Бен-Дрор Ямини, "Маарив", 30.03.2010
Сегодняшняя израильская демократия – печальная шутка. Мы живем в эпоху "меньшинствократии", власти меньшинств. Тирания, деспотизм – это, конечно, плохо. Но, кажется мне, что пришло время для тирании большинства. Пришло время подавить деспотизм меньшинств.
Нам казалось, что мы добились свободы и независимости, что мы живем в соответствии с принципами демократии. Пора посмотреть правде в лицо: не свобода и демократия правит бал в этой стране. У нас сформировался довольно абсурдный режим, имеющий обличье демократии. При этом большинство не имеет почти никакого влияния на ход событий в стране.
На первых же университетских лекциях нам объяснили, что демократия – это не власть большинства, а власть, которая зиждется на защите основных прав меньшинств. Потому что большинство не может, например, лишать права голоса рыжих – только потому, что те рыжие. И поэтому меньшинства нуждаются в правовой защите.
Такова концепция. Возможно, эта теория состоятельна в других государствах, в иные времена. В Израиле эта формула была перевернута с ног на голову. Именно большинство нуждается у нас в защите от меньшинств. Может быть оно, наконец, осознает это и встанет на свою защиту. На фоне того, что происходит в наших краях, деспотизм большинства отнюдь не самый худший вариант развития событий. Если выбор стоит между тиранией меньшинств и тиранией большинства, то лично я выбираю второе.
Речь не идет о каком-либо одном меньшинстве. Речь идет о целой группе меньшинств. Каждую неделю мы становимся свидетелями того, как то или иное меньшинство диктует свои условия большинству. Каждую неделю большинство получает очередную пощечину от меньшинства. Очередную сотню миллионов долларов следует перевести на нужды "несчастного" меньшинства. Большинство может возмущаться сколько угодно. Ему это не поможет. Меньшинство правит бал. Выборы – иллюзия. Потому что в Израиле нет власти большинства.
Попытаюсь объяснить, что я имею в виду. Каждое меньшинство делает то, что считает для себя нужным в сфере приложения своих интересов. Это утверждение особенно верно для так называемых "прогрессивных" кругов левого, постсионистского толка, все более доминирующих в средствах массовой информации и культуре. Они диктуют нам свою повестку дня. Они раздают друг другу премии и призы. Они пропагандируют свое творчество, интервьюируют друг друга. На любую критику в свой адрес они реагируют одинаково. "Свобода слова, свобода творчества!". Ну, разумеется. Если, конечно, речь идет об их (и только их) свободе слова и творчества. Свобода слова, которая является главным принципом демократического общества, они превратили в оружие.
Радикальный фронт – слева и справа
Речь идет о государственной сфере. Стараниями группы правых радикалов в стране создается двунациональная реальность. Каким-то непостижимыми образом этим людям удается с нашей помощью претворять в жизнь идеи левых радикалов. Одно большое государство. Не стоит с пренебрежением относиться к совместным усилилиям левых и правых радикалов. Они, конечно, представляют собой идеологическое меньшинство. Однако утверждение левых радикалов, что поселенчество на территориях является необратимым, и реализация этого постулата радикалами правыми, превращают эут идею в реальность. Возможно, мы уже находимся у последней черты. Может быть, мы даже пересекли эту черту. Отряды поселенческой молодежи ("ноар гваот") – спецназ левых радикалов. Левые мечтают. Правые претворяют их мечту в жизнь.
Судебная олигархия
Речь идет о юридической сфере. Судейские элиты плевать хотели на демократию. Они превращают власть закона во "власть судей" Бывший председатель Верховного суда Аарон Барак стал отцом-основателем этой системы, которая отвечала чаяниям "просвещенного общества". Под его руководством БАГАЦ превратил народных избранников в мелких политиканов, которые почти лишены каких-либо полномочий. Зато огромными полномчиями наделены судьи. Этот процесс у нас называется "демократией".
Деспотизм ультраортодоксов
Речь идет о системе отношений между государством и религией.Лишь недавно мы стали свидетелями двух кризисных ситуаций. Вначале - история с гиюром, а затем решение о переносе приемного покоя ашкелонской больницы. В обоих случаях умеренные ортодоксальные круги проявили благоразумие и были готовы пойти на компромисс. Однако позиция радикальных ультраортодоксальных кругов по двум вопросам была невероятно жесткой и бескомпромиссной. По вопросу гиюра почти удалось достичь компромисса – эта сфера должна была оставаться в ведении раввината. Раввин Овадья Йосеф поставил свою подпись под компромиссным документом. Однако радикальное меньшинство ашкеназских ультраортодоксов-литваков выступило против. К радикалам-литвакам неожиданно присоединился ШАС, отказавшись от компромиссного варианта.
В вопросе об ашкелонских захоронениях главный раввинат высказал готовность к компромиссу, заявив о возможности переноса могил. Подобное мнение высказали и авторитетные раввины, представляющие общину религиозных сионистов. Однако ультраортодоксы вновь отказались идти на какой-либо компромисс. Всем известно, что существуют целые религиозные кварталы, построенные на земле, в которой были обнаружены захоронения. Однако то, что позволено харедим, не позволено остальным гражданам. Если есть возможность унизить государство, харедим не упустят этой возможности.
Самый большой ущерб они наносят государственной системе образования. Ультраортодоксальное меньшинство заставляет нас вкладывать огромные деньги в их систему образования, в их школы, где дети не изучают основные школьные дисциплины, большая часть выпускников которых отказываются служить в армии.
Арабский деспотизм
Речь идет об израильских арабах. Можно и нужно интегрировать их в израильское общество. Лишь недавно были опубликованы результаты социологического опроса, согласно которому большая часть арабской молодежи готова проходить альтернативную службу. Однако лидеры арабского сектора не хотят этого. Потому что, с их точки зрения, участие молодых людей в такой службе превратит арабов в "коллаборантов" и "отверженных". Важные шаги на пути к равноправию блокируются радикальным арабским руководством.
Деспотизм владельцев крупного капитала
Израиль превратился в государство с одним из самых высоких в мире уровней социального неравенства. Разрыв в доходах между неимущими слоями населения и богатыми гражданами – огромен. Чем лучше экономическое положение страны, тем хуже становится положение беднейших слоев. Восемнадцать олигархических семей контролируют израильскую экономику. Из год в год растет их мощь и влияние. Тот, кто прежде занимал ответственный пост в министерстве финансов, становится позднее высокопоставленным сотрудником экономической империи одного из олигархических семейств. Не нужно проводить уголовное расследование для того, чтобы доказать, что подобная система назначений является коррумпированной. Экономическое меньшинство делает с израильской экономикой все, что ему заблагорассудится.
Рядом со всеми перечисленными меньшинствами ("прогрессивными" деятелями культуры и СМИ, судейской элитой, ультраортодоксами, радикалами всех мастей) живет большинство. Мы с вами. Обычные израильские граждане, которые служат в армии и требуют, чтобы воинская повинность распространялась на арабов и харедим. Это большинство хочет жить в еврейском и демократическом, а не в двунациональном государстве. Это большинство заинтерсовано в свободе слова и творчества, а не в использовании свободы слова в качестве антисионистского инструментария. Электоральная сила этого большинства иллюзорна. Всегда находятся веские политические причины, которые позволяют обманывать это большинство. Главной причиной, разумеется, является вечная необходимость создавать правительственную "коалицию". Любой ценой.
Большинство всегда капитулирует перед меньшинствами. Партия Авода выступает против ограничения полномочий Верховного суда, и БАГАЦ становится всесильным. Харедим выступают против введения в религиозных школах изучения общеобразовательных предметов – в стране вырастают целые поколения людей, отказывающихся выполнять свои гражданские обязанности. Поселенческая молодежь ("ноар гваот") противодействует демонтажу любого поселения. ШАС и правые партии угрожают развалить коалицию, если кто-то посмеет дотронуться до какой-либо форпоста. Радиальное ультарортдоксальное меньшинство торпедирует любой компромисс, связанный с галлахическими вопросами.
И что важнее всего: большинство хочет изменить систему правления в стране. Изменить таким образом, чтобы здесь на самом деле существовала демократия, а не "меньшинствократия". В кнессете имеется депутатское большинство, которое готово провести соответствующие реформы. Однако сделать это им не дают арабские и ультраортодоксальные депутаты, которые в подобных изменениях совершенно не заинтересованы.
Все израильские главы правительств капитулировали перед требованиями "секторальных" партий. Сиюминутные выгоды и тактические нужды ставились выше национальных и стратегических интересов государства. Нам обещали изменения, но мы их так и не дождались. Интересы сионистского большинства, которое платит налоги, соблюдает закон, служит в армии, держит на своих плечах это государство, трудится и занимается творчеством – грубо попираются. Меньшинства диктуют свою волю. Большинство капитулирует.
Не следует, тем не менее, обвинять в создашемся положении одни лишь меньшинства. Большинство само несет за это ответственность. На нем лежит вина за то, что происходит в стране. Вина лежит на Нетаниягу, Ливни и Бараке, а также на их предшественниках – Бегине, Рабине, Пересе. Они приучили нас к подобному пораженчеству. Иногда по собственной инициативе, иногда в результате оказываемого на них давления. Результат – беспрерывный процесс разрушения израильской демократии. Мы привыкли. Мы пожинаем горькие плоды их политической деятельности. Пришло время вернуть власть большинству. Источник: cursorinfo.co.il.
Рейтинг публикации:
|