Шоковый перевод экономик стран бывшего соцлагеря на капиталистические рельсы стал косвенной причиной смерти более чем миллиона мужчин, оказавшихся жертвами сокращений и увольнений. На правомерности такого вывода настаивают ученые, доводы которых опубликованы в британском медицинском журнале Lancet. Прямыми же причинами роста смертности трудоспособного населения ученые считают алкоголизм, рост числа самоубийств и невозможность получения безработными квалифицированной медицинской помощи. Психологи не исключают, что нынешний кризис может привести к аналогичным явлениям среди жителей государств Западной Европы.
По данным авторов исследования, самый серьезный ущерб был нанесен процессом приватизации государственных предприятий, в результате которого на улицу оказались выброшены миллионы рабочих и служащих. Особенно сильно пострадали страны, где этот процесс велся максимально быстро. Так, в государствах Балтии, в России и Казахстане смертность среди мужчин в возрасте до 55 лет в период с 1991 по 1994 год увеличилась на 42%, а количество безработных — на 305%. В результате значительное число мужчин, в одночасье лишившихся социального статуса и доходов, принялись искать утешение в алкоголе. Так, в России, по данным Госкомстата, употребление этилового спирта на душу населения возросло в период с 1991 по 1995 год вдвое, а число алкогольных психозов — почти в четыре раза.
«Люди по-разному реагируют на изменения окружающей действительности. Прежде всего это связано с психофизиологическими факторами, в частности с наличием сильной или слабой нервной системы, — говорит преподаватель психологии Московского института экономики, политики и права Станислав Бышок. — Для людей, обладающих слабой нервной системой, больше подходит жизнь по расписанию. Но когда это расписание было отменено, как это случилось в странах Восточной Европы и СССР в начале 90-х, кто-то просто не вынес этого: впал в депрессию и алкоголизм, что и привело к увеличению смертности среди мужчин работоспособного возраста».
Кроме алкоголизма и самоубийств среди причин роста смертности значится и отсутствие у безработных доступа к качественному медицинскому обслуживанию. «Система работала так, что в случае, если человек лишался работы, он лишался и всего остального», — сообщил журналистам один из авторов исследования доктор Мартин Макки из Лондонской школы гигиены. Показательно, что в государствах, где от шоковой модели «капитализации» было решено отказаться, плачевных последствий для их населения этот процесс не имел. Так, в Польше, Чехии, Словении, Хорватии и Албании число безработных увеличилось, если верить авторам Lancet, лишь на 2%, а смертность сократилась на 10%.
Среди положительных факторов медики отметили уровень вовлеченности индивидуума в жизнь социума: в странах, где население участвовало в деятельности религиозной общины, смертность по социальным показателям была минимальной. «Чем менее атомизировано общество, чем больше человек занят чем-то вне работы (семья, общественная деятельность, церковь), тем больше у него возможности найти поддержку и избежать ошибок вроде алкоголизма или суицида», — уверен г-н Бышок. По его словам, явления, подобные описанным выше, вполне могут поразить и страны Западной Европы, донельзя индивидуалистское общество которых разучилось бороться с кризисами сообща, — «массовые сокращения уже происходят, но авторитет церкви, к которой обычно обращаются в подобных ситуациях, за последние годы сильно подорван».
АНАТОЛИЙ ПОМОРЦЕВ