Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Юрий Баранчик: Беларусь − политические итоги 2009 года

Юрий Баранчик: Беларусь − политические итоги 2009 года


2-02-2010, 15:58 | Политика / Размышления о политике | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 483)

Кому-то покажется достаточно странным подводить политические итоги прошедшего года в феврале следующего. Тем не менее, это именно так: политически для республики 2009 год в декабре не закончился. Он закончился 27 января, в тот день, когда были подписаны белорусско-российские договоренности по нефти. Только после этого появился смысл подводить политические итоги 2009 года для Беларуси, потому что ранее их просто не было.

 

Внутренняя политика

 

Говорить о том, что в республике есть некая развивающаяся по своим внутренним законам независимая от внешних игроков внутренняя политика, можно лишь с известной долей юмора. В ситуации, когда второе и третье лицо в государстве месяцами не появляются не то что в аналитических обзорах экспертов, а даже на телевидении, такое выражение, как "внутренняя политика", можно употреблять исключительно как фигуру речи.

 

В самом деле, не называть же внутренней политикой процесс абсолютно контролируемого со стороны Запада бесконечного и бессмысленного бодания местной прозападной оппозиции и власти. Несомненно, это имитация процесса для непосвященных. Конечно, оппозиция по максимуму пытается отработать заложенную в нее Западом схему, не понимая, что прыгнуть на 6.00 (шесть метров) Запад ей сам не позволит - не для того она создавалась. Функция оппозиции предельно проста (в рамках того финансирования, которое она имеет со стороны Запада) − обозначать борьбу с властью, ни на грамм не увеличивая свое электоральное пространство. Западу здесь не нужна вторая Украина, ему и первой, как показало время, хватило с лихвой.

 

Беларусь вся в целом, вместе с властью и оппозицией, участвует в другом социальном эксперименте. Если Украине был прописан социальный эксперимент под названием "неуправляемый шабаш демократии", с тем, чтобы по возможности как можно дольше погрузить Украину, одну из ведущих европейских стран по территории и численности населения, в состояние управляемого хаоса, то для Беларуси был прописан сценарий "бутафорской диктатуры". Целью, возможно, является продемонстрировать, как при определенных условиях ненастоящая диктатура может стать полезной Западу.

 

В рамках этого сценария финансирование и другая ресурсная поддержка белорусской оппозиции ведется таким образом, чтобы не дать появится сильным лидерам и сильным организациям. Вместе с тем, поддержка происходит на уровне необходимой достаточности в части, касающейся обозначения противостояния с "диктатурой", чтобы и власть не расслаблялась. В принципе, подобный "марлезонский балет" не только устраивает все задействованные стороны, но и позволяет играть в него практически бесконечно.

 

Проистекает это все из-за одной большой причины - Беларусь Западу не интересна, поэтому и на "последнего диктатора Европы" практически никто в последнее время не реагирует. Кому нужна какая-то Беларусь, если здесь нет ни нефти, ни газа? Какое стратегическое положение? На перекрестках Европы... Такое добро и задаром никому не надо. Антарктида и Арктика представляет для США и ЕС куда больший интерес, т.к. там есть "голубое" и "черное" золото. Поэтому кому нужна Беларусь с ее десятимиллионным населением и развитым научно-промышленным узлом, если Россия уже почти исключила территорию РБ из транзитных потоков энергоносителей?

 

Через пару лет Беларусь станет не только головной болью самих белорусов и любого будущего руководства страны, но также и тех, кто будет ее спонсировать. Т.к. Россия по доброте душевной от подобной "чести" отказалась, то остается исключительно МВФ. И то ненадолго, аккурат до того момента, пока либо евро не упадет, либо доллар. А после этого и никакой МВФ не поможет, т.к. нынешняя так называемая "мировая финансовая система" прикажет долго жить.

 

Из вышеизложенного следует главный вывод: в нынешнем состоянии как таковой самодостаточной внутренней политики в республике нет и быть не может - не может даже "бутафорская диктатура" играть сама с собой во внутриполитический процесс.

 

Следовательно, все то, что мы называемой внутренней политикой, понимая под этим вполне согласованный танец власти и прозападной оппозиции, может существовать только и исключительно как некоторая функция внешней политики, т.е. взаимоотношений белорусской власти с теми центрами силы, которые ведут какую-то свою игру в отношении этой небольшой и, в общем-то, как мы уже показали выше, никому не нужной территории (повторим, значение Беларуси для Запада состоит исключительно в одном - поставить некий социальный эксперимент в рамках одного маленького государства на строго определенную тему - создание и угасание "бутафорской диктатуры").

 

Следовательно, перейдем к рассмотрению внешней политики.

 

Внешняя политика

 

Говоря в самом общем плане, можно утверждать, что основной внешнеполитический сюжетной линией 2009 года для республики было возведение барьера на политическое проникновение России во внутриполитическую жизнь Беларуси. А так как в прежней конфигурации (которая закончилась 27 января 2010 года) Россия это могла сделать только в рамках Союзного государства через реальное сближение экономик двух стран, то, соответственно, ответная игра официального Минска заключалась в том, чтобы это сближение по максимуму затормозить, не переставая при этом безвозмездно тянуть из России ресурсы и финансы. Задача при этом ставилась исключительная по своей "хитрозаплетенности": Россия не просто должна была продолжать оплачивать экономический и политический суверенитет Беларуси как раньше, но (в новой конфигурации) еще и спонсировать дрейф (виртуальный, конечно) нынешнего правящего клана на Запад. Именно этим и были вызваны все скандалы (финансовый, молочный, военный и т.д.) ушедшего года: Беларусь требовала оплаты своего статуса союзника, Москва это делать без реальной интеграции отказывалась. В результате Минск был вынужден обратить свой взор на Запад, и не просто на Запад, а даже к Святому престолу, и в рамках контригры на западном направлении даже стал заигрывать с националистами.

 

Кому-то покажется это оправданным с точки зрения тактики. На самом деле это знаковая вещь, которая является стратегической. Ради сохранения власти официальный Минск начал заигрывать со своими прежними врагами и, по сути, стал на их идеологические позиции. Однако это уже не тактика, а геополитика, это уже знаки, на которые хозяева Запада обратили свое внимание и дали команду МВФ: "подкормить". Не много, так, чтобы пациент вроде бы и дышал, но не слишком сильно, и чтобы понимал, что далее без этих 30 сребреников он уже дышать будет не в состоянии.

 

Забегая вперед, скажем, что этой же тактики Запад в отношении Беларуси будет придерживаться и в текущем году. Немного прикормят, чтобы не случился коллапс национальной экономики, но не более: вернуться на тот уровень жизни, который был при десятимиллиардных дотациях со стороны России, республике и ее гражданам не светит. Игра Запада понятна: чтобы снивелировать зависимость официального Минска от Москвы, необходимо сделать так, чтобы зависимость официального Минска от Запада была пропорциональной. Как ни странно, к такому положению дел приведет не экономическая блокада, а экономическая поддержка в таком размере, что при ее остановке ситуация станет такой же аховой, как и при прекращении дотирования со стороны России.

 

В этом отношении можно сказать, что официальный Минск угодил в капкан, который расставил для других: пытаясь играть на противоречиях России и Запада и постоянно стравливать их в борьбе за влияние на Беларусь, он добился только того, что оба игрока, не сговариваясь, начали играть против него. Россия одними способами - убирая дотирование, Запад абсолютно другими - наращивая закредитованность республики.

 

В результате проведения такой политики пространство маневра для официального Минска за год сузилось донельзя. Его практически не остается - Россия в два раза сократила объем дотаций, МВФ готов дать еще 3 млрд долларов. Можно сказать, что официальный Минск оказался зажат между жерновами ведущих мировых игроков. И зажат настолько сильно, что, похоже, партия подходит к концу.

 

Судный день

 

Каков экономический финал внешней политики официального Минска в 2009 году? Ответ - полный финал... Рассмотрим простую цепочку умозаключений. Белорусское "экономическое чудо" базировалось на приблизительно десятимиллиардных дотациях со стороны России (для примера, это все равно, что 145-миллионому населению России кто-то предоставлял дотации в размере 145 млрд долларов в год. Если бы это продолжалось столько же времени, сколько Россия дотировала Беларусь, то сбылась бы мечта Остапа Бендера - ООН действительно бы переехала в Нью-Васюки), из которых около 8 млрд долларов приходилось на нефть, а около 2 млрд - на газ. Прибавим к этому а) открытый российский рынок для белорусских товаров (около 50% экспорта) и б) то, что российская нефть и произведённые из неё нефтепродукты составляли практически 40-45% белорусского экспорта на Запад. Если это все сплюсовать, то получается, что около 70-75% всего белорусского экспорта имеет в своем основании партнерскую помощь России - как в части экспорта в саму Россию, так и в части белорусского экспорта на Запад.

 

Соответственно, если нет 15 млн тонн российской нефти, то экспорт республики на западном направлении падает почти в два раза. Падение экспорта на Запад почти в два раза приводит к а) почти двукратному падению валютной выручки; б) падению загруженности белорусских предприятий; в) невозможности закупать критический импорт по причине отсутствия валюты; г) увеличению давления на белорусский рубль и, как следствие, росту инфляции и обесцениванию национальной валюты.

 

Отсутствие дотаций со стороны России и падение валютной выручки не позволит властям проводить социальную политику в прежнем объеме. Следовательно, резко вырастут цены на все - начиная от продуктов питания и заканчивая "предметами роскоши", типа новых автомобилей. Падение объемов переработки нефти на белорусских НПЗ приведет: а) к росту цен на бензин до европейского уровня; б) закрытию целого ряда заправок; в) возможному введению госмонополии на торговлю нефтью и нефтепродуктами на территории республики. Следовательно, из республики уйдут российские нефтяные компании. Если они уйдут плохо, то тогда они вообще перестанут поставлять нефть в Беларусь. Следовательно, будущее двух белорусских НПЗ - под большим вопросом, не повторить бы им судьбу Мажейкяйского.

 

Как видно, завершение дотационного периода имеет просто катастрофические последствия для экономики Беларуси. Уровень жизни серьезно снизится. Все это скажется на том, что принято называть социально-политической стабильностью. В этих условиях очевидно, что только сребреники МВФ позволяют удержать экономику республики от объявления дефолта.

 

Точка невозврата пройдена

 

Ранее данная тема многократно поднималась экспертами как в Беларуси, так и в России - пройдена или нет точка невозврата в белорусско-российских отношениях. Думаю, после 27 января можно взять на себя такую смелость сказать, что точка невозврата пройдена - Россия перестала рассматривать ныне правящую группу как равноценного партнера по переговорам. Это решение еще долго будет аукаться не только нынешней власти, но и любой будущей.

 

Россия долго терпела, не обращала внимания и старалась понять. Однако, потом, когда решение было принято, она уже без всяких слов просто перешла к действиям и в жесткой форме потребовала заключения сделки на своих условиях. Отныне так будет всегда. Похоже, такой разворот "фортуны" вызвал у официального Минска немалый шок, от которого он не может отойти и до настоящего времени. Видя такой поворот событий, ЕС также решил больше особо не церемониться и предъявил свои претензии официальному Минску. Тут и МВФ под чутким руководством США засуетился, чувствуя скорую наживу.

 

Исходя из вышеизложенного, политические итоги 2009 года для официального Минска очевидны - поражение за поражением, что означает полный провал внешней политики. Есть ли основания думать, что белорусское руководство извлечет уроки из произошедшего? Судя по последним действиям властей, в том числе, в сфере Интернета, никаких уроков власть извлекать не собирается. Финал такой политики очевиден осажденная со всех сторон Брестская крепость. Однако такой социальный эксперимент ни России, ни США с ЕС абсолютно не нужен. Уже есть одни такие ребята на корейском полуострове: хотят кушать кору с деревьев - их право, диету не запретишь. Поэтому для Беларуси будет уготован иной социальный сценарий с другим составом исполнителей как главных, так и второстепенных ролей. А кто будет сценаристом - Россия или США - покажет время.



Источник: regnum.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: VP (2 февраля 2010 16:04)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Россия не допустила "украинизации" белорусской трубы
    29 января 2010, Вадим Елфимов

    В Москве 27 января подписано долгожданное соглашение, определившее порядок и условия поставок российской нефти в Белоруссию в наступившем 2010 году. "Долгожданное" - это вовсе не преувеличение. Например, в Белоруссии простые люди ждали его столь долго, что у некоторых даже появилось ощущение, что его так никогда и не заключат. Конечно, это было бы против здравого смысла, но разве белорусско-российские отношения последнего времени подчиняются здравой логике?

    Слава Богу, да! Но, в любом случае, контракт, который следовало подписать до конца старого года, подписали далеко не в самом начале нового. В определённом смысле, это рекорд со знаком минус, хотя есть и достижение почти плюсовое. Несмотря на то, что СМИ накаляли обстановку, грозя "нефтяным конфликтом", конфликта не вышло: никто судорожно не хватался за рубильник, не следил за давлением в нефтепроводах и не взывал о помощи к "цивилизованной" Европе - тем паче, что Европа становилась всё менее цивилизованной и все более замерзающей. В результате получился компромисс. Ведь его ожидали и хотели обе стороны - и российская, и белорусская.

    Правда, каждая в разной степени. Для России, которая последовательно избавляется от политических "закупорок" на пути ее нефти и газа в Европу, конечно, важно было не допустить "украинизации" белорусской трубы, пусть даже на короткий срок. Особенно в канун практической реализации всех альтернативных потоков, от "Северного" до "Южного", способных в ближайшем будущем всосать столько топливного экспорта России, чтобы унести раз и навсегда её головную боль по поводу транзита. Вот почему фактор времени - в последний раз - был "козырем" белорусской транзитной дипломатии. Но эта же дипломатия сама обозначила "deadline", предел его использования: пока не иссякнет та предоплата за январские поставки, которую еще в декабре отправил Минск, готовясь к затяжным переговорным баталиям. В общем, Москве заранее стал известен точный срок, когда контракт все же будет подписан, а именно, в последнюю декаду января. Оставалось набираться терпения. Что получалось тем легче, чем неуступчивей вели себя белорусские переговорщики. Ведь "наихудший" сценарий, - отказ от подписания контракта, - означал бы переход на действительно рыночную торговлю нефтью, что, с точки зрения чистого бизнеса, несравненно выгодней, нежели сценарий "наилучший", сохраняющий льготы и преференции. Посему компромисс, в конце концов, обрисовался точно на тех условиях, которые изначально и предлагало российское государство. Исходя из ситуации, они для Белоруссии вышли максимально удобными, а для России - максимально союзническими и прагматичными. Короче, обе стороны ничего не потеряли, кроме времени и нервов.

    Изначально (для этих переговоров) позиция Белоруссии диктовалось следующим фактом: почти не имея собственной нефти, страна сегодня занимает 6-е место в мире по экспорту нефтепродуктов (то есть переработанной сырой нефти). Кстати, "неожиданно" наступившее в прошлом году потепление отношений с Западом Александр Лукашенко вполне аргументировано объяснял объективными данными роста белорусского экспорта на Запад - до 50% в общем объеме, что, к тому же, превысило экспорт, нацеленный на Россию. Мало того, с Западом Белоруссия имеет положительный торговый баланс, а вот с Россией, у которой белорусы покупают больше, чем продают - хронически отрицательный. А далее следовал риторический вопрос: разве можно игнорировать экономические реалии?

    Конечно, нет. Но важно также представлять эти реалии во всем комплексе их взаимосвязей. Ведь львиную долю возросшего белорусского экспорта на Запад, как ни странно, составляют все те же нефтепродукты. Полученные все из той же сырой российской нефти. Которая была получена по ценам Союзного государства. Которое все никак не получается, вернее, не строится.

    Словом, вопрос сегодня стоит если не ребром, так уж точно в следующей плоскости: либо Союзное государство и союзные цены, либо какие-то другие, менее привилегированные формы интеграции. Белорусское руководство, кстати, может выбрать и некий третий вариант, но сам факт, что Москва предоставляет ему право не только ответа, но и выбора, это ведь тоже привилегия!

    А пока четкий ответ не получен, пресловутая двойственность нет-нет да и вставит палку в колеса интеграции, набирающей скорость. И чем чаще вращаются колеса, тем чаще и громче слышится треск! Вот и сейчас Россия и Белоруссия сделали серьезный шаг - вместе с Казахстаном сформировали Таможенный союз (ТС). Наконец-то после пятнадцати лет болтовни мы перешли к практической интеграции. И что же? Союзу без году неделя, но упомянутая двойственность уже вызывает детскую болезнь "правизны", когда кто-то считает, что прав только он. Лучший способ лечения - скорейшее создание наднациональных органов, таможенных комиссий, с последующим расширением их компетенции. Еще лучше - вхождение в Единое экономическое пространство (ЕЭП), где все цены и конкурентные конфликты регулируются рынком, без вмешательства бюрократий. Ну, а пока нет ни того, ни другого, нам доступен простейший способ - скрупулезное изучение зарубежного опыта.

    Скажем, официальный Минск считает, что в Таможенном союзе не могут вводиться пошлины. В том числе, и на нефть. Абсолютно верно! Если мы посмотрим на Европейский Союз, то там, действительно, нет внутренних пошлин. Но нет там - а, главное, и быть не может! - никаких преференций, а тем паче ценовых льгот. Цены в ЕС формируются исключительно рыночной конъюнктурой. Для того, собственно, и создаются объединенные таможенные пространства, дабы избавленный от внутренних перегородок рынок все расставлял по местам. Поэтому нельзя требовать отмены пошлин и тут же просить ценовых льгот на некий товар, особенно, стратегический ресурс - это будет нарушение принципа равной конкуренции. И скрытый протекционизм. Нельзя жить на две экономические логики, как нельзя быть чуть-чуть в общем таможенном пространстве и чуть-чуть в Союзном государстве. И вообще, не стоит рассматривать Союзное государство, пусть оно только-только зарождается, как некую отправную точку или базис для Таможенного союза или "единого экономического пространства трех". Наоборот, это ТС и ЕЭП могут стать ступенькой для Союзного государства, которое представляет собой наивысший этап интеграции, главная задача которого - уже не отмена пошлин или ценовых диспаритетов, и даже не синтез экономик (все это уже будет позади!), а создание единых условий, новых стандартов и лучшего качества жизни для простых граждан.



    Вадим Елфимов - белорусский политолог, кандидат исторических наук

     

    REGNUM-Беларусь

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map