Люди стали собираться на киевском Майдане Незалежности сразу после того, как 21 ноября правительство Украины объявилоо приостановке ассоциации с Евросоюзом. Это решение кабмин объяснил интересами национальной безопасности и необходимостью развивать отношения с Россией и странами Таможенного союза. Оппозиция надеялась, что европейские политики переубедят президента Виктора Януковича во время вильнюсского саммита «Восточного партнерства» 28-29 ноября, однако этого не случилось. Янукович в очередной раз заявил о безальтернативности «европейского выбора» Украины, но поставил Брюсселю несколько условий; в том числе речь шла о необходимости обсудить евроассоциацию страны в формате Россия – Украина – ЕС. Европа, в свою очередь, отказалась вести трехсторонние переговоры.
США пригрозили санкциями, если Янукович не вернется к мирному диалогу с «оранжевыми»
Есть Запад воображаемый и Запад реальный. Первому Украина не по зубам, пока та находится под явным или косвенным покровительством России, а вот второму... А у того Запада, что реальный, есть веские аргументы в виде определенного количества золотых квадратных метров украинской элиты в благодатном Майами или на Лазурном Берегу. У Запада есть «семейные кубышки» этих же лиц, которые у себя в стране «по месту работы» принимают решения. Ларчик не то что просто открывается – он и не заперт. Ибо все очевидно до безобразия.
И «тяжелой артиллерии» из-за океана стоило ожидать. Санкции против Украины (сиречь против окопавшихся при власти богатеньких буратин) – это ведь так просто, так очевидно и... так действенно. Речь даже не лично о Викторе Федоровиче и его семье, хотя о ней добрые языки на том же украинском Востоке молвят много интересного. Но есть же и те, кто рангом поскромнее, а имеют между тем свою немалую, пусть и локальную власть. Те же силовики с детьми в Лондоне, «дачами» где-нибудь под Ниццей и счетами за бугром, да не в России. Среди подписанных Виктором Януковичем законов как раз не оказалось такого, который как-либо ограничивал бы здешних чиновников в их финансовых и деловых связях с Западом.
И что теперь ответить г-же Кэйтлин Хейден – представителю Совета национальной безопасности при Белом доме? Она, напомним, призвала власти... нет, вернее, приказала – вывести из Киева подразделения «Беркута» и вернуться к мирному диалогу с оппозицией. А иначе США сделают большое финансовое и экономическое «бо-бо» всей Украине. При иных обстоятельствах можно было бы в ответ и надерзить: мол, нашли чем напугать. Но такого тона и Россия не могла себе позволить в 90-е, а ведь не зря меткие публицисты давно уже сравнили сегодняшние времена в «незалежной» с российскими «лихими».
Возможные сценарии развития ситуации на Украине уже сейчас охотно прогнозируются политологами. Януковичу предложено наконец определиться со всей прямотой: с Западом он или с Россией. Предновогодние договоренности о 15-миллиардном транше из России должны, по идее, этот выбор облегчить.
«Очевидно, ужесточение законодательства было не просто добрым советом Москвы Киеву. Это необходимая, в понимании Москвы, мера для защиты инвестиций: Янукович обязан как минимум сохранить власть (вероятно, будут также и согласованные с Москвой кадровые решения)», – читаем в редакционной статье «Ведомостей». Если судить по логике действий украинской власти – очень похоже на правду. Уж слишком контрастными оказались эти действия на фоне прежних – вегетарианских. Куда ни ткнись – аллюзии с российским недавним: пакет «неудобных» законов, силовые действия «Беркута» – куда более решительные, «путинские».
Вот только результат всего этого политического плагиата – чисто украинский. Все при своих, но с синяками, ссадинами и чем посерьезнее. И вот уже Якунович вроде как рефлексирует – глядишь, вот-вот лично новый круглый стол соберет, где в него все будут скомканными бумажками кидаться.
Развивающееся противостояние Запада и Украины в беседе с обозревателем KM.RU оценил политолог, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов:
– Претензии США к Украине лишний раз показывают всю суть проводимой ими внешней политики грубого вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Украина сейчас играет свою узловую роль в уготованном ей многовековом сценарии, и это надо хорошо понимать.
Тот же Збигнев Бжезинский, как мы знаем, заявлял, что без Украины Россия никогда не станет империей. Стало быть, все мы, живущие в России, Белоруссии и на Украине, находимся в одной упряжке. Вопрос между тем поставлен ребром – выстоим мы или нас добьют. Подняться русские могут только вместе. Если Западу удастся оторвать Украину от России, если удастся разорвать наш народ на части – это будет означать, что мы побеждены. И это вопрос в первую очередь духовный, а не политический.
Мне сложно сейчас спрогнозировать, как отреагирует украинская элита на угрозу возможных санкций со стороны Соединенных Штатов. Я лично ни разу не встречался с Виктором Януковичем, и мне сложно судить, насколько он человек волевой. Сложно предвидеть, способен ли он это испытание выдержать. Он вообще сегодня оказался в положении мальчика для битья, когда ему приходится нести ответственность за все, причем за то, что было сделано его предшественниками. Да, он в свое время получил широкую поддержку пророссийских сил на Украине, ратующих за ее объединение с Россией. Но, с другой стороны, он получил в управление совершенно разграбленную Украину, которая, будем говорить прямо, Россией никак не поддерживалась. Достаточно вспомнить ту грабительскую цену на газ, которая просто не позволяла украинской промышленности быть конкурентоспособной.
Сегодня же в разворачивающейся мировой игре вокруг Украины ее президент – отнюдь не главное действующее лицо. Его позиция мировой элите неинтересна, но на него при этом списывается вся ответственность за происходящее на Украине. Остается лишь надеяться, что украинский лидер все же не сломается под невероятным внешним давлением, что соратники его не предадут и, наконец, что Россия поддержит Украину в эти нелегкие для нее времена.