Расул Рысмамбетов.
Казахстан - суверенное, независимое государство, которое самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Казалось бы, неподвергаемый сомнению постулат. Но так ли это на самом деле? Передает КазТАГ.
Думаю, не совсем, и постараюсь это мнение обосновать. Казахстан является субъектом международного права, на нашей территории работают крупные транснациональные корпорации, наши олигархи тесно взаимодействуют с мировыми элитами, государство окружено соседними странами – поэтому быть абсолютно независимым крайне тяжело, как невозможно для Астаны полностью самостоятельно определять внешнюю и внутреннюю политику.
Насколько же крепка наша дружба с соседями, и какие моменты могут спровоцировать напряженность во взаимоотношениях с ними? Тем более, в мире, безусловно, есть силы, заинтересованные в том, чтобы мы с соседними государствами были в непростых отношениях, ведь на этой волне значительно проще распространить свое влияние на нас. Кроме того, не все граничащие с нами страны дружны друг с другом, а значит, они также заинтересованы вбить клин между Казахстаном и другим соседом. Складывается ситуация головоломки, где некоторые части несовместимы, но крыша и стены нашей страны состоят именно из них.
Несмотря на сдерживающие факторы, Казахстан развивается, и в процессе осуществления дальнейших наших планов это развитие будет нарушать стратегические планы ряда соседних стран, даже если на данный момент мы тесно сотрудничаем. Поэтому стоит взглянуть на наши взаимоотношения с соседями пристальнее и попытаться разглядеть в них вероятные точки конфликтов с одной только целью – упредить в ближайшем будущем любую возможность их возникновения.
Ведь увидеть проблему заранее - значит наполовину ее решить. Мы искренне верим, что при четко выверенной стратегии конфликтов с соседними государствами у Казахстана не будет. Ведь любой сосед ближе родственника и страшнее врага.
Казахстан – Китай
В стратегии развития Китая наша страна занимает место источника полезных ископаемых и транзитной территории для безрискового выхода на европейскую часть России, Европу, Кавказ, Центральную Азию, а также альтернативного сухопутно-морского выхода на Иран.
Китайская стратегия ждет от Казахстана прозрачной внутренней и внешней политики для обеспечения развития западного региона КНР - Синьцзян-Уйгурского автономного района - как плацдарма для дальнейшей экономической экспансии. А экономическое влияние на своей верхней стадии обязано переходить в политическое. Тем более, что Казахстан - государство, построенное на принципах рыночной экономики, а значит, панель управления нашей внутренней политикой находится в экономической сфере.
Чем больше будет расти значение Казахстана для Китая, тем больше сил и средств наш сосед будет задействовать, чтобы закрепить экономические связи политическими гарантиями.
Самым ближним китайским регионом к нам является Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), занимающий 1/6 часть КНР. Поэтому основные точки вероятных конфликтов можно рассмотреть через призму СУАР.
Синьцзян сравнительно недавно осваивается ханьцами - национальным большинством Китая, поэтому ряд коренных народов Синьцзяна воспринимает это освоение как давление, колонизацию и искоренение культуры.
Поэтому в отношениях КНР и РК существует так называемая «уйгурская карта» - в свете сопротивления одной из крупных этнических групп Центральной Азии ханьскому доминированию в СУАР. Исторически уйгуры располагались в Восточном Туркестане, которым сейчас и является СУАР.
Что касается уйгурской карты, то при дальнейшем продвижении стратегических интересов Китая на территорию Казахстана у КНР неизбежно возникает необходимость контролировать казахстанских уйгуров, чтобы лишить их китайских собратьев (а их пассионарную часть можно называть борцами за независимость или сепаратистами – в зависимости от точки зрения) вероятной поддержки с территории Казахстана. Ведь пока в СУАР есть очаги волнения, полноценное экономическое продвижение в Казахстан и Центральную Азию затруднено для Пекина.
Стратегически это реально сделать только путем искусственного разжигания вражды между казахами и уйгурами. Разжигание вражды может быть осуществлено в форме внедрения у казахстанских уйгуров идеи, что ряд приграничных с КНР районов является исторически уйгурскими землями, и через провокаторов пытаться начать движение за организацию уйгурской автономии на территории Казахстана.
Разумеется, это всего лишь предположения о возможном развитии ситуации, не основанные на реальных фактах, ведь любой аналитик готов рассматривать даже самые крайние варианты развития событий.
Однако, насколько показывают исторические источники, государство уйгуров существовало на территории нынешнего СУАР, и летопись даже недавнего XX века знает совместную войну уйгуров, казахов, кыргызов, дунган, узбеков под единым флагом за создание независимого государства – Восточно-Туркестанская Республика.
Некоторые эксперты считают, что в СУАР официальный Пекин также осуществляет политику «разделяй и властвуй» - пытаясь противопоставить совместно проживающих казахов, уйгуров, дунган, мяо, шибинцев и ряд других этнических групп.
Китайское правительство беспокоит факт поставки углеводородов из Центральной Азии через регион с действующими группами сепаратистов, и это понятно. Ведь тогда потенциальными объектами для атак будут являться газопроводы, нефтепроводы и газовые хранилища – объекты ценой в миллиарды долларов и годы восстановления.
Принимая во внимание вышеизложенное, «уйгурская карта» в приграничных районах Казахстана и КНР обязательно будет использована официальным Пекином или Астаной и является потенциальной точкой конфликта. Если эту «карту» возьмет в свои руки Пекин, то сможет контролировать часть казахстанского общества. Если об этом задумается раньше Астана, то сможет распространить свое влияние на СУАР, следовательно, и на Пекин.
В данном контексте речь идет не о конфликтных ситуациях, а об их упреждении. В политическом соревновании за авторитет и влияние среди уйгуров не имеет значения масштаб страны и количество населения. Речь идет об идеологии и доступных финансовых средствах. Ни Казахстан, ни Пекин не заинтересованы в активных националистических противостояниях в СУАР. В то же время, наша страна не испытывает и паники по поводу создания Восточно-Туркестанской или Уйгурской Республики на территории Синьцзяна, тогда как для Пекина этот вариант развития ситуации станет полным провалом на казахстанском направлении.
Поэтому китайские власти и активизируют переселение ханьцев с юга и востока страны в СУАР, а также сделали развитие инфраструктуры в Синьцзяне одним из главных приоритетов. Известно, что некоторые (третьи) страны также рассматривают вопрос отделения СУАР от КНР как один из способов ограничения могущества растущей Поднебесной.
Еще одна вероятная точка конфликта назревает в скупке китайскими компаниями казахстанских сырьевых предприятий. Как сообщают уполномоченные казахстанские органы, практически все недропользователи Казахстана так или иначе нарушают законодательство по охране окружающей среды. В перспективе правительство РК будет ужесточать экологические требования, что приведет к массовым санкциям против недропользователей, включая китайские компании, большинство которых напрямую связано с государственными компаниями КНР.
Согласно полученным КазТАГ данным, в 2014 году китайские компании начнут скупку и активное освоение месторождений твердых полезных ископаемых на территории Казахстана, что также увеличит риск возникновения конфликта на экологической почве.
Третьей точкой является стремление китайских компаний работать в сельском хозяйстве Казахстана – арендовать земли, наладить экспорт продовольствия из РК в КНР, для чего Китай готов вложить несколько миллиардов долларов – по сценарию работы на российском Дальнем Востоке.
После негативной реакции казахстанской общественности на попытку китайских частных фирм арендовать 1 млн га в Алматинской, Кызылординской и Жамбылской областях китайские компании сменили метод, заходя на сельскохозяйственный рынок Казахстана «под чужим флагом» - через оффшорные фирмы - и регистрируя 100%-ные компании-резиденты.
Еще одна конфликтная для Казахстана и Китая тема, уже давно заявившая о себе, - проблема трансграничных рек. Все крупнейшие реки Казахстана, увы, берут свое начало в Китае, чем пользуется Поднебесная, создавая водохранилища и изменяя русла для максимального водозабора в интересах собственного сельского хозяйства.
При этом Китай избегает подписания межгосударственных документов по справедливому разделу воды, что проводит к дефициту ресурсов в Казахстане и экологическим проблемам. Так, например, китайские предприятия не единожды сбрасывали ядовитые химикаты в реки, текущие в сторону Казахстана.
Но есть ли у нас рычаги, способные влиять на ситуацию в нужном нам русле? Думаю, что активным методом предотвращения конфликтных точек с Китаем будет, прежде всего, равноправное сотрудничество между нашими странами. В сырьевой области Казахстан может внедрить правило 25-30% верхнего лимита для собственности на месторождения иностранных компаний. Кстати, это станет инструментом для выправления отношений не только с Китаем, но и с другими странами-соседями.
В качестве сдерживающего фактора во внешних квазигосударственных и государственных займах также можно ввести обязательную публикацию кредитных соглашений в открытой печати с вынесением на обсуждение парламента или общественного совета по бюджету.
В случае с водными спорами наибольшую эффективность будет иметь увязывание этих диспутов с нефтегазовыми отношениями. Через Казахстан пролегает крупнейший газопровод в КНР – Туркменистан-Китай, да и треть наших нефтегазовых запасов хотя и находятся под контролем китайских компаний, но на нашей (пока еще!) территории.
Как сказал в интервью КазТАГ известный казахстанский общественный деятель и специалист по Китаю Мурат Ауэзов, нам следует в кратчайшие сроки создать институт Китая, чтобы мы могли глубже изучать и понимать все выгоды от сотрудничества с Поднебесной и избегать вероятных опасностей.
Казахстан – Россия
Так как Казахстан и Российскую Федерацию связывает длительное совместное пребывание в составе СССР, самая протяженная сухопутная граница в мире между двумя государствами, наличие большой русской диаспоры в Казахстане и немалой казахской - в России, множество других явных и неявных нитей, на данный момент эти два государства являются стратегическими партнерами и военными союзниками.
Это, разумеется, неоспоримый факт, но не все так просто. Если, к примеру, вопросы дружбы двух людей являются вопросами повседневных отношений, то стратегические интересы двух столиц, как показывает жизнь, совпадают не всегда.
Пока Казахстаном и Россией руководят бывшие советские граждане, в крови которых еще бродит память об СССР и которые способны принимать решения без оглядки на третьи страны, ситуация в отношениях остается стабильной. Но время идет, возникают новые вызовы, проблемы, и уже ясно, что между Казахстаном и Российской Федерацией существуют потенциально напряженные вопросы.
В Казахстане находится целый ряд российских полигонов, за вывод которых ратуют общественные деятели в республике. Недавнее падение ракеты-носителя «Протон» с загрязнением окрестностей ядовитым гептилом подняло вопрос об эффективности сотрудничества в космической сфере - в свете реального риска для здоровья казахстанских граждан. Поэтому тема военных полигонов и экологически безопасного сотрудничества в космической сфере уже в какой-то мере стала возбуждать общество.
В случае согласия РФ ликвидировать свои полигоны на казахстанской земле российские элиты сочтут нынешнее руководство Кремля неспособным к переговорам даже с союзниками и защите интересов страны. Поскольку нынешние руководители РФ выстраивают свой имидж как «державники» и «защитники глобальных интересов России», вывод полигонов снизит их авторитет среди своих же сторонников.
Помимо военно-космических «трений» между нашими странами есть и менее явные, но уже ощутимые идеологические. Потенциально конфликтной для Казахстана и России является идеология пантюркизма, которая популярна среди ряда представителей казахстанской административной элиты. Пантюркизм и его поддержка стали чаще входить в повестку множественных встреч деятелей Казахстана и Турции.
Следует отметить, что содружество тюркских государств российскими спецслужбами рассматривается как идеология отделения тюркских субъектов федерации – Татарстана, Башкортостана, что может вызвать цепную реакцию других национальных единиц. Поэтому резкий рост пантюркизма вызывает опасения Кремля, с вытекающими отсюда мерами упреждения.
Так как Казахстан является транзитной зоной для транспортировки наркотиков из Афганистана в Россию, которая является крупнейшим в мире потребителем героина, это еще одна естественная причина нарастающего конфликта интересов.
Как показывают опубликованные данные, героин, изъятый из оборота на территории Казахстана, не составляет и 5% от его потребления в РФ. Исходя из стратегии и тактики обеспечения национальной безопасности (которая как в ФСБ, так и в КНБ идет корнями из КГБ СССР), если казахстанские правоохранительные структуры не смогут увеличить объемы изъятия наркотиков на нашей территории, то Кремль поставит российским силовым структурам задачу решать проблему на дальних подступах, что означает:
1) активизацию сотрудничества с казахстанскими силовиками;
2) более масштабное агентурное проникновение российских силовых структур в казахстанские.
Но границы пересекают не только наркотики. С созданием Таможенного союза (ТС) российские таможенники уже выражают недовольство результатами казахстанских коллег по пресечению контрабанды товаров народного потребления из КНР.
Наркотики же являются значительной угрозой национальной безопасности как Казахстана, так и России. Как показывает практика, для обеспечения безопасного транзита наркодельцы заинтересованы в увеличении числа наркозависимых в зонах провоза товара. Поэтому точкой вероятного конфликта может быть активное гласное и негласное вмешательство российских силовых структур в работу казахстанских таможенного комитета, МВД и КНБ.
Также само существование Таможенного союза уже становится точкой конфликта в силу рыночных экономик России и Казахстана. Будучи в первую очередь заинтересованными в развитии собственного производства и сельского хозяйства, как российские, так и казахстанские власти будут заинтересованы искать неофициальные пути лоббирования интересов своих компаний в ТС.
В процессе развития Таможенного союза в политическую структуру (согласно утверждению Ленина, что «политика есть концентрированное выражение экономики») страна-лидер вынуждена будет оказывать влияние на внутреннюю политику стран-партнеров, чтобы гарантировать стабильность сохранения ТС. Самым доступным способом влияния будет приведение к руководству в других странах подконтрольных политиков.
В случае с Пекином и Кремлем самой вероятной точкой конфликта будет борьба за влияние в Центральной Азии, если официальная Астана решит, что пора из удобных сателлитов вырасти до самостоятельного игрока и продвигать свои стратегические интересы в регионе: Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Кыргызстане, Афганистане, Монголии, Иране и на Кавказе. В случае с влиянием на указанные страны имеет значение размер не субъекта влияния, а объекта.
Поэтому финансовых средств и возможностей казахстанской дипломатии хватит, чтобы на равных выступать в регионе, где-то объединяя усилия, а где-то играя свою собственную партию. Рано или поздно у Астаны появятся региональные амбиции – самостоятельно или с помощью третьих сил. В любом случае это будет самым серьезным риском не только для отношений с соседями, но и для суверенитета Казахстана: стараться играть в регионе, защищая преимущественно свои интересы.
Вместе с тем Казахстану следует учитывать общность позиции Кремля и Пекина по поводу нашей страны. Ни Россия, ни Поднебесная не заинтересованы в бесконтрольной политике Астаны, поэтому два крупных соседа готовы вести согласованную политику в Казахстане. В свете этого Таможенный союз может стать той самой кладовой, так необходимой Китаю для дальнейшего роста. Но кладовой под влиянием Кремля, чтобы быть в состоянии сдерживать экономическую экспансию КНР в регионе. Все эти сверхсложные взаимоувязки требуют от Казахстана очень глубокого профессионального анализа ситуаций и на его основе – очень тонкого умения балансировать на туго натянутом канате между кремлевскими башнями, шанхайскими небоскребами, и при этом оставаться на пике собственных интересов.
Казахстан – Узбекистан
Казахстан и Узбекистан фактически являются коллективным лидером Центральной Азии. Казахстанский бизнес давно и успешно работает в Узбекистане, а узбекские предприниматели хорошо себя чувствуют на казахстанском рынке. Узбекские и казахстанские элиты уже 20 лет плодотворно сотрудничают неофициально и помогают друг другу решать самые злободневные вопросы в регионе.
При несомненном преимуществе Узбекистана в населении и лидерстве Казахстана в размере ВВП и запасах полезных ископаемых – ни одна из стран не сможет стать лидером в регионе без активной помощи другой.
Теоретически предполагаемые точки конфликта между нашими странами лежат в стратегиях развития. Ни Узбекистан, ни Казахстан не имеют стратегий развития, которые предполагают активное сотрудничество друг с другом. Из-за ряда амбиций и при умелом вмешательстве третьих стран Казахстан и Узбекистан пытаются вести бесперспективную борьбу за лидерство в регионе, что ограничивает развитие Казахстана в сторону Афганистана и Пакистана, а также закрывает Узбекистану полноценные экспортные поставки в Европу и Россию.
Узбекистан является одной из редких стран в мире, которая не только не имеет выхода к морю, но также не имеет соседей с таким выходом. Не считая Казахстана и Туркменистана с их выходом на Каспийское море, которое тоже не имеет выхода в океан.
Поэтому единственным способом решить конфликтные моменты между Казахстаном и Узбекистаном будет ежедневный диалог на всех уровнях. Включая создание совместной казахстанско-узбекской национальной транспортной компании, которая обеспечит Астане прямой и беспроблемный выход на Афганистан и Пакистан, а Узбекистану даст надежный выход на Россию, Иран, Китай и страны Кавказа.
Важно, чтобы безопасность в регионе могли бы гарантировать обе страны, для чего логично будет создать совместные силы быстрого реагирования на основе спецподразделений ВС РУз и ВС РК, куда смогут присоединиться и другие республики.
Точка развития для Казахстана и Узбекистана – в активном сотрудничестве двух стран и совместном экономическом и политическом влиянии на процессы в регионе. Все остальные сценарии ведут к стратегическому противостоянию, которое третьи силы попытаются развить в «холодную войну» между Казахстаном и Узбекистаном – для того, чтобы выступать третейскими судьями. Но нет сомнений в том, что наши проблемы с Узбекистаном мы способны решить (и, надеюсь!) будем решать только сами с собой, не прибегая ни к каким внешним медиаторам.
Казахстан – Кыргызстан
Как видно из последних 10 лет развития Кыргызстана, наш сосед регулярно испытывает политические кризисы по экономическим причинам. Сразу две революции в течение 5 лет показывают, что не всегда официальный Бишкек может контролировать регионы Кыргызстана по тем же экономическим причинам.
И поэтому сейчас карту Кыргызстана активно разыгрывают через экономические рычаги Кремль и Пекин, несмотря на то, что ближайшим по ментальности соседом является Казахстан.
Кыргызская экономика в значительной мере зависит от экономики Казахстана и наших транзитных возможностей, и донорской политики Астаны по отношению к Бишкеку.
Точки конфликта между Казахстаном и Кыргызстаном группируются в водных ресурсах, электроэнергии и политике.
Самым серьезным риском являются попытки казахстанских финансово-промышленных группировок влиять на экономическую и политическую ситуацию в Кыргызстане – без согласования своих методов с Акордой. Пренебрежение наших олигархов к тонкости работы в Кыргызстане идет из незнания всей картины ситуации в соседней республике. И самое опасное - это позволяет кыргызским политикам среднего звена использовать антиказахстанскую риторику в своих выступлениях. При продолжении этой тенденции существует риск создания негативного имиджа Казахстана в кыргызском обществе.
Непонимание важности Кыргызстана во внешнеполитической ситуации для Казахстана ведет к многочисленным просчетам наших частных инвесторов. Хотя единственно правильным выбором будет координация усилий казахстанских инвесторов с МИД РК в общих стратегических чертах. К сожалению, такая координация в настоящее время не проглядывается невооруженным глазом.
Казахстан – Туркменистан
Поскольку Туркменистан является официально нейтральной страной, то точек конфликта с этой республикой у нас практически нет.
Как и Казахстан, Туркменистан всячески пытается диверсифицировать свой углеводородный экспорт и сотрудничать с разными странами, что делает реальной активную работу в этой стране некоторых казахстанских компаний.
Следует отметить, что в Туркменистане все же недостаточное количество казахстанских инвесторов по похожей с Кыргызстаном причине: нежелание наших инвесторов держать в курсе государственные органы (МИД РК) о своих действиях там, что нередко затрудняет защиту экономических интересов Казахстана в этой стране.
Мы четко должны осознать, что при огромном размере территории и малом количестве населения наша независимость и суверенитет в принятии решений больше чем на 50% зависят от позиции наших соседей к нам.
Несмотря на усилия нашего министерства иностранных дел, ситуация в отношениях с соседними государствами еще не зависит от нас. Более того, в наши соседские отношения активно вмешиваются третьи страны.
Выскажем мнение, что для выстраивания самостоятельной позиции по нашим соседям нам следует наладить получение полноценной, достоверной и своевременной информации по стратегическим, тактическим и сиюминутным тенденциям в соседних странах. Штат казахстанского внешнеполитического ведомства слишком мал, чтобы обеспечить официальную Астану бесперебойными сообщениями. Такая задача по силам лишь министерству информации и государственным информационным структурам: формирование политики сбора информации в сопредельных странах.
К тому же решения, на которые нас толкает желание сохранить дружественные отношения с окружением, не всегда в перспективе приносят нам выгоду. Поэтому наиболее прагматичным будет создание специальных аналитических структур в составе института стратегических исследований, дипломатической академии и центре анализа внешней политики администрации президента.
Как показывает практика работы частных информационных структур, на одну страну требуется не менее 10 сотрудников, владеющих языком сопредельного государства хотя бы для ежедневного мониторинга тенденций. Иначе как эти тенденции можно обнаружить, не говоря уж об умении их всесторонне оценить?
Да, сейчас Казахстан слишком слаб, чтобы диктовать какие-либо условия кому-либо, однако это не причина отворачиваться от проблем и закрывать глаза на пусть обрывочные, но тревожные сведения. Сегодняшние «камушки в башмаке» уже завтра могут стать причиной серьезного ухудшения отношений с соседями.
А сосед, как мы уже говорили, ближе родственника и страшнее врага. И все будет зависеть от того, как мы выстроим с ним добрососедские, дружественные, но взаимовыгодные отношения. Источник: forbes.kz.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 779
Рейтинг поста:
http://russkiy-malchik.livejournal.com/529243.html
вчера таможенники остановили, причём через Казахстан переправляют, а все эти сказки о рыбных хозяйствах и мидиях, а также молочка есовская, упакованная в Белоруссии. Это предательство. К тому же посмотрите на сайте ЕС в разделах Белоруссии и Казахстана, как они ведут переговоры об асоциации в ЕС. Батьку, правда есовцы за непримиримость к гомосячине и прямые публичные оскорбления еврокомиссаров на официальной встрече держат на расстоянии, а вот Казахстан очень даже неплохо продвигают.