Писать для детей – служить будущему… Что посеем – то и пожнём… И если мы поймём, что создание художественных ценностей для юных читателей должно быть в центре внимания тех, кто взял в руки перо по зову души, то естественно, что детскую литературу перестанут воспринимать, как явление, существующее где-то в стороне от общелитературного процесса.
Пишущему для детей , прежде всего, важно осознать, что детская литература - полновесная и неотъемлемая составная часть общей литературы. И главным проводником к сердцам маленьких читателей будет умение обозначить для себя границу, которая отделяет литературу для детей от литературы о детях… Высказывание классика начала прошлого века "для детей писать нужно так же, как для взрослых, только намного лучше"… как никогда актуально и в наши дни. Детям – лучшее! И тогда есть надежда, что это лучшее в будущем к нам вернётся.
Но, к сожалению, наступили иные времена , когда те, что понимали, какая литература для детей нужна, ушли, а понимающие ещё не «наросли».Да и вообще такое понятие прошлого, как всероссийская культура, претерпевает скажем прямо , безвозвратные изменения И этому, конечно же способствуют и телевидение, и средства массовой информации.
А книжные Магазины завалены всякими детскими книжками – однодневками. Раскроешь такую книжку, а она ни о чем. И каким языком написана, тоже сразу не поймешь. Одно знаю – о русском литературном языке авторы этих книжек даже малейшего понятия не имеют.
Издание книг для детей попало в руки предпринимателей, желающих получить сиюминутную выгоду. И пошла косяком к российским детям «западная литература». Как отмечено в СП России председателем правления Товарищества детских и юношеских писателей Ириной Репьевой –« из детского книгоиздания оказались вытесненными многие привычные для нас жанры – психологическая проза для детей, школьная повесть, книги о природе, о профессиях, о науке, научная фантастика, лирика для детей и юношества. Школьные библиотеки, в основном заполнились детективами, любовными повестями для девочек, страшилками, фэнтези-триллерами. И что удивляться – и родители, и учителя-воспитатели стали смотреть на детского писателя не как на носителя и проводника традиционной для нашей страны духовности и культуры, а как на массовика-затейника, призванного под два притопа-три прихлопа только развлекать детей.»
И как следствие требования к детской литературе претерпевают чудовищные изменения – массовики-затейники пишут и издают под видом литературы для детей километры развлекательного чтива, логопеды – всякие рыкалки-жужжалки и прочий подсобный материал, поэты и графоманы дружно кинулись писать всевозможные азбуки «по понятиям». А поскольку институт редакторов в подобных издательствах в целях экономии упразднен, редактирование и корректирование доверено компьютерной абэвэгэдэйке, то результат налицо – на выходе - тонны яркой и безликой макулатуры.
Бесполезно выяснять, почему возле наших детей зачастую оказываются люди, интеллект которых годен только для того, чтобы носы вытирать, да на горшки садить. И в лучшем случае под два притопа, три прихлопа хороводы водить? А уж если им удаётся зарифмовать в слащавых сюсюкалках цветочки-лепесточки, пёсиков-котиков, ушки-зверюшки и преподнести это детям как литературу для детей – то процесс этот остановить уже трудно. Он, как говорится, пошел и стал огромнейшей проблемой.
Почему в научном мире система допуска к занятиям наукой отлажена до микронной точности (кандидаты в доктора знают, как труден путь тех, кто движет прогрессом), а там, где самым важным моментом является выращивание полноценных здравомыслящих людей, правят бал люди, образования которых хватает только для того, чтобы поставить галочку в фиктивных отчетах о проведенных мероприятиях. Как залатать эту прореху, имея ничтожное финансирование самой главной функции государства – воспитание здорового во всех смыслах поколения?
Сегодня часто раздаются сетования, что дети перестали читать, и книги не покупаются. Осмелюсь всё-таки возразить, основываясь на собственных наблюдениях. Детские книги покупаются и ещё долго будут покупаться. Потому что даже у родителей с полным отсутствием литературных интересов теплится надежда, что его ребенок будет необыкновенным и осилит то, что самим не довелось получить в детстве. Более того, так уж получилось, и не будем выяснять, политика партии виновата ли в этом, тоталитарный ли строй взрастил подобное мышление, но у этих людей сформировалась безграничная вера печатному слову. Поэтому они считают – раз это издано и продается, значит истинно хорошо. Не имея ориентиров, они не знают, что дать своему ребенку . В арифметической прогрессии расползается серость – серость пишет, серость издает, серость читает и в итоге – серое поколение next…
И страшно, что полным ходом идёт реализация простой, лежащей на поверхности истины - даже при великом желании творить добро, никто и никогда не может дать того, чего не имеет сам. В общем,( забыла, автора этого изречения, но оно как нельзя лучше иллюстрирует сегодняшний день детских издательств России) - «Слепые лепили слона, и он получился как слон, вылепленный слепыми».
Переориентировать же частные издательства на издание добротной детской литературы без какого-то законодательного акта, или предписывающей инструкции от государственных структур никто не сможет. Поэтому первоочередная задача – приостановить поток откровенного мусора, сыплющегося в детские головы с прилавков безразличных к нравственному воспитанию торговцев, именно созданием правомочного экспертного совета. И без решения этого совета ни одна книга, ни в центре, ни в провинции не должна идти к детям.
Распространение детской литературы должно быть доверено, как в прежние времена, бибколлекторам и государственной книготорговле. Ибо сегодня такой деятельности мы даже жалкого подобия не найдём.
Детские книги должны выходить только с лицензионным санитарно-эпидемиологическим заключением. Не секрет, что современная полиграфия использует такие краски, что детей и близко нельзя подпускать к таким книжкам. Проблемы… проблемы… и ещё раз проблемы.
Вернуть литературе так быстро утраченные воспитательные функции могут только те, кто понимает опасность путешествия без лоцмана. А как вырастить настоящих лоцманов (не бумажных, тонущих в массе фиктивных отчетов и в таких же мертворождённых надуманных инновациях) это тоже проблема из проблем. Государственная. Причем, верхних эшелонов.
И поэтому сегодня литераторов России очень радует весть, что при СП России создано и вот уже три года плодотворно трудится Товарищество детских и юношеских писателей России. Если во времена СССР в Союзе писателей была детская секция объединяющая 200 писателей, то на сегодняшний день Товарищество насчитывает 80 профессионалов. Но и это немало. По крайней мере, пишущему для детей есть куда обратиться за компетентным мнением.
Цели и задачи Товарищества – весьма благородны – издание коллективных сборников современных детских авторов и благотворительная рассылка их по детским библиотекам страны.
А это значит, что у тех, кто пишет для детей, появилась и возможность быть изданным, и надежда, что всё-таки их творчество будет реально оценено компетентными литераторами, востребовано и доставлено по адресу.
Елена Неменко, член СП России,
член Товарищества детских и юношеских писателей. Источник: cscp.ru.
Рейтинг публикации:
|