Интервью ИА REGNUM Новости с директором Института гражданского общества и регионального развития (Армения) Агавни Караханян.
ИА REGNUM: С чем вы связываете обострение отношений между Израилем и Турцией - некогда стратегическими союзниками в регионе?
В принципе, отношения двух государств на протяжении всей истории их складывания и развития, никогда не отличались особой стабильностью и ровностью. Публичные перепалки, ноты протеста, дипломатические демарши - это не ново для турецко-израильских отношений. К примеру, после Кэмп-Дэвида Турция, проголосовавшая за приостановку членства Египта в ОИК, одновременно понизила дипломатические отношения с Израилем до уровня представительства в ранге второго секретаря посольства. Отношения на уровне посольств Турция восстановила лишь после того, как ею были установлены дипломатические отношения со странами ОИК. Вполне конкретную, отнюдь не про-, а скорее антиизраильскую позицию Анкара занимает и в вопросе о статусе Иерусалима.
Точно также, в период очередного обострения палестино-израильского конфликта в 2002 году, под предлогом стандартной формулировки - "для консультаций" - Турция отозвала своего посла и генерального консула в Израиле, которые, однако, вскоре вернулись к своим постам.
Что касается нынешнего этапа т.н. кризиса отношений Израиль-Турция, то формально поводом явился отказ турецкого руководства в участии израильских военных летчиков в традиционных военных учениях "Анатолийский орел" и показ, с точки зрения Израиля, анти-израильского сериала "Расставание" в эфире телеканала TRT1.
Однако, нетрудно догадаться, что ухудшение отношений между двумя государствами вызвано отнюдь не показом телесериала или отказом участвовать в учениях. Курс турецкого руководства на тесное сотрудничество с "северным соседом" - Россией, на многостороннюю стратегическую кооперацию с ней по обеспечению безопасности в Черноморском регионе и на Кавказе, перспективы возможного взаимодействия Москвы и Анкары по вопросу ближневосточного урегулирования и иранской проблемы - вот что представляется истинной причиной турецко-израильской "размолвки", вернее недовольства Израиля.
Напомню, что в рамках февральских российско-турецких переговоров президентом Гюлем даже было выдвинуто предложение о проведении международной конференции по ближневосточной проблеме в Москве. Безусловно, подобный поворот событий - активное подключение России к делам региона - не может не вызывать беспокойства израильского руководства, которое неслучайно заявило о своем отказе от посреднических услуг Анкары, несмотря на то, что до сих пор при ее посредничестве израильские представили пять раз садились за стол переговоров с Сирией. Мотивация Тель-Авива понятна. Сирия, армия которой вооружена и обучена русскими, союзник Ирана. Любое участие Турции в этих "связках" - это автоматическое подключение и активизация российского фактора в арабо-израильском конфликте. Такая перспектива не может устраивать израильское руководство.
ИА REGNUM: Насколько вероятна версия о том, что тем самым Турция стремится закрепить за собой роль лидера в исламском мире, и как вы прокомментируете потепление отношений между Анкарой, Тегераном, Дамаском и Багдадом?
Я не разделяю точки зрения некоторых политологов о том, что обострение турецко-израильских отношений является противостоянием между исламским миром и еврейским государством, и даже Западом, и что главной причиной этого обострения является исламская ориентация нынешнего руководства Турции. При всех многочисленных реверансах по поводу интересов мусульман, турецкое правительство всегда оглядывалось на позицию своих партнеров по обе стороны Атлантики, а теперь и "северного соседа" - России, по различным вопросам текущей политики, в данном случае того, что касается мирного процесса на Ближнем Востоке.
Политика Анкары в этом регионе, в отличие от политики многих других мусульманских стран, очень прагматична и отнюдь не определяется соображениями так называемой общемусульманской солидарности, несмотря на достаточно частое использование различных формулировок и официальных деклараций исламского толка. Исламистское правительство Турции ориентировано на Европу, вернее на членство в ЕС не меньше, чем его предшественники не-исламистского толка.
В данном контексте, смысл "давосского демарша" Эрдогана, равно как и прочих, казалось бы анти-израильских и про-арабо-мусульманских реверансов Анкары заключается в том, чтобы, с одной стороны, укрепить авторитет режима внутри страны, а с другой, поднять международный посреднический имидж Турции, особенно в глазах арабо-исламского мира, но в первую очередь, России.
Давайте не забывать, что во взаимоотношениях Турции с арабскими соседями, Сирией и Ираком всегда были серьезные противоречия, в частности по таким проблемам, как использование ресурсов Тигра и Евфрата, по курдскому вопросу и т.д. Однако, если в турецко-израильских отношениях превалирует военно-стратегический аспект, то доминирующей в отношениях Турции к арабскому миру была и остается экономическая составляющая. Турецкое руководство, каким бы оно ни было - исламским или военным, или каким-либо другим - меньше всего заботила и заботит религиозная направленность и обоснованность этого сотрудничества. И если ёмкий и развивающийся турецкий рынок при имеющейся дешевой рабочей силе весьма привлекателен для тех же израильских инвесторов и экспортеров, то объем израильского рынка для турецкого производителя невелик, и объем торговли Турции с арабскими странами, в которых заняты миллионы турецких рабочих, значительно превосходит объем двусторонней турецко-израильской торговли. Помимо этого, экономическое сотрудничество с мусульманскими странами, прежде всего с арабскими, всегда рассматривалось турецким руководством как существенный фактор развития национальной экономики.
Таким образом, такая двойственная ближневосточная политика Турции, стоит не перед проблемой выбора между арабским (мусульманским) миром и Израилем, а перед проблемой сближения с арабским миром и сохранения отношений с Израилем на уровне, т.е. обеспечения некоего баланса весьма противоречивых тенденций.
ИА REGNUM: Возможно ли, что на фоне обострившихся турецко-израильских отношений Израиль смягчит свой антиармянский прессинг в вопросе Геноцида армян, результатом чего станет принятие Конгрессом США соответствующей резолюции?
Важно то, что вопрос о Геноциде армян в Османской империи стал частью дискурса турецко-израильских отношений, в которых все чаще стали высказываться разночтения по Армянскому вопросу. Примеров тому много. Так, Турция отказалась предоставить аккредитацию в качестве посла израильскому ученому Э. Толедано за публичные обвинения в адрес турок по поводу массового уничтожения армян. Жесткой критике со стороны Турции подверглись и учебные программы израильских школ, в которые были включены факты, свидетельствующие об уничтожении армянского населения. А на совет командующего сухопутными войсками Израиля турецкому премьеру "прежде чем обвинять Израиль в убийствах мирных жителей "посмотреть на себя в зеркало" и вспомнить геноцид армян, оккупацию Кипра, притеснения курдов и насильственную исламизацию Балкан", Анкара ответила нотой протеста. Израильское руководство поторопилось заявить, что слова генерала являются его личным мнением и не отражают официальную позицию страны. Тем не менее, несмотря на определенное движение и активность в Израиле по поводу армянского вопроса, все же рассчитывать на серьезные подвижки в пользу признания Геноцида Конгрессом США и положительной роли в этом еврейского лобби не приходится. По крайней мере, пока.
ИА REGNUM: Как последние региональные изменения отразятся на глобальных энергетических проектах?
Думается, перезагрузка региональных форматов может вызвать к жизни появление и осуществление новых энергетических проектов. В частности, весьма реальными видятся перспективы на первый взгляд, "конфликтующего" с проектом Nabucco проекта "Южный поток", договоренность о начале экологической экспертизы которого уже достигнута между Россией и Турцией, которая уже добилась продления на 20 лет своего контракта на закупку российского газа. Кроме того, сейчас Анкарой лоббируется строительство при активном участии России нефтепровода Самсун-Джейхан, который наряду с имеющимся нефтепроводом Баку-Джейхан должен превратить этот район в региональный узел нефтяных коммуникаций.
Помимо этого, уже сейчас наблюдается, а в дальнейшем еще более активизируется выход российского капитала, в частности компаний "Лукойл", "Газпром" на энергетический рынок Турции. Напомним также, что Турция совместно с американскими нефтяными компаниями намеревается приступить с 2010 года к разведке дна Черного моря с целью поиска и добычи нефтяных месторождений. Таким образом, мы станем свидетелями, а в новых региональных раскладах, - возможно и участниками новых энергетических проектов. Источник: regnum.ru.
Рейтинг публикации:
|