный: есть мнение, что подобным образом проблему не решить, ведь многие пираты идут на дело под кайфом и болевой порог у них занижен. Прорвавшись через кипяток, корсары, прежде желающие избежать лишних жертв, от злости могут начать резню...
(Иллюстрация условная)
«Пираты в сетях»
Британская компания APMSS предлагает использовать против пиратов… сети! «Сетевая» оборонительная система выглядит так — по бортам и на корме судна располагают специальные автоматические выбрасыватели, которые по нажатию одной кнопки скидывают в воду сети с буйками-поплавками, которые тянутся за судном по поверхности воды и создают своеобразную «зону отчуждения». Пиратская лодка не может приблизиться к кораблю без угрозы запутать винт и даже затонуть перевернувшись.
«Звук вокруг»
Американская компания LRAD в деле бескровной обороны от пиратов уповает на звук. Специальные звуковые излучатели имеют вид дисков или прямоугольных плит диаметром метр-полтора и создают совершенно непереносимое человеческим ухом звуковое давление. При болевом пороге в 120 децибел эти девайсы способны создавать 140 децибел на расстоянии под сотню метров. Например, еще в 2005 году при помощи этих устройств была отбита атака на круизный лайнер Seabourn Spirit близ берегов Сомали. Впрочем, один такой «матюгальник» поставить на мачте нельзя — звук из него исходит направленным лучом — для полноценной обороны судна подобных «кричалок» требуется множество, что совсем недешево и пригодно лишь для роскошных белоснежных лайнеров, а не обшарпанных работяг-танкеров.
«Луч боли»
Технология, которую Sandia National Laboratories разработала для американских военных, предлагается и для использования на гражданских судах. Она называется Система активного отбрасывания (Active Denial System), а на военном жаргоне —Луч боли. В сущности, это направленная антенна, излучающая радиоволны запредельно высокой частоты — 94 гигагерца. Луч вызывает мгновенный разогрев верхних слоев кожи — как микроволновая печь. Человек, попавший под его воздействие, начинает корчиться от нестерпимого жара, однако система сконструирована так, что необратимых последствий и ожогов не происходит. Впрочем, пока эта система еще не получила массового распространения на суше, а уж о море и говорить не приходится, особенно в свете ее стоимости...
«Корабль-призрак»
Британские ученые из BAE Systems не занимаются выяснением интеллекта блох или озеленением Луны — в общем, всем тем, за что мы привыкли высмеивать британских ученых. Мощная корпорация BAE разработывает новейшие видов высокотехнологического оружия и предлагает для обороны судов радиоуправляемый катер «Protector». Полноразмерное суденышко способно нести на себе команду из нескольких солдат, но… не несет ее. «Protector» является дистанционно управляемым роботом и может вести бой с пиратскими лодками при помощи систем видеонаблюдения и пулемета калибра 7,62 мм на роботизированной подвижной турели. Разумеется, в случае гражданского применения вместо пулемета на катер можно поставить Луч боли или акустический «матюгальник».
— Где стоят захваченные корабли — не секрет, да и со спутника все видно. Почему же какие-либо вооруженные структуры (международные или из страны, которой принадлежит судно) не прилетают на вертолетах, не высаживают спецназ и не освобождают корабли?
— Такое, увы, возможно только в Голливуде. И причин тому несколько. Во-первых, кому выгодно? Да никому. А ведь такая, фактически полномасштабная войсковая операция на территории суверенного государства стоит огромных денег. Была бы там нефть — американцы давно бы «насадили бы демократию» (смеется), но пираты, по сути, никому не нужны… Впрочем, идея имеет право на существование, и попытки освобождения судна силами спецподразделений были. Но, как ни странно, они закончились неудачей — пиратам даже не приходилось держать оборону — они просто предупреждают, что при штурме начнут убивать заложников из команды — и все заканчивается...
— Какие прогнозы существуют по пиратству? Будет ли оно когда-либо побеждено?
— Трудно сказать… С одной стороны, ситуация очень серьезная, ведь захватываются порой супертанкеры, запросто везущие за один рейс пару миллионов баррелей нефти. Эти суда и их груз стоят невероятно дорого, да и срыв поставок такого количества нефти вызывает большие топливные проблемы у целых регионов. Но при этом пираты ведут себя очень осторожно и не «дразнят гусей». Они очень редко стреляют прицельно по людям, приемлемо обходятся с заложниками, оказывают медицинскую помощь раненым, корректно ведут переговоры о выкупе. То есть террор как таковой им не нужен.Ситуацию может изменить только полноценная государственная власть в Сомали, но этого в ближайшее время ожидать не приходится...
Противолодочные сети
Акустический излучатель
Луч боли
Дистанционно управляемый катер
Фото: apmss.co.uk, lradx.com, sandia.gov, i001.*****, warisboring.com, razedbywolves.blogspot.co m
http://futurych.f5.ru/post/220805/newsmay1
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
...не хотят обэзянки заниматься рыбным промыслом, не желают работать и радоваться жизни)))
...ну значит "назвался груздем - полезай на рею" (либо варианты: не доплыли до берега и пр.)))
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Но - по фоткам австралийского "Ориона", совершавшего облет - пиратских лодок было три. Одна вроде смылась. То есть, как по мне, не все трупы предъявили общественности. И правильно. Ибо нех. А весь плач про общечеловеков - так я вчера публикнул мнение U-96. Лучше не напишешь. Только так и надо воспитывать. Второй прецендент - ответ намного жестче.
Были времена, были и нравы. И было десантирование батальона морской пехоты. Думаю, и через сто лет при слове "русский" на некоем языке будут содрогаться. Надо учить и внушать. Чтобы шарахались. И все "плачи ярославны" побоку.
Одни люди делают дело во имя государства Российского, другие размазывают сопли и слезы. Еще бы и их размазать... Но - пока мечты. Воняют сильно мерзко. Лучше не приближаться.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
увы. и - думаю в этом году, вряд ли появятся в интернете - точно
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А с "М.Университета"-"М.Шапошникова" фоток нет?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Сомалийский пиратов, которые с начала 2008 года "заработали" на выкупах 200 миллионов долларов, ловят все чаще и чаще и передают властям Кении, Йемена и Сомали.
http://vodkov.net/fotoreportaji/1624-piraty-somali-40-foto.html
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Атаковавшие танкер «Московский университет» пираты почти сутки пытались ворваться в рулевое отделение, где укрылись российские моряки.
Бандиты поджигали дизельное топливо и стреляли из автоматов и гранатомета, сообщила мать одного из членов экипажа Людмила Иванова, ссылаясь на слова сына.
Танкер под либерийским флагом, на борту которого находились 23 россиянина и 86 тысяч тонн нефти, был захвачен 5 мая в восточной части Аденского залива и освобожден на следующий день российскими военными с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Россияне не пострадали. Десять пиратов были задержаны и один убит. По данным источника в Минобороны, задержанных отпустили из-за несовершенства законодательства, но они не смогли добраться до берега на надувной лодке без навигации.
«Из новостей можно подумать, что мы где-то заперлись, сидели травили анекдоты, ждали военных. На самом деле 22 часа мы жестко противостояли пиратам. Основной бой был за эту дверь − в рулевое отделение», − привела женщина слова своего сына − инженера-электромеханика Сергея Коценко.
«По словам сына, пираты поджигали их дизельным топливом. Они (моряки) тушили огонь. Пираты стреляли в моряков из «калашей», гранатомета», − сказала мать Коценко.
Женщина сообщила, что ее сын перевел судно на управление непосредственно из рулевого отделения и активизировал звуковую сигнализацию.
«Звонки громкого воя они (пираты) так и не смогли отключить, хотя, по мнению сына, пираты были опытными: они запустили главный двигатель, и моряки крутились на месте, так как рулевка была у них», − сказала Иванова.
По ее словам, когда пришел военный корабль, «они знали куда стрелять, так как моряки были с ними на связи».
«Хоть всю надстройку превратили в решето, рассказал сын, никого из моряков даже не ранило», − сообщила женщина, передает РИА «Новости».
От Алекс Зес:
В данном случае полностью согласен с Князем. Рея самое оно.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Место пирата - исторически - на рее.Так было, и так должно быть. Гражданские моряки не могут иметь оружия. По Морскому Кодексу (если неправильно употребил название, порошу мореманов поправить.) Если некто без формы и без флага принадлежности болтается с оружием по водным пространствам - это прямой путь именно туда. На рею. В наши общечеловеческие времена обходятся подрывным зарядом на пределе дальности радиомаяка.
Погресс, панимаешь-ли... Но тоже неплохо.
В разъяснение моей позиции очень художественное описание из живого журнала U-96. Андрей, браво!
Все учтено...
Волна резко ударила в борт корабля Его Королевского Величества «Жемчужина», заставив людей на квартердеке синхронно качнуться и ухватиться за фальшборт.
- Дьявол, – лейтенант Королевского флота Роберт Мейнард споткнулся о лафет пушки и упал на четвереньки.
- Ыыыыыы!.. – радостно ощерился Эдвад Тич, намертво принайтованный к основанию бизань-мачты, а потому наиболее устойчивый среди всех присутствующих, – Эй, песик! Иди сюда – я дам тебе хорошего пинка!..
Мейнард вспыхнул. Встал, поиграл желваками, шагнул к связанному пирату и замахнулся. Но ударить не успел.
- Стойте, сэр, – в предплечье лейтенанта вцепился некто в съехавшем на бок парике и с лихорадочно блестящими глазами, – Как вы можете?
- Могу по носу, - снова примериваясь кулаком машинально ответил Мейнард, - Хотя, конечно, лучше – в челюсть…
- Я не о том! Вернее – о том! Вернее… Вобщем, как вы можете бить невинного и беззащитного?
- Чего-чего? – лейтенант испытал не меньшее потрясение, чем когда узнал, что старина Тич в ходе минувшей схватки благополучно перенес и пулю в грудь, и наполовину перерезанное горло, - Кто тут невинный и беззащитный?!..
- Вот он, – незнакомец отцепился от лейтенантового рукава и ткнул пальцем в фигуру у мачты, - Он – невинный и…
- По-вашему, известный на все Карибы убийца, насильник, грабитель и главарь пиратов Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода - НЕВИННЫЙ?!! – у лейтенанта отвисла челюсть.
- Да, - подтвердил незнакомец, - Невинный. Поскольку факт наличия присутствия вины в деяниях столь беспардонно вами связанного джентльмена в судебном порядке не установлен. Равно как нет даже малейших признаков проведения следственно-судебных мероприятий с вашей стороны, сэр. Не считать же таковыми погоню и абордаж, верно? В конце концов, по нашим просвещенным временам XVIII века, это вообще абсолютно неэтично - пытаться дать в морду кому бы-то ни было в отсутствие адвоката. Тем более – беззащитному, крепко зафиксированному пеньковым канатом вдоль деревянного бревна, вульгарно именуемого «мачта»… Посему, настаиваю на том, что во имя сохранения и поддержания на должной высоте столь безобразно вами попранного международного авторитета Англии, джентльмен, совершенно бездоказательно вами именуемый «главарь пиратов», должен быть немедленно освобожден. С принесением соответствующих извинений, разумеется. И непременным возмещением морального ущерба. В десятикратном размере.
- Ыыыыыы!.. – подал было голос Тич, но не успел закончить мысль, обмякнув в глубоком обмороке.
- Этот «джентльмен», - Мейнард скривился, - ограбил и потопил десятки кораблей. Не оставляя в живых никого из членов экипажей…
- То есть у вас де-юре и де-факто нет ни одного свидетеля, - сделал быстрый вывод незнакомец.
- Он брал в заложники ради выкупа женщин и детей…
- Во-первых, это наговор. Во-вторых, вот до чего может довести честного человека экономический кризис. Позор правительству, допустившему это!
- Он был схвачен на борту пиратского корабля...
- Его туда подбросили!
- ...С оружием в руках.
- Вложили в руки, пока спал.
- Он не раз под черным флагом выходил в море…
- Это всего-лишь влияния дурной компании.
- …С заткнутыми за пояс пистолетами и саблей наперевес,..
- Его заставили!
- …Чтобы лично рубить головы пленникам.
- Как вам не стыдно? – незнакомец прищурился, - Вы против свободы самовыражения?
Мейнард ничего не ответил, так как впервые столкнулся со столь необычным взглядом на бандитизм.
- Я настаиваю,.. – тем временем повторил незнакомец и притопнул башмаком по палубе в знак серьезности своих намерений. Подумал и добавил, - …Настаиваю от имени втоптанной вами в грязь чести Англии, лейтенант. Немедленно освободите несчастного!
- Дьявол, - второй раз за сегодняшний день сбогохульничал Мейнард чувствуя себя, как после контузии. – Да кто вы такой, разрази вас гром?
- Правозащитник, с вашего позволения, – представился незнакомец, гордо подбоченясь, – И – адвокат!
- Надеюсь, это не заразно? – после долгого задумчивого молчания поинтересовался лейтенант.
- Разумеется – нет, - фыркнул правозащитник.
- Отлично, - просветлел лицом Мейнард. Потом шагнул вперед и выдал свой коронный хук. В челюсть.
- Ыыыыыы!.. Фто вы делаете?! – правозащитник с ужасом ощупал остатки зубов.
- Видите ли, милейший, - лейтенант подул на костяшки пальцев, - Кое в чем мы с вами - коллеги. Я тоже за свободу самовыражения. В некотором смысле...
- Ай! – второй крюк у Мейнарда удался не хуже первого, - Фы не фмеете!..
- Да-да, - понятливо кивнул лейтенант, - Я помню, что неэтично бить морду без адвоката.
- Ой!..
- Но вы-то, хвала небу, адвокат, верно? Так что все учтено.
http://u-96.livejournal.com/2140100.html
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: