Появление в конце 1950–х годов стратегического ракетно–ядерного потенциала, резко повысило накал страстей в «холодных» отношениях США и СССР. Гонка вооружений набирала запредельные скорости. Инновационные достижения в различных областях военпрома ускоряли милитаристический моховик прогресса. Вероятность реализации «атомного сценария» была крайне высока, а значит, и той, и другой стороне было необходимо максимально подготовиться к «судному дню».
Страны «холодного конфликта» понимали, что в случае чего (ядерный удар, например), первоначально нужно обеспечить устойчивость системы государственного и военного управления. Одним из способов решения этой задачи стало создание в США и СССР воздушных резервных систем управления вооруженными силами, проще говоря – самолётов «судного дня».
Boeing E-4 (США)
После «карибского кризиса» американские власти всерьёз задумались о возможности осуществления ядерной войны с СССР. Несмотря на то, что в Москве в 70-х годах конструкторские бюро посбавили темпы, да и акцент на атомную интервенцию особо не стоял, Штаты создают летающий командный пункт на случай «важных переговоров».
В 1974 году небезызвестная компания Boeing отправляет в полёт первый в мире воздушный командный пункт. Предназначалось и предназначается до сих пор данное судно для воздушной координации американского «ядерного трезубца» в случае поражения наземных структур управления. Президент, министр обороны и другие высокопоставленные чины, влияющие на политическую жизнь США, в «момент X» находятся на борту Е-4.
Самолёт полностью защищён от радиационных волн, вмещает в себя больше сотни человек и буквально напичкан различными датчиками, ЭВМ и РЛС. С дозаправкой «летающий штаб» способен продолжать полёт в течение целой недели. Boeing E-4 может управлять всеми межконтинентальными баллистическими ракетами на территории США, пилотируемыми бомбардировщиками и атомными ракетными подводными лодками. Стоит всего лишь нажать на кнопку.
ТТХ
- Экипаж - 60—114
- Длина - 70,5 м
- Размах крыла - 59,7 м
- Высота - 19,3 м
- Площадь крыла - 510 м²
- Вес пустого - 190 000 кг
- Максимальный взлётный вес - 370 000 кг
- Двигатели - 4 турбовентиляторных General Electric CF6-50E2
- Тяга каждого двигателя - 234 кН
- Макс. Скорость - 969 км/ч
- Дальность полёта - 11 000 км
- Потолок - 14 000 м
- Нагрузка на крыло - 730 кг/м
ИЛ-80 (СССР)
Советские конструктора выпустили отечественный аналог на 10 лет позже, однако долгострой того стоил. С виду неприметный гражданский ИЛ на деле являл собою полноценный воздушный командный пункт стратегического управления. Maxdome (именно такую кодификацию наш самолёт получил от НАТО) был составной частью системы воздушных пунктов управления Генерального штаба ВС СССР «Звено». Вкупе с самолётами-ретрансляторами четыре ИЛ-80 стали ядром мощнейшей системы.
Специальное оборудование самолетов включает в себя комплекс средств автоматизации воздушного пункта управления и бортовой узел связи. Комплекс средств автоматизации предназначен для сбора, хранения, обработки, отображения и передачи информации, циркулирующей в сетях боевого управления Генерального штаба. Он состоит из ЭВМ «Аргон–50», автоматизированных рабочих мест, аппаратуры передачи данных и специальной аппаратуры, позволяющей осуществлять доведение команд боевого управления до пунктов управления пуском межконтинентальных баллистических ракет, атомных ракетных подводных лодок и самолетов стратегической авиации.
Значительный внутренний объём фюзеляжа позволяет уместить оперативную группу Генерального штаба, президента, а также техническую группу, отвечающую за бесперебойную работу специального оборудования самолета.
ТТХ
- Размах крыла - 48.06 м
- Длина самолета - 59.54 м
- Высота самолета - 15.81 м
- Площадь крыла - 320.0 м²
- Нормальная взлетная масса – 208000 кг
- Тип двигателя - 4 ТВД Кузнецов НК-86
- Тяга - 4 х 13000 кгс
- Максимальная крейсерская скорость - 850 км/ч
- Практическая дальность - 3600 км
- Экипаж - 5 чел
На данный момент Россия по-прежнему имеет в наличии 4 самолёта ИЛ-80. Один из них полностью прошёл модернизацию, а сейчас Минобороны сделало заказ на «обновление» ещё одного воздушного судна. От первой версии командного пункта новый Ил-80 и размещённое в нём оборудование, отличаются повышенной «живучестью», функциональностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким уровнем энергопотребления. А значит быстрее, лучше, сильнее.
ИЛ-90 и Boeing E-4 – это не просто воздушные командные пункты стратегического управления. В каком-то смысле они служат как оберег. Ибо наличие таких самолётов в своём арсенале может уберечь Россию и США от «ядерной зимы». Работая по принципу нашумевшей советской системы «Периметр», воздушные штабы дают гарантию своему оппоненту на получение ответного удара с не меньшим килотонным эквивалентом.
На данный момент самолёты находятся в состояние готовности, ожидая своего часа.
Но было бы прекрасно, если их время не наступит никогда… Источник: .
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 377
Рейтинг поста:
--------------------
Паисий Святогорец