Что-то косяком пошли новости одной и той же направленности - о том, как и сколько денег казна намерена собирать с граждан, позволивших себе самовольно усесться в автомобили. Сначала была странная история с транспортным налогом. Напомню, что поначалу правительство внесло в Думу законопроект, повышавший базовую ставку налога на транспортное средство вдвое, причём регионам давалось право повысить её ещё в пять раз. Мотивировалось это просто: в региональных бюджетах - сильная нехватка денег, а транспортный налог перечисляется именно туда.
Публика такой заботы о регионах не одобрила (налогов не любит никто), и в конце октября во многих городах прошли акции протеста против увеличения транспортного налога. Власть поначалу держалась твёрдо, и через Думу законопроект, хоть и не без приключений, но 13 ноября прошёл. Однако потом наверху передумали. По поручению президента Совет Федерации завернул проект назад в Думу, и после работы согласительной комиссии закон оказался принят, так сказать, в компромиссном варианте: базовые ставки транспортного налога остаются прежними, но регионам даётся право увеличивать их не вдвое, как было до сих пор, а прямо вдесятеро. Дескать, повышайте свои налоги сами, дорогие регионы, а мы, федеральная власть, на глазах у всего населения умыли руки.
На мой взгляд, таким хитромудрым трюком не решена ни одна проблема. Регионам деньги нужны позарез, и повышения транспортного налога им очень хочется. Но в той форме, в которую законодатель облёк возможность этого повышения, когда именно региональная власть оказывается в роли "жадного обидчика" автомобилистов, решиться на такой шаг стало очень трудно.
Результат уже виден. В Красноярском крае вроде бы собирались увеличить ставки на 25-50%, но теперь депутаты краевого собрания сняли вопрос с голосования. В Нижнем Новгороде вроде бы закладывали в бюджет 10-процентное повышение ставок, но теперь тоже раздумали. И подобных новостей много. Стало быть, закрывать дыры в региональных бюджетах центру легче не станет - зря только злили этими разговорами автомобилистов.
И потом, не в одних же автомобилистах дело. Даже если бы и удалось заметно поднять транспортный налог, казне едва ли стало бы легче: она, скорее, потеряла бы больше, чем приобрела. Вот, скажем, в автоперевозочном бизнесе доля транспортного налога в затратах не очень высока - несколько процентов. Но в нынешних условиях, когда объём перевозок заметно упал, и конкуренция между транспортными компаниями идёт не за процветание, а за выживание, заметное увеличение ставки может стать тем самым пёрышком, которое ломает спину верблюда. Компании стали бы резко сокращаться (и получай, регион, дополнительную нагрузку от пособий по безработице), а то и вообще перерегистрироваться в страну, где налоговый климат получше - в Польшу или в Словакию (и прощайся, регион, с целым куском своей налоговой базы).
Теперь на этот, не забытый ещё, грустный сюжет накладывается новый, ничуть не более забавный - с платными автодорогами. Вот только что, в понедельник, стали известны основные идеи программы деятельности государственной компании "Российские автомобильные дороги" на ближайшие шесть лет. Положение с дорогами, констатирует программа, аховое: почти три четверти всей федеральной дорожной сети не соответствует действующим нормам, из-за чего, например, стоимость автоперевозок на треть больше возможной, а число жертв ДТП - на 12-15%. Что "Росавтодор" намерен сделать? За шесть лет построить и реконструировать 1300 километров дорог (причём 60% затрат пойдёт из бюджета), а получающиеся дороги сделать платными.
Я не буду читать монологов "а ля Чацкий" насчёт того, как это недопустимо: построив дорогу на деньги налогоплательщика, драть с него же деньги за пользование этой дорогой. Я только укажу на полную бесперспективность этого пути. Китай долгое время пытался собирать таким образом деньги на постройку дорог - с 1 января 2009 года он от этой идеи отказался. Нигде в мире платы за пользование дорогами не хватает ни на что, кроме минимального их же поддержания - буквально обновления разметки и дорожных знаков. Окупить дорожное строительство таким образом - нельзя.
Для финансирования дорожного строительства есть всего один разумный путь, принятый практически во всём мире: специальный акциз на автомобильное топливо. Если наша власть озаботилась дорогами (что давно пора сделать!), пусть не ищёт вчерашний день, а поступает, как все нормальные люди. Пусть известная доля выручки за бензин и дизтопливо целевым назначением идёт на постройку дорог. Если при этом ещё малость снизить коррупцию в дорожном строительстве, то появятся, наконец, в России дороги - и будет нам всем счастье. Источник: vesti.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
У нас появился шанс узнать, сколько на самом деле стоит построить в России качественную автомобильную трассу. До сих пор все дороги в стране строило государство, нанимая для этого подрядчиков. Но не секрет, что дорожное строительство было и остается одним из самых коррумпированных секторов экономики. Сколько миллиардов бюджет ежегодно переплачивает строителям из-за откатов и воровства, точно не знает никто. По оценкам экспертов, стоимость дорожного строительства в России по сравнению с другими странами завышена в 3-50 раз.
Теперь госмонополия на дорожное строительство заканчивается — право возводить и эксплуатировать трассы получили частные инвесторы на условиях концессии. Построив дорогу, инвестор не станет ее собственником, а передаст государству, но только после того, как получит оговоренный объем прибыли от ее использования. Поэтому частные дороги будут платными. А поскольку концессионер стремится как можно быстрее получить прибыль от платной дороги, окупив свои вложения, не в его интересах раздувать издержки. Но это в теории.
Минтранс подписал два первых концессионных соглашения — о строительстве первого участка платной трассы Москва — Санкт-Петербург и возведении дублирующего выхода на МКАД с трассы Москва — Минск в обход Одинцова. И в том и в другом случае стоимость строительства 1 км трассы оценивается в 1,4 млрд руб. (около $45 млн). Это сравнимо со стоимостью 1 км многополосного автобана в Норвегии, но в три раза больше среднего показателя для этой страны.
Означает ли это, что стоимость строительства дорог в России на самом деле очень высока, или концессионеры просто заложили завышенные издержки в будущую плату за проезд? А может, причина в том, что почти на 40% эти проекты профинансирует государственный инвестфонд?
Это первый серьезный опыт частно-государственного партнерства в российских условиях. И первый опыт практического вложения денег инвестфонда (до сих пор деньги не перечислялись). Чтобы этот важный институт не был дискредитирован, было бы разумно рассказать обществу, из чего складывается стоимость строительства.
Ведомости, 30 июля 2009, 21:23
Статус: |
Группа: Посетители
публикации 3
комментариев 1066
Рейтинг поста:
Надо взять большую палку и надавать ею по тем рукам которые лезут в государственный(наш) карман может тогда и повышать ничего не прийдется.