Вступить в клуб стран, имеющих свой собственный истребитель пятого поколения — это почетно. Это подтверждение высокого уровня развития промышленности страны и заявка на ведущую роль в развитии мировой науки и техники.
Япония уже давно заявила о своем желании разработать собственный истребитель пятого поколения. Первые попытки относятся к 2004 году. В 2007, когда стало совершенно ясно, что Соединенные Штаты ни под каким видом не продадут свой тяжелый истребитель пятого поколения F-22, японцы поняли, что придется все делать самостоятельно.
Был еще вариант заказать F-35, который уже тогда не вызывал особого оптимизма, но активно продвигался Штатами среди своих. Японцы так и сделали, но поскольку дело у американцев к крупносерийному производству все не переходило, пришлось засучить рукава и приняться за работу над собственным истребителем пятого поколения всерьез.
И вот в конце января текущего года компания Mitsubishi представила первый летный прототип. Заявлено, что впервые подняться в воздух эта машина должна в середине февраля. Теоретически первому полету предшествует скоростная рулежка с отрывом передней стойки, но, по всей видимости, этот этап в прессе отдельно освещать не планируется. А возможно у японцев свой порядок испытания военных самолетов, в котором машину сразу поднимают в воздух, надеясь, что пронесет.
Естественно, точные характеристики будущего самолета останутся в секрете даже после поступления его на вооружение. Правда это случится очень не скоро. Между первым полетом прототипа и появлением в войсках серийной машины лежит несколько лет, заполненных работой над доведением будущего самолета до ума.
Но даже после первого демонстрационного показа, сопровождавшегося запуском двигателей, можно сделать некоторые предположения относительно будущего этой машины.
Двигатели
Двигатель — сердце любого самолета. На прототипе ATD-X Shinshin скорее всего установлено сердце американского производства: двигатель General Electric F404. Разработать собственные двигатели японцы не успели, а из имеющихся вариантов под двухдвигательный самолет подходят только американские изделия.
Заявлено, что ATD-X выходит на сверхзвук в бесфорсажном режиме. Вполне вероятно, ведь пара таких GE F404 стоит на F/A-18. Правда, американский истребитель четвертого поколения на сверхзвук выходит лишь при форсаже, но японский самолет легче и компактней.
Продемонстрировали нам и систему отклонения вектора тяги. На танцующие сопла Су-35 это, конечно, не похоже. Реактивную струю отклоняют с помощью трех лопаток, напоминающих первые попытки американцев создать систему управления вектором тяги, но тогда в 70-х американские конструкторы перед задачей осесимметрического отклонения спасовали и вывели красивую теорию, согласно которой щелевые сопла обеспечивают лучшие показатели малозаметности, а управления вектором тяги по тангажу для истребителя вполне достаточно.
Корпус
По размерам новый ATD-X Shinshin ближе к шведскому JAS 39 Gripen, а вот по форме планера к F-22 Raptor. Как и в американском варианте в конструкции планера использованы композитные материалы, правда неизвестно, насколько широко.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным треугольным крылом. Трехстоечное шасси, характерные для F-22 воздухозаборники с S-образным каналом. А вот беспереплетный фонарь кабины японцам не дался.
Электроника
Скорее всего у японцев получится сделать для своего истребителя достойную электронную начинку. Уже заявлено, что на ATD-X стоит устойчивая к электронным помехам оптоволоконная система передачи данных с многократным дублированием и БРЛС, сравнимая по возможностям с американскими аналогами для самолетов пятого поколения.
Также Shinshin обладает системой коррекции режима управления полетом. В новостях "Self Repairing Flight Control Capability" почему-то переводится как система самовосстановления, и создается впечатление, что на борту японского истребителя есть некий R2-D2, который чинит машину в полете. На деле это компьютерная система, которая при повреждении управляющих поверхностей корректирует работу остальных, чтобы компенсировать повреждения.
Малозаметность
Японские военные заявили, что ЭПР самолета где-то между воробьем и стрекозой, избегая каких-либо цифровых значений. Действительно, некоторые элементы снижения радиолокационной заметности имеются. Это S-образные каналы воздухозаборников, заметный развал килей, створки отсеков шасси сложной формы, внутрифюзеляжное расположение вооружения.
В то же время кили у ATD-X не цельноповоротные, да и лопасти системы управления вектором тяги малозаметности не прибавляют. Относительно радиопоглащающего покрытия данных нет, но вполне вероятно, что у японцев есть некоторые соображения на этот счет.
Возможность боевого применения
Конечно, демонстрационный образец к боевому применению отношения не имеет, но теоретически на его основе должен быть создан истребитель, так что имеет смысл сделать некоторые предположения.
Во-первых, сразу становится понятно, что боевой радиус у японской машины не может быть большим. Прожорливые движки от F/A-18 требуют значительного запаса топлива. Пусть американец и тяжелее, но японский самолет заметно меньше, а значит и топливные баки у него не так велики. Дополнительно можно отметить, что S-образные каналы воздухозаборников и внутрифюзеляжные отсеки вооружения съедают пространство, которое на F/A-18 занято топливными баками.
О системе дозаправки в воздухе сведений нет, но Япония располагает четырьмя воздушными заправщиками американского производства, так что сбрасывать со счетов эту возможность не стоит.
Остается еще возможность добавить подвесные топливные баки, хотя на прототипе внешних узлов подвески не заметно. Но ПТБ выбиваются из концепции малозаметности.
Во-вторых, о вооружении будущего японского истребителя никаких точных данных нет, но таких же объемистых отсеков вооружения, как на российском Т-50 японцу не видать. Ходят слухи, что на ATD-X поставят две авиационные пушки и четыре ракеты воздух-воздух. Если это действительно так, то боевые способности у этой машины весьма скромные.
В-третьих, к маневренности японца тоже есть вопросы. Вместе с планером F-22 к японскому истребителю перешли и низкие маневренные характеристики американца. Частично это компенсируется всеракурсной системой отклонения вектора тяги и меньшей массой машины, но до российского аналога Т-50 явно не дотягивает.
Выводы
Японский прототип истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin конечно может продемонстрировать возможности самолетостроения страны восходящего солнца.
Общепринятыми критериями истребителя пятого поколения являются: малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость полета, усовершенствованное БРЭО и РЛС с АФАР, всеракурсный обстрел целей и сверхманевренность. Японец вполне может соответствовать как минимум четырем пунктам, а поскольку единой квалификационной комиссии нет, то Токио вполне в состоянии заявить о разработке собственного истребителя пятого поколения.
В то же время, на сегодня еще вообще неизвестно, взлетит ли этот самолет, а если взлетит, то когда прототип превратится в серийную машину. На проект уже затрачено более трехсот миллионов долларов, и неизвестно, сколько еще потребуется, в то время как экономика Японии сейчас не в самой лучшей форме.
Но даже если проект будет доведен до конца, то на выходе Япония получит статусный самолет ближнего радиуса действия с весьма скромным вооружением. Для демонстрации собственных инженерно-технических возможностей его вполне хватит, а вот побороться с американским F-22 и тем более с российским Т-50 за звание лучшего истребителя пятого поколения можно будет разве что на внутренних интернет площадках, да в компьютерных играх. Источник: .
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 251
Рейтинг поста: