Как и предполагало ИА REX, мирная конференция по сирийскому урегулированию «Женева-2» переходит в следующую фазу - «Женеву-3». На первой фазе, как и ожидалось, Дамаск и оппозиция обменялись взаимными упреками и не могли достигнуть какого-либо соглашения.
Даже проект добиться прекращения огня в Холме оказался сорванным. Сейчас происходит разбор дипломатических «полетов», намечается дальнейший переговорный сценарий.
«Я нахожусь в контакте с русскими, с американцами и с другими, - заявил спецпредставитель ООН Лахдар Брахими. - У американцев есть контакты с оппозицией, у русских - с правительством, а отношения между Россией и США хорошие. Так что они все говорят друг с другом и используют свои способности к убеждению, которые больше, чем мои собственные способности убеждать».
Первый этап «Женевы-2» выявил следующую исходную диспозицию. Ее озвучил Л. Брахими. По его словам, обе стороны согласились рассматривать так называемое женевское коммюнике лета 2012 года в качестве основы переговорного процесса. Оно предполагает создание в Сирии переходного правительства. Понятно, что в его состав будут вводиться и представители официального Дамаска. Но оппозиция свое участие в таком правительстве связывает с уходом президента Башара Асада, что на данном этапе приобретает деструктивный характер.
Более того, отсутствие прогресса в решении гуманитарных вопросов негативно сказывается на политической репутации сирийской оппозиции, действия которой через какое-то время можно будет квалифицировать только как борьбу за власть, а не за интересы сирийцев. По мнению экспертов, в случае достижения положительных результатов в гуманитарной сфере оппозиция могла бы преподнести это и как свое главнее достижение и главное оправдание своего участия в переговорном процессе. Поэтому можно констатировать, что на данном этапе Дамаск одержал маленькую, но важную политическую победу.
Тем временем солирующие в женевском процессе Россия и США активизировали тактические маневры. Глава МИД РоссииСергей Лавров, выступая на Мюнхенской конференции по политике безопасности, заявил, что «Россия активно поддерживает начавшийся в Женеве диалог, который надо сделать представительным». В первую очередь, речь идет о введении в женевский процесс Ирана, поскольку, по словам Лаврова, «прорыв на иранском направлении Москва рассматривает именно как коллективный успех». В то же время Москва начинает связывать «успокоение ситуации» на Ближнем Востоке с угрозами безопасности Европе.
Неслучайно «на полях» Мюнхенской конференции Лавров провел встречу с министрами иностранных дел ФРГ и Польши Франком-Вальтером Штайнмайером и Радославом Сикорским. Как отмечается в сообщении Смоленской площади, «министры также рассмотрели тематику отношений Россия- ЕС в контексте программы «Восточного партнерства», положение на Ближнем Востоке, отмечая важность поддержки всеми вовлеченными сторонами продолжения женевских переговоров по сирийскому урегулированию». Не исключено, что придание трехстороннему переговорному формату Россия-Германия-Польша устойчивого характера ориентировано и на «Женеву-3».
Действуют и американцы. Понимая, что турецкая дипломатия на Ближнем Востоке пошла в полный разнос, Вашингтон стал выступать в роли политического поводыря Анкары. В Мюнхене состоялась встреча между государственным секретарем СШАДжоном Керри и главой МИД Турции Ахмет Давутоглу. В официальном сообщении госдепа по этому поводу говорится, что стороны «обсудили следующий раунд межсирийских переговоров в Женеве и отметили важность того, чтобы представители власти и оппозиции, садясь за стол, были нацелены на рассмотрение вопросов по реализации Женевского коммюнике». Тут много странного. Зачем, к примеру, уговаривать Турцию поддерживать женевское коммюнике, под которым стоит и ее подпись? Так по сообщению газеты Hurriyet Daily News, президент Турции Абдулла Гюль заявил, что «благодаря поддержке Ирана Дамаск укрепил свои позиции». Это наводит на мысль, что Анкара выступает против привлечения Тегерана в работе «Женевы-3».Или как оценивать высказывание премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что «Турция поддерживает создание в Сирии переходного правительства». А что - до этого она это не поддерживала?
Отметим еще одно важное обстоятельство. Похоже, что Турция теряет свое влияние на силы сирийской оппозиции в ситуации, когда встает проблема провести сбалансированные переговоры, что возможно только при условии превращения делегации оппонентов Дамаска в более представительную - за счет включении в ее состав не только внешней, но и внутренней оппозиции. «Все, кто влияет на оппозицию, обязаны сделать так, чтобы делегации за столом представляли весь спектр сирийского общества», - считает Лавров. А Турция делает ставку только на силы внешней сирийской оппозиции, и пока «шагает не в ногу», вступая в альянс даже с радикальными исламистами.
«Если они (имеется в виду «определенные силы» - С.Т.) влияют на некоторые оппозиционные группы, и, если они считают, что есть какие-то вещи, которые нужно режиму дополнительно объяснить в гуманитарной сфере, в сфере политического диалога, то почему эти контакты не осуществлять», - многозначительно заметил Лавров. Но с силами внешней сирийской оппозиции сейчас работают США, держа Турция «на подхвате». Не исключено, что вопрос создания широкой сирийской оппозиции будет обсуждаться в ходе визита в Москву главы Национальной коалиции сирийских оппозиционных сил Ахмеда Джарба. « Наша цель визита в Москву - обсуждение ситуации в Сирии. Решение сирийского кризиса должно быть политическим, - заявил в этой связи Джарба. - Иначе это будет продолжаться еще долгое время. Мы хотим остановить резню и достичь политического урегулирования для всей Сирии. И мы будет говорить об этом в России».
С другой стороны, стало известно, что США предлагали через Л. Брахими провести прямые переговоры с представителями Дамаска. Дамаск отверг это предложение, хотя это свидетельствует, что женевский переговорный процесс имеет и закулисную сторону.
Так Дамаск отталкивается от «духа и буквы» женевского коммюнике лета 2012 года, предлагает выстроить переговорную повестку «пункт за пунктом»: добиваться прекращения огня, начать решение гуманитарных проблем, обсудить вопросы терроризма и только затем перейти к формированию состава переходного правительства. Оппозиция наоборот, предлагает в первую очередь создать переходное правительство, которое было бы правомочно решать в Сирии все вопросы.
У сторон - Дамаска и оппозиции - просматривается своя логика, но позиция Дамаска более убедительна и дальновидна. Замотав оппозицию в проблемы гуманитарного и прочего свойства, он не только выигрывает время, но и получает возможность для маневров в сторону оппозиции. Так что фактор времени для всех приобретает особое значение. Неслучайно генсек ООН Пан Ги Мун предупредил, что «переговоры по сирийскому урегулированию «Женева-2» нельзя использовать для затягивания боевых действий, военное решение кризиса невозможно».
В складывающейся ситуации этот призыв адресован больше силам оппозиции, нежели Дамаску. Но пока остается дожидаться, как сработают на сей раз «домашние заготовки» Москвы и Вашингтона. Второй раунд переговоров « Женева-2» назначен на 10 февраля.