20 марта Правительство России внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"», призванный уточнить понятие «соотечественники за рубежом». Необходимость такого уточнения назрела давно и данную инициативу Правительства можно только приветствовать. Однако вызывает сомнения предлагаемое в законопроекте «уточненное» понятие «соотечественника», вряд ли возможное к правоприменению по причине его произвольности и субъективности («принцип самоидентификации, подкрепленный соответствую-щей общественной или профессиональной деятельностью»).
Между тем, есть возможность дать точное, допускающее документальное подтверждение понятие «соотечественника», исходя из места рождения данного лица либо его предков - в пределах государственных границ Российской Федерации либо на территории районов государств СНГ, являющихся историческими местами проживания преимущественно русскоязыч-ного населения: Белоруссия, Украина (кроме областей Западной Украины), северные области Казахстана, а также в любом анклаве проживания преимущественно русскоязычного населения (например, староверы в Латинской Америке). Закон должен точно определить все эти территории.
Я предлагаю также принять Федеральный закон «О возвращении соотечественников», дающий право на получение гражданства РФ в ускоренном порядке и на репатриацию в Рос-сийскую Федерацию любому лицу, признанному соотечественником. Ниже приведен вариант такого закона, подготовленный мною по аналогии с историческим, доказавшим свою успеш-ность «Законом о возвращении» государства Израиль – с той разницей, что в нашем случае критерием признания данного лица соотечественником является не этническая принадлеж-ность, а место рождения данного лица либо его предков.
Проект
Федеральный закон
«О возвращении соотечественников»
Глава 1. Право на репатриацию в Российскую Федерацию.
Статья 1.
1. Каждый соотечественник, являющийся гражданином другого государства либо лицом без гражданства, имеет право на возвращение (репатриацию) в Российскую Федерацию.
2. Соотечественником считается лицо, место рождения которого, а также место рождения одного из предков которого, находится на территории в пределах государственных границ Российской Федерации либо на территории, являющейся историческим местом проживания преимущественно русскоязычного населения: Республика Беларусь, Украина (кроме областей Западной Украины), северные области Казахстана, другие анклавы постоянного проживания русскоязычного населения. ЗАКОН ДОЛЖЕН ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЮ И ГРАНИЦЫ ЭТИХ РАЙОНОВ
3. Местом рождения данного лица либо одного из его предков считается город, район, населенный пункт, указанные в действующем паспорте данного лица, либо в паспорте гражданина СССР, в оригинале свидетельства о рождении, либо в заверенной копии свидетельства о рождении из архива ЗАГСа. Место рождения также может быть подтверждено иными, установленными компетентными органами Российской Федерации документами, либо при отсутствии документальных подтверждений место рождения, требуемое настоящим законом, может быть установлено в судебном порядке при наличии убедительных свидетельских показаний.
4. Право на репатриацию в Российскую Федерацию предоставляется также супруге/супругу соотечественника.
Статья 2.
1. Репатриация осуществляется на основании въездной визы.
2. Въездная виза выдается каждому соотечественнику, либо супруге/супругу соотечественника, изъявившему желание поселиться в Российской Федерации, при отсутствии возражений со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации, основанных на том, что желающий репатриироваться:
- занимается деятельностью, направленной против Российской Федерации;
- представляет угрозу для здоровья граждан страны или для безопасности Российской Федерации;
- совершил преступление и может представлять угрозу для общественного порядка.
Статья 3.
1. Лицо, имеющее право на репатриацию в Российскую Федерацию, приехавшее в Российскую Федерацию и уже по приезду изъявившее желание поселиться в Российской Федерации, имеет право на получение удостоверения репатрианта.
2. Исключения, предусмотренные в Статье 2, имеют также силу при предоставлении удостоверения репатрианта, однако человек, заболевший уже по приезду в Российскую Федерацию, не считается представляющим угрозу для общественного здоровья.
Глава 2. Права лиц, имеющих право на репатриацию в Российскую Федерацию.
Статья 4.
1. Лицо, ставшее репатриантом на основании настоящего закона, является гражданином Российской Федерации в силу репатриации.
2. Получение данным лицом внутреннего и общегражданского паспорта Российской Федерации осуществляется в особом ускоренном порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 5.
1. Лицо, ставшее репатриантом на основании настоящего закона, имеет право на получение «корзины репатрианта» - пакета льгот, предназначенных для помощи репатрианту на первоначальных этапах его/ее обустройства в Российской Федерации.
2. Репатриант имеет право на получение «корзины репатрианта» в течение 1 года с момента получения им статуса репатрианта.
Пояснительная записка
В результате распада СССР в декабре 1991 года многие коренные россияне, проживавшие на тот момент в союзных республиках бывшего СССР, оказались в отношении Российской Федерации иностранцами, что является величайшей исторической несправедливостью. Предлагаемый законопроект направлен на исправление этой исторической несправедливости, жертвой которой стали миллионы соотечественников.
Определение понятия «соотечественника» по месту рождения в пределах установленных государственных границ Российской Федерации, а также в пределах определенных настоящим законом мест исторического проживания русскоязычного населения в странах СНГ, представляется наиболее естественным, поскольку допускает объективное документальное подтверждение путем предоставления свидетельств о рождении, либо заверенных справок из архивов ЗАГСов, других установленных компетентными органами документов, либо при отсутствии документальных подтверждений место рождения, требуемое настоящим законом, может быть установлено в судебном порядке при наличии убедительных свидетельских показаний.
Предоставление права на репатриацию в Российскую Федерацию гражданам Республики Беларусь, большинству граждан Украины (за исключением населения Западной Украины), коренным жителям русскоязычных районов Северного Казахстана является признанием факта исторической и культурной общности этих народов. Такой порядок станет одновременно инструментом защиты, например, русскоязычных граждан Украины от неприемлемой языковой дискриминации, поскольку сама возможность данному гражданину Украины в любой момент покинуть страну и переселиться в Российскую Федерацию заставит власти Украины в большей мере считаться с правами своих русскоязычных граждан.
Включение в число тех, кто имеет право на репатриацию в Российскую Федерацию, также и потомков тех, кто родился на территории, указанной в законопроекте, открывает возможность переселения в Российскую Федерацию и приобретения гражданства Российской Федерации и для тех «наследственно» коренных россиян, которые сами родились вне пределов территорий, определенных настоящим законом, но исторически или культурно связаны в Россией. Например, эта норма решает проблему возвращения в Российскую Федерацию большинства представителей русскоязычных общин стран Прибалтики, поскольку практически все они являются ближайшими потомками россиян, переселившихся в страны Прибалтики после 1939 года.
Также данный закон предоставляет право на репатриацию в Российскую Федерацию потомкам лиц, в свое время эмигрировавших из Российской империи либо из СССР. Это гигантская волна эмиграции конца XIX – начала XX века, когда миллионы евреев покинули Российскую империю, спасаясь от погромов; это первая послереволюционная волна эмиграции, когда более трех миллионов россиян были вынуждены покинуть страну, спасаясь от красного террора и т.п. Многие из потомков этих волн эмиграции внесли значимый вклад в мировую культуру, науку и т.п. Но при этом большинство из них давно утратили связи с Россией, не знают русского языка и вполне справедливо считают себя гражданами тех стран, куда судьба занесла их прабабушек и прадедушек. Но если некоторые из них, получив право на репатриацию в Российскую Федерацию, решат этим правом воспользоваться, то Россия от этого только выиграет.
Принятие данного законопроекта даст возможность тысячам или даже миллионам соотечественников переселиться в Российскую Федерацию, приобрести гражданство Российской Федерации, что явится весомым вкладом в преодоление демографического кризиса в современной России. Источник: Альтшулер Борис Львович (публикации автора).
Рейтинг публикации:
|