В современном мире передел сфер влияния очень не прост. Случается так, что победитель теряет больше, чем собирался приобрести. Процесс создания НАТО буферной зоны из бывших союзных республик на границе с Россией яркое тому подтверждение.
События в Украине заставили пусть и не всех, но многих западных строителей нового геополитического порядка пересмотреть свои подходы к проведению «евроремонта» на территории бывшего СССР. Безальтернативная дерусизация Незалежной обернулась для старушки Европы одним из самых «дорогих» приобретений в новейшей истории. В стране узаконен фашизм, идет гражданская война, процветает коррупция.
Ожидали ли такого результата в Брюсселе? Думаю, нет. А в Вашингтоне? Скорее всего, да. Ведь опыта в таких делах у заокеанских политиков гораздо больше. Ко всему прочему, США удалось не только поссорить Москву и Киев, но и осадить европейскую самостоятельность, которая ей начала порядком надоедать. Сейчас, однако, и в самих Штатах уже подустали от своего «детища».
Выступая в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке 21 сентября 2016 года, лично курирующий украинский проект вице-президент США Джо Байден напомнил Киеву о необходимости выполнения своих обещаний и проведении экономических и политических реформ. «В противном случае, велика вероятность отмены Евросоюзом российских санкций», - предупредил он.
Таким образом, украинский метод сближения постсоветских республик с Евросоюзом был пересмотрен. Запад сменил тактику ультиматумов на более привлекательную свободу выбора и самоопределения.
Видимо, именно этим и объясняется столь кардинальная перемена в отношениях Вашингтона и Брюсселя к Минску. Несмотря на заявления белорусской оппозиции о том, что в Беларуси не все еще благополучно с правами граждан, Запад активно пошел на сближение.
Так, глава МИД Польши Витольд Ващиковский в своем интервью сказал: «Мы хотим не договариваться с Лукашенко, а строить нормальные европейские отношения, основанные на европейских стандартах, для того чтобы восстановить связи с Беларусью, а также склонить власть этой страны по-европейски относиться к своим гражданам, в том числе, и к польскому меньшинству».
Осенью 2015 года ЕС были сняты ограничительные меры в отношении 170 белорусских граждан, включая и президента Александра Лукашенко.
Понятно, что на такой шаг Брюссель пошел лишь после согласования с Вашингтоном, которой так же приостановил действие санкций в отношении ряда предприятий белорусского нефтехимического комплекса.
В Беларусь зачастили высокопоставленные представители и делегации Европейской службы внешних действий, Еврокомиссии, Европарламента и Конгресса США.
Значительно улучшились двусторонние отношения с США, Турцией, и фактически всеми странами Европейского союза. В Минске открылось австрийское посольство и, вот-вот, в полном объеме заработает американское. В марте 2016 года состоялся первый за 6 лет визит главы польского дипломатического ведомства в Беларусь.
Представители США впервые приняли участие в военном параде в г. Минске 9 мая 2015 года по случаю 70-летия Великой Победы, подтвердив наличие единой истории и союзнических отношений в годы Второй мировой войны.
Кроме того, Беларусь возобновила активное участие в мероприятиях многостороннего трека «Восточного партнерства». Заработали программы трансграничного сотрудничества ЕС «Литва-Латвия-Беларусь» и «Польша-Украина-Беларусь».
В очередной раз, продемонстрировав курс на сближение, Еврокомиссия включила Беларусь в список стран, имеющих право получать финансирование Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) под гарантии Евросоюза.
«С учетом политических событий в Беларуси, Евросоюз оказывает Республике поддержку путем ослабления ограничений для ЕИБ на деятельность в Беларуси. Это поможет республике развивать частный сектор, улучшить инфраструктуру и будет содействовать росту производительности труда, тем самым способствуя улучшению показателей белорусской экономики в среднесрочной перспективе», – сказано в решении. «Таким образом, Комиссия считает, что общая экономическая, социальная, экологическая и политическая ситуация позволяет добавить Белоруссию к списку стран, которые имеют право на получение финансирования ЕИБ под гарантии Союза», – отмечено в документе.
В ближайшей перспективе Республика Беларусь может рассчитывать на доступ к европейскому рынку, приход в республику Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. А значит, появляется возможность получить финансирование под проекты государственных организаций и предприятий, а также поддержку со стороны ЕС в вопросе вступления страны во Всемирную торговую организацию.
Фактически, изменив тактику в отношении Беларуси, ЕС и США стараются предать новый импульс угасающей программе «Восточного партнерства», активно развивать торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, расширять гуманитарные контакты, что находят позитивный отклик не только представителей власти, но и рядовых граждан в столь сложное для экономики страны время.
Несмотря на достигнутый прогресс в отношениях с Западом, Беларусь всегда считала и продолжает считать Москву своим главным стратегическим союзником. «Мы хотим иметь нормальные отношения и с Европейским союзом, но мы являемся членами Евразийского экономического союза», - подчеркнул глава белорусского МИД Владимир Макей.
А что же Россия? При всех успехах, достигнутых в строительстве Союзного государства и ЕАЭС, Москва не считает Беларусь равноправным партнером. Из года в год повторяются экономические войны, отсутствует динамика в военно-техническом сотрудничестве, постоянно осуществляется информационное давление на союзника.
Мир меняется, но Москва по-прежнему предпочитает действовать по старинке, напоминая слона в посудной лавке.