У многих Иран ассоциируется с атомными разработками, нефтедобывающей промышленностью, лучшими в мире операциями по смене пола. Чушь. Это то же самое, что и ассоциировать Россию с нефтью, газом и сельским хозяйством. А как же национальная культура?
Можно предположить, что Россия, к примеру, в культурном плане за рубежом ассоциируется с именем Пушкина. Опять же чушь. Достоевский куда более почитаем даже в «нечитающей» Америке. Сразу после Ленина, если честно.
Так что давайте вместе безжалостно рушить стереотипы.
Экспансия – дело хорошее
Иран развивает не только ядерный потенциал, но и культурный. Надеюсь, за это санкции не полагаются? Да еще и тянет лапки к России, пытается преуспеть на фронте культурной экспансии.
Несмотря на то, что «экспансия» - слово страшное, в данном контексте опасаться его не стоит.
Это ведь часть политической игры, причём самая приятная ее часть. Американцы, к примеру, отношения с другими странами выстраивают путём давления, военной или политической экспансии. А подключить культурный потенциал, чтобы сделать всё мирно, организовано и красиво – ума не хватает.
Вместо культурного обмена они насаждают свою идеологию, Голливуд конвейером штампует очередные шедевры массовой культуры. Причем в ход идут все механизмы воздействия: от продакт-плейсмента до бесплатной колы в кинотеатре. Такая экспансия скорее агрессивная.
В России же принято выстраивать отношения путём «дружбы народов», на основе культурного обмена. Ведь для начала важно понять культуру другой страны, а потом уже переходить к сотрудничеству. Иран, по всей видимости, придерживается такого же мнения.
Культурные представительства
Для того и создаются культурные представительства при посольствах. Посольства не только представляют национальные интересы своей страны, но и способствуют расширению культурного влияния.
Это дело очень полезное. Представьте, что правительство из политических соображений объявило войну определенной стране. А культура той вражеской страны настолько полюбилась местным жителям, что они просто не могут заставить себя возненавидеть родину их любимых поэтов или живописцев. Даже войска могут быть морально деморализованы.
Это одно из преимуществ культуры российской, так как она распространила своё влияние во все уголки света. И кто сможет таить зло на страну-родину Чайковского, Васнецова и Толстого?
Вся суть
Культурная политика Ирана – это попытка сохранения национальной самостоятельности и самобытности. И если мы заговорили об истоках реализма в Иране, то я полагаю, именно это течение в искусстве как нельзя лучше вписывается в консервативный образ мышления иранца.
Творчество иранцев лишено политического подтекста. Важна красота, вечность.
Вечер иранской музыки
Культурное представительство Ирана справляется в последнее время неплохо. Во вторник, 9 февраля, в Большом зале Московской консерватории состоялся вечер иранской музыки. Быть может, впервые за историю русско-иранских отношений.
Руководитель центра "Музыкальные культуры мира" и куратор программы иранской музыки Маргариты Каратыгиной:
«… каноны иранской классической музыки столь мудры и органичны, что легко впитывают в себя сегодняшние темпы и ритмы». (ссылка)
В вечере приняли участие такие музыканты, как Хосейн Нуршарг (аваз), Али Гамсари (тар, диван), Сияваш Рошан (уд), Мехрзад Азами Киа (каманче) и Камран Монтазери (ударные). Тоже, если честно, впервые вижу эти имена.
«В названии концерта заключен символический образ самой музыки — неистребимой животворящей силы, всегда готовой к новому прорастанию сквозь толщу времен, броню предрассудков и условностей. Истинная традиция, если она есть, всегда прорастет в творчестве новых поколений. Истинное чувство, если оно есть, всегда разбудит ответное переживание в сердцах внимающих».
Пророк в кино
Для многих будет сюрпризом, что в Иране снимают прекрасное кино. Недавно в Москве состоялась премьера фильма иранского кинематографиста Маджида Маджиди "Мухаммед. Посланник Всевышнего".
Известный российский режиссер Никита Михалков присутствовал на премьере и чуть не плакал от восторга. А картину охарактеризовал как квинтэссенцию «блокбастера» и «поэзии». Довольно неожиданно, да?
Возможно, для Маджида Маджиди это был шанс показать миру «настоящий, чистый ислам», чтобы невежды не смешивали в одну кашу все происходящие сейчас на Ближнем Востоке события и их предпосылки. А Михалков все еще надеется, что и про Иисуса Христа снимут подобный художественный фильм. Но пока такую ответственность на себя мало кто решался взять.
"Честно скажу, я мечтал бы, чтоб такую картину сделали о Христе".
Особый реализм
От музыки и кино перейдём к живописи. В иранском изобразительном искусстве распространен особый реализм. Возможно, это своеобразная дань истории, верность традициям, в какой-то мере даже определенный консерватизм, который обусловлен религией.
Вы можете вспомнить хоть одного иранского живописца? Вряд ли, наверное. Они мало распространены в России да и в мире. Но иранское культурное представительство работает в последнее время хорошо, думаю, выставки не заставят себя ждать.
Иман и другие
Наиболее интересны работы Имана Малеки. Пожалуй, он один из самых талантливых современных иранских художников, представитель течения реализма. И не планирует от реализма отказываться, несмотря на то, что тенденции современного искусство задает Европа и не всегда их легко понять и принять.
Иман Малеки родился в 1976 году в Тегеране. Иман с 15 лет учился у Мортезы Катузиана, окончил Тегеранский университет искусств, участвовал во многих выставках.
На данный момент Иман преподает в студии живописи ARA Painting Studio, которую основал с другим художником Маджидом Арвари. Его творчество - это способ передать восточную красоту, почти, которая сохранила свою самобытность, несмотря на технический прогресс.
Взгляните, как соседствуют на полотнах колоритные ковры и национальная одежда с небоскребами и журналами.
Иран подарил миру и других известных художников-реалистов, таких, как ранее упомянутые Мортеза Катузиан, Маджид Арвари, а также Мехрдад Джамшиди. Объединяет их, конечно же, восточная тематика. И по сей день они творят на задворках современного искусства, куда не ступала нога поп-арта и неоконцептуализма. К счастью, наверное.
В чем смысл?
Так что Иран может заинтриговать не только Газпром. Думаю, очень скоро и художники, и режиссеры, и музыканты дадут о себе знать всему миру. Экономические санкции отменили, и Иран вновь включился в мировую экономику. А значит, и культурный обмен не заставит себя ждать.
Но всё-таки уделили особое внимание иранцы именно с России. Возможно, это дань благодарности за активное участие российской стороны на переговорах со странами «шестерки». Если вы помните, Россия помогала отстаивать иранскую позицию. Это помогло прийти к компромиссу по поводу ядерной программы Ирана и добиться снятия санкций.
Иранцы долгое время противостояли напору санкций, в итоге отстояв право своей страны на суверенитет. А это о многом говорит. Иметь в друзьях такой народ было бы неплохим преимуществом для России.
М.В. Источник: .
Рейтинг публикации:
|