Многие знают, что в 1962 году между СССР и США вспыхнул «Карибский кризис», который чуть не обернулся ядерной войной. Только благоразумие руководителей двух держав и их постоянный телефонный контакт спасли мир от катастрофы. Но похожая катастрофа могла разразиться семь лет спустя. Об этом событии почему-то не к круглой дате вспомнил на страницах The National Interest старший преподаватель Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли при Кентукском университете Роберт Фарли.
Остров Даманский
В марте 1969 года разногласия между Китаем и Советским Союзом дошли до высшей точки и переросли в горячую фазу. Части Народно-освободительной армии Китая захватили остров Даманский на Амуре, убив при этом несколько десятков советских пограничников. Этот инцидент поставил две страны на грань войны, в которой могло быть применено ядерное оружие, но после двух недель столкновений конфликт был разрешён.
Всего за десять лет до этого Пекин и Москва стояли рука об руку как оплот коммунистического мира. Однако идеологические разногласия и борьба за лидерство в социалистическом лагере привели к расколу между двумя союзниками, который имел глобальные последствия. Раскол усугубился территориальными спорами, которые уходили корнями во времена Российской Империи. Давно и плохо демаркированная граница оставляла «серые зоны», над которыми каждая страна пыталась установить свой суверенитет.
После ряда незначительных пограничных стычек вспыхнуло серьёзное столкновение за остров Даманский. После захвата его китайцами, советская армия накрыла остров залпами тогда ещё новейшей и секретной установки «Град». Китайская армия понесла тяжёлые потери в технике и живой силе и была вынуждена покинуть остров.
И в Москве, и в Вашингтоне сложилось мнение, что эта стычка не была случайной, а спланирована и проведена китайским руководством. Зачем Китай провоцирует заведомо более могущественного соседа? А что если Советский Союз ответит более агрессивно на китайскую провокацию? Такими вопросами задавались по обе стороны океана.
Направление эскалации
Непосредственно сразу после столкновения на Даманском Китай и Советский Союз начали готовиться к войне. СССР обладал значительным техническим превосходством над КНР в 1969 году. Зато у Китая была самая многочисленная армия, которая могла быстро достичь советской границы. Советская же армия была в основном сконцентрирована в европейской части и в странах Варшавского договора, готовая в любой момент вступить в войну против НАТО. По этой причине на момент конфликта Китай обладал значительным количественным преимуществом над советскими войсками на Дальнем Востоке.
Однако преимущество в живой силе не означало, что НОАК смогла бы выдержать наступление советских войск. Китайцам не хватало логистики и авиации, необходимых для удержания обширных советских территорий. Более того, чрезвычайно протяжённая китайско-советская граница давала Советскому Союзу возможность для ответа. Поскольку война с НАТО была маловероятной, то Москва могла бы быстро перебросить значительные силы из Европы к Китаю.
Самым важным направлением советского удара была Манчжурия, где в конце Второй мировой войны Красная Армия, проведя молниеносное наступление, сокрушила Квантунскую армию. Несмотря на размер НОАК, вряд ли у неё было бы больше шансов, чем у японцев, остановить продвижение Советской Армии.
Потеря Манчжурии обернулась бы тяжёлыми экономическими и политическими последствиями для Пекина. В любом случае советская авиация подавила бы китайские ВВС и начала бы беспрепятственно наносить удары по китайским городам, транспортным узлам и военным базам. При отступлении китайская армия могла бы использовать тактику выжженной земли, ничего не оставляя Советскому Союзу. Такой вариант был бы возможен, если учесть фанатизацию китайского общества в ходе культурной революции.
Ядерная война?
Китай испытал свою первую атомную бомбу в 1964 году, что теоретически давала Пекину независимый потенциал ядерного сдерживания. Только со средствами доставки у КНР было не всё хорошо. Жидкотопливные ракеты неизвестной надёжности требовали несколько часов подготовки к старту и могли находиться в заправленном состоянии ограниченное время. Тем не менее, китайские ракеты могли достичь жизненно важных пунктов на территории европейской части Советского Союза. У Китая было небольшое количество дальних бомбардировщиков Ту-4 советского производства и собственных H-6 – копий советского Ту-16. Учитывая довольно плотную сеть советской ПВО, вряд ли эти машины куда-нибудь долетели бы.
В то же время СССР был близок к достижению ядерного паритета с США. У Советского Союза был современный и разнообразный арсенал тактического и стратегического ядерного оружия, при помощи которого можно было легко уничтожить весь ядерный арсенал Китая, его основные вооружённые силы и важнейшие города. Ввиду возможной негативной международной реакции советское руководство вряд ли бы начало полномасштабную ядерную войну с Китаем, но ограниченный ядерный удар по военным объектам можно было бы обосновать. Вопрос только в том, успели бы китайцы использовать свой ядерный арсенал для ответного удара по наступающей Советской армии.
Реакция США
Соединённые Штаты довольно сдержанно отреагировали на пограничный советско-китайский конфликт. В Вашингтоне радовались самому факту открытого конфликта между КНР и СССР, которые вместе могли бы представлять серьёзную угрозу США. Вместе с тем Штаты считали недопустимым превращение пограничной стычки в большую войну.
Советское руководство даже проверяло по официальным и неофициальным каналам возможность совместного с Америкой удара по ядерным силам Китая, но получило отрицательный ответ. В то же время Вашингтон не хотел ввязываться в серьёзный конфликт и на стороне Пекина, чтобы защитить его от гнева Москвы.
Что было дальше?
В конце пятидесятых Дуайт Эйзенхауэр, предрекая советско-китайский конфликт, считал, что главной проблемой для СССР будет вопрос о том, что делать с побеждённым Китаем. У Советского Союза не было ни желания, ни возможностей управлять территориями, густо населёнными враждебным и культурно чуждым народом.
США же, поддерживая Тайвань, могли бы одновременно поддерживать различные группы сопротивления на оккупированных территориях. А если бы СССР ограничился оккупацией только части Китая, остальная бы страна точно бы перешла под покровительство США. И СССР получил бы американские базы непосредственно у своих границ. Эти и другие причины удержали Москву от эскалации конфликта, а мир – от непредсказуемых последствий ограниченной ядерной войны.
Что сейчас?
Есть у нас замечательная пословица: «Кто прошлое помянет, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба». Совсем неудивительно, что в нынешней ситуации сближения Китая и России, американская пресса всё чаще вспоминает о былых разногласиях между нашими странами. Американцы хотят самим себе доказать, видимо, что нынешние тесные российско-китайские отношения не имеют под собой прочной опоры и в любой момент могут испортиться.
Но если мы вспомним недавнюю историю, то мы как раз ничего тоже не забыли. Любые разногласия по поводу границы создают возможность для будущих конфликтов. Так вот мы с китайцами этой возможности друг друга лишили, точно демаркировав российско-китайскую границу.
Оппозиция до сих пор пеняет Путину, что он, мол, отдал русские земли Китаю. Но ведь президент РФ Владимир Путин постоянно говорит о своей приверженности принципам международного права. Демаркация российско-китайской границы по нормам этого права делом доказывает, что слова Путина – это не пустое сотрясение воздуха. Источник: .
Рейтинг публикации:
|