Экономист Олег Шендерюк — о деятельности и перспективах Рината Ахметова в Украине
Олег Шендерюк. Фото из архива автора
Многие сегодня пишут о цикличности украинской политики — например, про то, как после обретения незалежности донецкий клан сменил днепропетровский. Но гораздо интереснее обсуждать не кланы как таковые, а их конкретных представителей. В этом смысле фигуру Рината Ахметова, флагмана украинской олигархии последних 15 лет, обойти вниманием нельзя.
Дело в том, что в середине декабря 2013 года Ринат Леонидович, патрон Януковича, призвал все стороны сесть за стол переговоров, заявив, что «Украина 3,5 года шла по европейской дороге и тот факт, что мирные люди вышли на мирные акции, говорит о том, что Украина — свободная демократическая страна. Но то, что в эти дни пострадали люди, — это недопустимо».
С этого момента Ахметов начинает дистанцироваться от Януковича.
Не секрет, что Ахметов создал Януковича. Так, он был главным спонсором его кампаний 2004 и 2010 годов и самой Партии регионов. Дело в том, что, хотя могучие и страшные «донецкие» чаще всего олицетворяются именно с Януковичем, главным в донецком клане является именно Ахметов. Почему?
Во-первых, Ринат Леонидович — фигура не слишком публичная. Журналистам всегда было сложно с ним встретиться или что-то конкретное о нем откопать. Во-вторых, Ахметова безусловно уважают гораздо больше, чем Янука. Вот почему Ринат Леонидович воспринимается от Луцка до Луганска в первую очередь как успешный бизнесмен и закулисный лидер, в то время как Янук, обладая гораздо меньшим влиянием в бизнес-кругах, стягивает на себя всю грязь, ассоциирующуюся с «донецкими».
Наверное, в том числе поэтому в декабре 2013 года Ахметов решил слить протеже. Нельзя сказать, что Ринат Леонидович активно поддерживал протестующих, но своей показной нейтральностью как самый влиятельный олигарх в Украине дал понять, что готов к «революционному сценарию».
Так, в конце января Ахметов осудил «любой силовой вариант решения проблемы» и призвал стороны к столу переговоров. Грядущий политический переворот не сулил Ахметову дивиденды: все-таки власть переходила в руки независимых от Ахметова людей, а его протеже-партия уничтожалась. Тем не менее, оценив ситуацию, Ринат Леонидович не стал тонуть вместе с кораблем.
Так или иначе Янукович из Киева бежал, вместе с ним пришлось бежать многим членам его круга и «семьи», а Ахметов остался при своем. Дальше интереснее.
Бизнес Ахметова попытались бы поделить. Сделать это можно было сразу после свержения Януковича. Но на востоке ожидаемо начались масштабные протесты. Тогда впервые проявилась безалаберность властей, которые 2 марта назначили губернатором Донецкой области Сергея Тарута. Вскоре Тарута признался, что губернатором его попросил стать Ринат Ахметов.
Дело в том, что новой власти в Киеве нужна была компромиссная фигура между Киевом и донецкой элитой. Видимо, утеряв в первый раз контроль над ситуацией, власть обратилась за помощью к Ринату Леонидовичу, и Ринат Леонидович помог. Так или иначе первоначальный антимайдановский хаос удалось немного упорядочить: народный губернатор Павел Губарев был схвачен СБУ, и протестная активность немного утихла.
Но в начале апреля пожар запылал вновь.
Так, 8 апреля к протестующим, захватившим Донецкую областную администрацию, вышел Ахметов. Тогда МВД собиралось штурмовать захваченное здание. С употреблением крепких и всем понятных слов Ринат Леонидович объяснил, что он против штурма, что если будут штурмовать — «он будет с народом, с протестующими». Выслушав жалобы «захватчиков», Ахметов заявил, что он их понимает, но силовой вариант не решит никаких проблем, и призвал ехать с ним в штаб МВД для переговоров. Представители протестующих действительно поехали. Разобрался по-пацански, что называется.
Уже 11 апреля Ахметов сидел за столом переговоров с Аваковым и наконец соизволившим приехать на восток Яценюком. Точнее, правильнее было бы сказать так: это оба и.о. сидели с Ахметовым. Ринат Леонидович публично высказался за целостность Украины и децентрализацию власти. Идею подхватил Яценюк, пообещав приготовить проект децентрализации. Также Ахметов сказал, что поддерживает тех, кто вышел на митинг за то, чтобы «Донецк уважали». И снова всё сделал по-пацански.
Начиная с марта 2014 года Ринат Ахметов давал новой киевской власти понять, что без него она не способна контролировать восток. А последние «военные действия» власти обнажили неслаженность и неорганизованность Киева. Так что Ахметов — единственно возможное звено между киевской властью и протестующими. Таким образом, Ринат Леонидович дал понять, что хочет большей автономии для востока. Ахметов не произносил слово «федерализация», но именно такой вариант событий выгоден ему самому.
Дело в том, что присоединение территорий к России определенно против интересов Рината Леонидовича: он слишком влиятельная фигура, «слившая» пророссийского президента Украины. Однако и быть под крылом новой киевской власти особого желания у него нет, особенно когда последней нужно много денег. Но и шансы у продонецких кандидатов на ближайших выборах – и тем более перспективы у Партии регионов — не самые высокие.
Поэтому, насколько у Ахметова всё будет схвачено после выборов в Киеве, сказать сложно. Про главного в донецком клане и спонсора «воровской власти» могут вспомнить и наказать. Не просто так все-таки Коломойский и Порошенко так активно поддерживали майдан.
Вот почему федерализация для Ахметова будет наилучшим вариантом. В таком случае Ринат Леонидович получит полный контроль над местными элитами, своими промышленными активами и регионом в целом. По факту, Ахметов хочет устраниться от киевского хаоса, обезопасив свою власть, которая распространится и на весь восток. Лучшего решения для бизнесмена, стоявшего за донецким кланом, найти сложно.
Так что в этом контексте нельзя не вспомнить знаменитый комментарий Ахметова в марте 2006 года по поводу коалиции между Партией регионов и ющенковской «Нашей Украиной»: «Бывает брак по любви, а бывает брак по расчету. Мне ближе и понятнее по любви. Но в бизнесе и политике чаще всего бывают браки по расчету. В нашем случае любви нет, но может быть брак по расчету».
Восемь лет спустя этот брак по расчету для Ахметова означает получение максимальной автономии в составе Украины. Возможно, это называется федерализацией. Возможно — и нет. Может быть, лучше назвать это сватовством?
Источник: Известия.
Рейтинг публикации:
|