14 февраля министр энергетики Алжира Салах Хебри заявил, что http://slovodel.com/487648-put-tigra-zhizn-i-smert-narodnogo-geroya-serbiihttp://slovodel.com/487648-put-tigra-zhizn-i-smert-narodnogo-geroya-serbii — ОПЕК теряет позиции на энергетическом рынке. Он отметил, что доля членов организации на рынке снизилась за последние 25 лет с 44% до 31%. Алжирский министр не видит смысла в созыве совета ОПЕК, пока все страны не договорятся снизить квоты на добычу углеводородов, иначе встреча обречена на провал.
Нефтяной раздрай!
На недавней конференции International Petroleum Week в Лондоне нефтяники со всего мира пришли к выводу, что рынок углеводородов пока что пребывает в кризисе. Эта тенденция сохранится на ближайший год по причине переизбытка нефти, а котировки не превысят 40-60$ за баррель. Глава British Petrolium Роберт Дадли рекомендовал начать хранение нефти в бассейнах, потому что все танкеры уже зафрахтованы под хранение, многие из которых месяцами простаивают в открытых водах в ожидании сделок. Предложения превышают спрос на 1,7 млн. баррелей в сутки.
Отметился и глава «Роснефти» Игорь Сечин, который задал риторический вопрос: «Кто первым сократит объемы добычи?». В условиях жесткой конкурентной борьбы каждая страна борется за свою долю на рынке и одним из способов борьбы является понижение цены за счет увеличения производства. Одним из естественных выходов из ситуации станет сокращение инвестиций в нефтяную сферу, что поднимет цены на углеводороды.
Ценовую войну осенью 2014 года начала Саудовская Аравия. Вслед за ней по этому пути пошли другие страны, в том числе и Россия. Свою роль сыграла и «сланцевая революция» в США, а совсем недавно к гонке подключился Иран. По оценкам Wood Mackenzie производство нефти было сокращено всего на 0,1% и в этой ситуации становится очевидным — ОПЕК потерял свое влияние на рынке нефти и не в силах устанавливать квоты на ее добычу. Авторитет этого механизма подорван, в том числе из-за политических факторов и самой «природы» этой организации.
ОПЕК. Ближний Восток и Россия
Как такового ОПЕК нет, есть Саудовская Аравия и примкнувшие к ней страны Персидского залива. Кроме того, Иран и Саудовская Аравия являются членами ОПЕК, при этом находятся, по сути, в состоянии войны. В целом, в ОПЕК существует два лагеря, каждый из которых тянет одеяло на себя, поэтому выработка единой концепции невозможна.
Москва не является членом ОПЕК, однако выступает в качестве наблюдателя в Совете организации и является одним из крупнейших в мире экспортеров нефти. Если Россия поставляет столько нефти, то значит это кому-то нужно. В первую очередь, Европе. И тряска на энергетическом рынке с геополитической подоплекой заставляет европейцев нервничать. Поиски европейцами альтернативных поставщиков упирается в развитую инфраструктуру, протяженностью в 150 000 километров, и стратегические проекты, инициированные Россией, вроде «Северного потока». Альтернативные проекты в этом ключе составляют слабую конкуренцию. Сланцевая нефть США не отличается стабильной добычей, а фактор нестабильности — главное препятствие для заключения долгосрочных контрактов на десятки лет.
Самый главный фактор для поставщиков нефти — долгосрочная стабильность и безопасность. В случае со странами Персидского залива фактор стабильности неимоверно важен и одновременно слаб. Баб-эль-Мандебский пролив в Азию из Красного моря может быть перекрыт в ходе конфликта Ирана и Саудовской Аравии, а Ормузский пролив — блокирован йеменскими повстанцами. В этом случае в мире немедленно начнется энергетический кризис.
Эскалация конфликта в Сирии и во всем ближневосточном регионе заставляет поставщиков задуматься над безопасностью. Морские пути Персидского залива небезопасны, а сухопутный путь через Сирию для саудитов блокирован Ираном, курдами и Россией. Любой долгосрочный поставщик готов переплачивать за безопасность при заключении долгосрочных контрактов. Москва же выступает одним из главных факторов региональной стабильности.
Свет в окошке
В этом случае единственный способ сделать привлекательными поставки нефти из Персидского залива, помимо занижения цены, — дестабилизировать обстановку в России и на ее границах. Политическая дестабилизация на Украине уже привела к осложнению с транзитом наших ресурсов в Европу. Действия Турции также поставили под сомнение реализацию трубопровода. Однако страшиться этого не стоит. Ни у саудитов, ни у турок не хватит внутренних ресурсов играть вдолгую: обе страны участвуют в нескольких военных конфликтах.
В конце 2015 года Пентагон выделил 953 млн. долларов на поддержание «демократии» на постсоветском пространстве, что говорит об одном — многие страны и политические элиты стремятся к дестабилизации ситуации если не в России, то на ее границах. Ситуация с поставками и ценами в любом случае станет лучше, но пока что мир проживает очередную глобальную экономическую рецессию, которая осложняет и так весьма непростую ситуацию.
Иван Гог Источник: .
Рейтинг публикации:
|