О некоторых итогах визита Эрдогана в Брюссель
Визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Брюссель никак не назовешь обычным. Он больше напоминает вызов на «ковер», где высокопоставленные европейские чиновники решили прочитать ему лекцию по курсу демократии. Такой вывод напрашивается при анализе итогов переговоров Эрдогана с председателем Европейского совета Херманом ван Ромпеем, главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу и председателем Европарламента Мартином Шульцем. Понятно - почему. В Турции продолжается политический кризис, вспыхнувший в результате крупнейшего за всю новейшую историю этого государства коррупционного скандала. Эрдоган квалифицирует его как «заговор» внешних и внутренних сил, проводит кадровую чистку в полиции и прокуратуре. Более того, правительство инициировало закон о переподчинении судебной системы министерству юстиции.
Брюссель не разделяет предложенную Эрдоганом политическую диагностику происходящих в Турции событий. Он поставил под сомнение «главенствование в Турции принципов правового государства». «Турция провела уже ряд демократических реформ и ей надо держать курс в том же направлении и завершить пакет реформ, о котором было объявлено в сентябре. Но прогресс в переговорах о вступлении и прогресс в политических реформах в Турции являются двумя сторонами одной медали», - заявил на пресс-конференции глава Европейского совета Херман Ван Ромпей. Это - очень простая, примитивная формула. Эрдоган – не того уровня политик, который не понимает манипуляционных приемов. К тому же на сей раз у него, похоже, в отношении переговоров с Брюсселем есть «домашний сценарий с минами», который он готовил не один день.
Начнем с того, что переговорный процесс о вступлении Турции в ЕС начался в 2005 году. Он разделен на 35 разделов, или глав, которые охватывают все сферы общественной, политической и экономической жизни республики. За 8 лет были открыты переговоры только по 13 главам. Выходит, что темп переговоров - 1-2 главы в год. Если вывести за скобки протестное движение в связи с реконструкцией парка Гази и нынешний коррупционный скандал, что вызвало наибольшие критические нарекания еврочиновников, все равно реальные перспективы на прием Турции в ЕС - в неопределенном будущем. Если бы переговоры о вступлении Турции в ЕС имели более интенсивный характер и реальную перспективу, то и события в этой стране и реакция на них турецкого правительства могли быть иными. Неслучайно в конце 2013 года Эрдоган заявил, что «ЕС не имеет права оценивать проводимые в Турции реформы и советовать, проводить их или нет».
Так складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, официальная Анкара заявляет о «неизменной приверженности европейскому курсу». С другой – она подогревает антиевропейские настроения в обществе.
Одновременно вице-премьер Турции Бюлент Арындж констатировал, что вступление Турции в ЕС потеряло свою привлекательность для граждан страны. По его словам, если раньше 75% населения страны выражали свое предпочтение вступлению Турции в ЕС, то в настоящее время этого желает всего 20% граждан. Следовательно, еврокритика в отношении Эрдогана позитивно воспринимается только небольшой частью турецкого общества. Более того, правительству Турции удается, как свидетельствуют данные социологов, убедить большую часть общества в том, что нынешний коррупционный скандал является «частью внешнего заговора». Как заявил в этой связи старший советник премьер-министра Турции Эртан Айдын, «было бы ошибкой рассматривать это как борьбу между исполнительной и судебной властями или как попытку скрыть обвинения, которые привели к отставке трех министров». Тогда что же не является ошибкой? По мнению Айдына, «коррупционный скандал обнажил противоречия между бывшими союзниками – премьер-министром Эрдоганом и проживающим в США проповедником Фетхуллахом Гюленом».
Первоначально Гюлен всячески отнекивался от своей причастности к нынешнему кризису в Турции. Но Эрдогану, со ссылками на опасность существования в стране так называемого «глубинного» или « параллельного правительства», удалось вовлечь в интригу Гюлена. В ответ на начатую правительством реформу судебного аппарата, причастного к громким обвинениям, Гюлен в интервью Wall Street Journal пригрозил на предстоящих выборах поддержать светскую оппозицию. А это уже - прямое участие в развернувшейся в Турции острой политической борьбе, что открыто вывело Эрдогана и на противостояние с США, создало возможности для пробуждения в обществе пребывающих в латентном состоянии антизападных настроений. Поэтому, когда председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на переговорах в Брюсселе с Эрдоганом связал вопрос о вступлении Турции в ЕС с «необходимостью обеспечения независимости судебной системы», а Эрдоган ответил, что «это приведет Турцию к власти судебной системы, а не демократии», туркам был подан сигнал, что и «ЕС является частью заговора против страны».
Выстраивая такую комбинацию, Эрдоган не мог не думать о геополитических тылах. В последнее время он заговорил об отказе от вступления в Евросоюз, если страна будет принята на правах полноправного члена в Шанхайскую организацию сотрудничества, где первую скрипку играют Россия и Китай. Затем с подачи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева была вброшена идея о желании Турции вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Так что в стратегическом отношении Эрдоган активно разыгрывал западную «карту», одновременно осуществляя тактическую «прививку Турции Востоком». Как писала в этой связи газета Hurriyet, «шутки закончились и начался серьезный разговор в период, когда баланс сил смещается на восток, и Турция получает шанс стать не провинцией Европы, а одним из центральных государств». Заметим, что именно в таком качестве воспринимают сегодня Анкару в Москве и в Пекине.
Блефует ли Эрдоган в отношении Брюсселя? Конечно, но точно также, как и Брюссель по отношению к нему. Поэтому в дальнейшем нельзя исключать, что Запад будет держать главу правительства Турции в «авторитарном» информационном поле, разыгрывая кадровую «карту» внутри правящей партии «Справедливость и развитие». Но и тут у Эрдогана может появиться запасной ход. Если его, как полагают некоторые эксперты, выдавят из правящей партии, то он, ссылаясь на 101-ую статью Конституции, согласно которой президент должен отказаться от своей партийной принадлежности, может выступить в августе на президентских выборах как независимый кандидат, объявляя правящую партию «детищем Гюлена». Тем более, что последний в упомянутом ранее интервью Wall Street Journal сменил позицию, обещая поддержать на предстоящих выборах светскую оппозицию, то есть главную оппозиционную Народно-республиканскую партию, которая ассоциируется с военными.
Так что Эрдоган сохраняет ресурс для продолжения борьбы. Для него еще не наступил «политический вечер». Вот почему он с иронией воспринимает читаемые ему брюссельскими бюрократами лекции по курсу демократии. На «двойные стандарты» Брюсселя Эрдоган отвечает теми же приемами. Русские в таких случаях говорят: «Как аукнется, так и откликнется».
Тарасов Станислав Источник: ИА REX.
Рейтинг публикации:
|