Нужно ли ЕС, что между ним и Россией находилось несколько «пороховых бочек», которые могут легко взорваться по команде с другого континента? Чтобы ЕС был, таким образом, отрезан от ресурсов и транспортных коридоров Большой Евразии? В сложившейся ситуации от европейцев требуется только одно: чтобы они осознали свою выгоду и не откладывали вопрос о создании общеевропейской системы безопасности в долгий ящик.
Прошедшая неделя была богата на всевозможные знаменательные даты, одни из которых отмечались с большой помпой, а другие – проходили тихо и незаметно. Двадцатилетие падения Берлинской стены сопровождалось феерическими торжествами, а годовщина окончания Первой мировой войны, напротив, удостоилась лишь немногочисленных упоминаний. Удивительно, что никому в голову не пришло сопоставить эти даты и связанные с ними явления, хотя они соотносятся друг с другом как причина со следствием. Окончание Первой мировой войны и последовавшее за ней создание Версальской системы с ее заведомо несправедливыми границами, разделявшими народы, стало причиной беспрецедентного роста национализма в Европе, и, в конечном счете – Второй Мировой войны. Войны, закончившейся поражением страны, развязавшей оба мировых конфликта, а затем – возведением стены, разделявшей ее столицу.
Осознаны ли трагические уроки ХХ века правящими элитами крупнейших стран мира? К сожалению, тезис о том, что нельзя строить собственную безопасность за счет безопасности других, так и не стал для них аксиомой. Двадцать лет назад наши геополитические оппоненты использовали нашу добрую волю и стремление к миру для того, чтобы получить односторонние преимущества. А затем, расширив границы НАТО до Таллина и Риги, стали пытаться вести разговор с Россией как с побежденной страной.
В последние дни, как будто по чьей-то команде, по всему периметру российских границ то здесь, то там, зажигаются огоньки напряженности. Вот министр иностранных дел Польши требует ввести в страну американские войска – якобы для защиты от России и Белоруссии, которые собираются «напасть» на Варшаву. А вот его японский коллега, забыв дипломатический этикет, ультимативным тоном требует от России передачи Южных Курил. Геополитический прессинг сопровождается экономическим – у всех на устах скандальная история с «Опелем», который «Дженерал Моторс» неожиданно отказался продавать консорциуму с участием российского Сбербанка после того, как прошли многомесячные переговоры и все детали были согласованы. Считается, что одним из мотивов отказа «Дженерал Моторс» было стремление заблокировать доступ России к высоким технологиям в сфере автопрома. Кажется, что с тех пор, как США при Рейгане создали КОКОМ (структуру, призванную защищать технологические секреты Запада от «красных шпионов») в сознании евроатлантических элит мало что изменилось.
С другой стороны, прошло уже больше ста лет с тех пор, как Россия выступила инициатором проведения мирных конференций в Гааге, целью которых было создание такой системы безопасности, которая бы учитывала интересы всех цивилизованных стран. Русский царь Николай Второй предлагал тогда отказаться от использования варварских методов ведения войны (химическое оружие, авиационные бомбардировки городов и т.д.), основной мишенью которых становится мирное население. В ту пору голос России, увы, не был услышан: вместо всеобъемлющего разоружения началась мировая война.
Сегодня призыв к созданию новой системы международной безопасности вновь раздается из России. В ходе торжеств, посвященных двадцатилетию падения Берлинской стены, канцлер Германии Ангела Меркель согласилась с предложением президента России Дмитрия Медведева о выстраивании новой архитектуры безопасности в мире. Вопрос, однако, заключается в том, с какой скоростью будет идти этот процесс. Наши партнеры понимают, что ситуация, когда единственным гарантом безопасности Европы провозглашается НАТО, – это геополитический нонсенс. Однако то, что кажется очевидным в теории, порой с трудом реализуется на практике. В мире достаточно сил, которые заинтересованы как в ослаблении (а затем – в расчленении и колонизации) России, так и дезинтеграции Европы, сохранения того положения, при котором «экономический гигант» ЕС является «карликом» в вопросах обеспечения глобальной безопасности. Эти силы крайне влиятельны как в политическом, так и в информационном аспекте: к примеру, сегодня значительная часть влиятельным европейских СМИ является таковыми лишь по своему названию, принадлежа транснациональным медиа-синдикатам.
Некоторые спросят: может быть, в создании общеевропейской системы коллективной безопасности заинтересована одна только Россия, испытывающая экономические трудности и со всех сторон окруженная очагами враждебности? Зачем это нужно Европе? Ведь очевидно, что сама Россия не угрожает странам ЕС, и даже в Польше, где мечтающий заменить на президентском посту русофоба Качиньского министр иностранных дел Сикорский пугает избирателей «российско-белорусской агрессией», мало кто верит этим фантастическим домыслам.
Чего же следует опасаться европейцам? В первую очередь – непредсказуемого и неадекватного поведения «новых демократий» Восточной Европы, политический климат которых благоприятствует установлению ультранационалистических режимов, как будто перенесенных машиной времени из 1930-х – начала 1940-х годов. Именно они создают вокруг Европы пояс конфликтов, «размораживание» которых грозит Старому Свету множеством проблем. Самый вопиющий пример подобного рода – вторжение войск грузинского диктатора Саакашвили в Южную Осетию в августе 2008 года. Тогда лишь вмешательство российских войск смогло уберечь жителей осетинского города Цхинвала от геноцида, факты которого невозможно отрицать: грузинские танки били прямой наводкой по жилым домам, школам, больницам. Выступая с Президентским посланием, Дмитрий Медведев заявил на днях, что если бы в 2008 году существовал эффективный институт международной безопасности, способный остановить агрессора, то у Грузии не хватило бы наглости развязать войну против народа Южной Осетии.
И если бы вопрос исчерпывался только Грузией, поведение которой можно было бы списать на счет нарушений психики ее лидера, исходившего на митингах слюной и жевавшего перед телекамерами свой галстук! Не лучше обстояло дело и с Украиной, «героем» которой незадолго до этого был провозглашен нацистский преступник Роман Шухевич.
На протяжении 2008-2009 года постоянно вставал на повестку дня вопрос о возможных вооруженных провокациях против Черноморского флота в Крыму, который готовили приближенные В. Ющенко. А в ходе войны в Грузии украинские расчеты ПВО, направленные туда для оказания помощи Саакашвили, уже получили кровавый опыт противостояния с российскими войсками, став соучастниками цхинвальской авантюры.
Разговоры о возможном вступлении Украины и Грузии в НАТО только усиливают экстремистские настроения в этих странах. На примере стран Балтии, кстати, хорошо видно, как присоединение к этой организации влияет на умонастроения правящего класса. Здравого смысла становится на порядок меньше, агрессивности и наглости – на порядок больше.
Нужно ли ЕС, чтобы между ним и Россией находилось несколько «пороховых бочек», которые могут легко взорваться по команде с другого континента? Чтобы ЕС был, таким образом, отрезан от ресурсов и транспортных коридоров Большой Евразии? В сложившейся ситуации от европейцев требуется только одно: чтобы они осознали свою выгоду и не откладывали вопрос о создании общеевропейской системы безопасности в долгий ящик.
Александр Рублев Источник: win.ru.
Рейтинг публикации:
|