Будет торжественно и пронзительно. Будет достойно и сердечно. Это тот редкий случай, когда все простят заторы, перекрытые улицы и стражей порядка. Простят не снисходительно, а по-человечески. Потому что в отличие от Первого, которое все давно позабыли и воспринимают лишь как открытие дачного сезона, Девятое мая помнят и чтят.
Это действительно хорошо, что в попытке возродить страну, совпавшей с появлением денег в экономике, вспомнили о ветеранах.
По-хорошему так вспомнили. Когда на имя и адрес пожилого человека приходит открытка за подписью президента, мэра, губернатора, это наполняет его жизнь смыслом. Он расправляет плечи и чувствует себя личностью - руководство страны, города, края оценило его заслуги.
Система подарков - продуктовых наборов, вечеров в мэриях, а кому повезет - и путевок на экскурсии и даже лечение на курортах, «как в старые добрые времена», - возможно, впервые за годы «встрепенула» пожилых людей. Доставила им много положительных эмоций, которых они почти лишены в повседневной жизни. Лучше поздно, чем никогда, и, слава Богу, что хотя бы к праздникам их окружают вниманием и заботой. Сострадание, глубокое почтение вызывают люди, чью молодость искорежили ужасы и потери…
Но остаются вопросы к другим, более молодым поколениям. Да, старикам много не надо, они так воспитаны, считают, что «мы-то пожили, мы как-нибудь потерпим, а вот молодым»…
Недопустимая, на самом деле, для человеческого существа логика, привитая советскими установками и условиями жизни, сегодня работает одновременно как предохранитель против социальных волнений со стороны старшего поколения. Ему много не надо - пенсию, пусть маленькую, но платят; в больницы невозможно попасть, лекарства стоят столько, сколько несколько пенсий вместе взятых, ну что же, бывало и хуже. Так рассуждают старики.
Но страна, живущая в XXI веке, победитель самой ужасной войны человечества, вся страна в такой парадигме существовать не может. Для пожилого человека, годы прожившего в нищете, ютившегося в коммуналке, в молодости голодавшего, коробка конфет к праздничному столу и поздравление мэра - величайшее счастье. Но для цивилизованной страны, заявляющей о своей европейской принадлежности, рапортующей об экономическом росте, гораздо большим достижением было бы установление на перекрестках городов съездов для колясок, включая инвалидные, и обеспечение пожилых людей этими самыми колясками. Или обеспечение ветеранов пенсиями такого размера, чтобы не только их французские и британские сослуживцы могли навестить их, но и они сами могли бы на эти пенсии полететь во Францию или Англию. Не 200 евро, 2000 должно быть. Не прием в мэрии, а полноценное медицинское обслуживание, включая операции в 70 и 80 лет, как делают их в странах Европы и Америки, не говоря «зачем ему уже операция в ТАКОМ возрасте».
Российские пенсионеры этого всего в жизни не видели, не знают, а потому довольствуются малым. Но более молодые поколения не должны использовать эту готовность жить малым и это незнание. Наоборот, те, кто сегодня принимает решения в градостроительных, медицинских, пенсионных системах, должны испытывать стыд за то, что все развитые страны и не только победители в войне, могут обеспечить свое старшее поколение несоизмеримо лучшими условиями жизни.
Второе, о чем также должны думать не ветераны, а поколения, пришедшие после, - достижения настоящего.
После десятилетия унижений Путин вместе со всей страной искал черты возрождающегося государства. Гимн, Сильная власть, он Сам стали символами для страны, которая их ждала. Но все же полного единения не было. Кого-то не вдохновлял советский гимн, кто-то протестовал против сильного государства, кому-то не нравился сам Путин.
Требовалось что-то, что признавалось бы всей нацией безоговорочно. И таковой стала Победа. Причем из года в год Дата все больше обретает черты единственного символа, сплачивающего страну. И можно было бы склонить голову в почтении, если бы из колоссальной победы прошлого черпались силы для побед в настоящем и для свершений в будущем. Однако это происходит только на словах.
Символизм, а не реализм стал основным содержанием подхода. И это скорее печалит, чем заставляет гордиться.
Воссоздавая такой размах чествования и поднимая на такую пафосную высоту достижение, которое все дальше и дальше отступает в истории, как бы всю страну тянут в прошлое, вместо того, чтобы вместе искать силы для движения в будущее. Это означает, что за два десятилетия постсоветского существования - пусть разных, но все же не настолько дискретных, как иногда это подается, - ни страна, ни ее лучшие представители не смогли отыскать ничего, чтобы делало ее нацией СЕГОДНЯ, объединяло СЕЙЧАС, давало силы для ЗАВТРА. Иными словами, в стране по-прежнему нет безусловных достижений и неоспоримых ценностей, по которым общество едино во мнении и которыми руководствуется в жизни.
«Страны, которые были центрами империй, находятся в мучительном положении - мечта о будущем скована успехами прошлого», - говорил экономист Александр Аузан в своей лекции, добавляя, что «рождению ценностей, определяющих долгосрочные цели, обычно предшествует осознание пустоты».
Однако с печалью приходится констатировать, что «бесценный» период, который, несомненно, проходили многие страны, в России затягивается, и, что еще более печально, не просматривается никаких признаков того, что нация сможет вот-вот нащупать то, что станет ее новым фундаментом и опорой.
Ощущение бессмысленности, увы, наоборот нарастает, мы «обживаем развалины прежнего социума», по выражению социолога Бориса Дубина. Однако далеко не всегда старый фундамент может служить хорошим основанием для нового здания.
Возможно, пышность празднования Победы даже обратно пропорциональна ценностному состоянию социума. Это весьма любопытное состояние, потому что обычно пышностью и пафосом пытаются прикрыть удручающее экономическое или политическое положение страны. Форма преобладает над содержанием преимущественно в авторитарных или бедных обществах. «Там, где у людей достаточно денег, чтобы сходить в кино, нет нужды в королях и папах, ставящих свои балеты», - писал Хаксли.
Однако это вряд ли применимо к сегодняшней России. Уже у многих есть деньги «на кино». Да, к сожалению как раз не у тех, чьим праздником является День Победы, но у более молодых поколений такие возможности есть. Российскую беспросветность иногда преувеличивают и сами граждане, и их руководители.
Но что смотреть в кино, о чем после говорить с детьми, что считать мерилом жизни для самого себя? На этот вопрос в России нет ответа.
Обществу без ориентиров, чье переходное состояние, мучительное, непростое, но опасно затягивающееся, необходимы символы для единения в настоящем. Их вроде даже пытаются периодически предъявить, но они либо не цепляют вовсе, либо, как спортивные победы, оборачиваются короткой эйфорией и только. Тот факт, что настоящее до сих пор не породило ничего, что превратило бы население в нацию, свидетельствует о том, что с настоящим в России что-то не в порядке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: rian.ru.
Рейтинг публикации:
|