В последнее время от американских партнеров Москвы все чаще можно услышать рассуждения о важности сближения между Россией и НАТО, заверения о планах включить Россию в глобальную систему ПРО и требования быстрее закончить подготовку к подписанию договора по СНВ. Чуть ли не ежедневно то Обама звонит Медведеву, то Клинтон – Лаврову, то встречаются депутаты Госдумы и Конгресса, то бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт и бывший генсек НАТО Джордж Робертсон заверяют Москву в дружеских чувствах, то нынешний генсек Андерс Фог Расмуссен делает заманчивые предложения.
Все они говорят, говорят, говорят... Об одном и том же. О партнерстве, сближении, совместных усилиях и прочих полезных и приятных вещах. За последний месяц наговорено много, но главное остается неизменным. Как в 1991 г., когда создавался Совет североатлантического сотрудничества, и как в 1994-м, когда возникло "Партнерство ради мира", Москву уверяют, что НАТО – это практически друг, и уж во всяком случае, не враждебная России организация. Как в 1997 г., когда подписывался Основополагающий акт Россия – НАТО, речь снова идет о сотрудничестве и безопасности. Как в 2001-м, когда Россия поддержала контртеррористическую операцию в Афганистане, дружить предлагается против терроризма, наркоторговли, нелегальной торговли оружием и "стран-изгоев".
Если Москва выражает недовольство расширением НАТО на Восток, ей, как и десять лет назад, отвечают, что этот процесс "не направлен против России". Если речь заходит о недопустимости размещения в непосредственной близости от российских границ объектов американской ПРО, объясняют, что "это против Ирана и КНДР". Впрочем, в последние три недели в этой агитационной кампании наметились некоторые подвижки. Убедившись, что прежние аргументы не работают, американская сторона заговорила о присоединении России к НАТО и участие в совместной системе ПРО.
Наиболее откровенные в этом плане заявления сделал бывший генсек Альянса Робертсон, по словам которого, присоединение России к НАТО "сегодня более реально, чем десять лет назад". Потому что сегодня "это совсем другая организация, более политическая и в меньшей степени военная". Робертсон даже назвал НАТО "новым типом организации по безопасности", как бы ответив тем самым на предложение Дмитрия Медведева о создании единой системы европейской безопасности. Посыл в целом понятен: ничего нового делать не надо – есть НАТО, оно и будет гарантировать мир в Европе, а заодно и во всем мире, который, по новой доктрине Альянса, станет зоной ответственности этой во всех отношениях замечательной организации.
В свою очередь, нынешний генсек организации Расмуссен, комментируя работу над новой доктриной, сообщил публике, что НАТО "должна быть активно задействована там, где возникают угрозы", что "территориальная защита начинается вне наших границ" и потому "необходимо тесно сотрудничать с другими игроками и партнерами на международной арене". Одновременно глава НАТО ответил на тревоги Москвы в связи с планом размещения американской ПРО в Румынии и Болгарии. По его словам, единая ПРО "имеет наибольший смысл в контексте партнерства", в том числе и с Россией. Расмуссен полагает, что такое партнерство выгодно как со стратегической, так и с финансовой точки зрения, поскольку позволяет создать инфраструктуру, работающую на будущее. В итоге, совместная работа над созданием системы ПРО станет важным проявлением готовности США, НАТО и ЕС заботится об общей безопасности, в том числе и о России.
Примерно в том же духе, но гораздо более аккуратно высказывается госсекретарь США Хиллари Клинтон. Выступая 23 февраля в Вашингтоне с речью о будущем Альянса, Клинтон заявила, что Россия и НАТО могут вместе создавать противоракетную оборону от "стран-изгоев", таких как КНДР и Иран. Однако отвечая на вопрос о перспективах присоединения Росси к НАТО, высказалась в том смысле, что это возможно, но Россия сама не захочет. Что касается проблемы европейской безопасности, Клинтон транслирует точку зрения Вашингтона: "США не видят необходимости в новых договорах и считают, что обсуждения должны вестись в рамках существующих институтов, таких, как ОБСЕ и Совет Россия – НАТО". В дополнение к этой "ложке дегтя" госсекретарь напомнила о решимости США отстаивать территориальную целостность Грузии и поднимать вопросы защиты демократии и прав человека.
Итак, что получается в сухом остатке? Набор старых мантр: "Продвижение НАТО не угрожает России" и "Россия и США имеют дело с общими угрозами"; плюс предложение сплотиться против терроризма и "стран-изгоев". Даже предложение Рассмусена включить Россию в единую систему ПРО выглядит достаточно безответственно, потому что пока у НАТО нет своей ПРО, и генсек Альянса фактически приглашает Россию в чужой дом. Да и сама идея объединить усилия далеко не нова, она была озвучена президентом России еще в мае 2007 г. на саммите G8 в Хайлигендамме и дополнена предложением о совместном использовании Габалинской РЛС. Прошло три года, воз и ныне там, зато теперь инициатива исходит из штаб-квартиры НАТО, и генсек Альянса на полном серьезе рассуждает о готовности взять Россию под зонтик пока еще не существующей ПРО.
Совсем недавно, в декабре прошлого года, тот же Рассмусен добивался от России согласия принять более деятельное участие в военной операции в Афганистане. Получив отказ, представители НАТО пытаются теперь зайти с другой стороны. В то же время Обаме нужно скорее заключить договор по СНВ, а Россия упирается, добиваясь включения в него пункта, увязывающего ограничения по ПРО с наступательным потенциалом сторон. Поэтому Клинтон и названивает Лаврову, требуя "продолжить движение вперед" и "поднажать", чтобы заключить соглашение в течение ближайших двух недель, а представители американской стороны постоянно ссылаются на то, что если тема ПРО будет детально прописана в договоре, невозможно будет обеспечить его ратификацию в американском Сенате.
Фактически Россию шантажируют, используя тот факт, что она тоже заинтересована в подписании договора. А в качестве "подарков" за откровенную сдачу интересов страны предлагают старую сказку о расширении сотрудничества с НАТО, общий проект ПРО и рассуждения о мире и дружбе. Все это уже много раз было, и хорошо известно, что американская сторона, получив желаемое, тут же забывает о своих обещаниях. Тем не менее есть опасность, что американская тактика сработает и на этот раз.
Председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев, пообщавшись с американскими конгрессменами, вдруг заявил, что "к большому сожалению России новый договор по СНВ не будет содержать пункта об ограничениях, касающихся ПРО". По его словам, эти вопросы станут предметом дальнейших переговоров, результативность которых, учитывая накопившийся опыт, представляется весьма сомнительной. Столь же сомнительным выглядит и сам прогноз Косачева, который почему-то решил, что Медведев готов забыть свои собственные слова о том, что без решения проблемы ПРО добиться реального прогресса в деле ядерного разоружения невозможно.
Если Косачев все же окажется прав и обвешанная "лапшой благих пожеланий" Москва снова уступит давлению Вашингтона, она гарантированно получит на своих границах НАТО, вмешивающееся в дела соседних государств, и американскую ПРО, контролирующую всю территорию России. Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|