«Мы знаем, как активно и заинтересованно обсуждаются у нас в обществе проблемы, связанные с историей, а тем более с преподаванием истории. Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода» (В.Путин на встрече с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, 16.01.2014 г.).
Отказ от идеологии – ошибка, уверен Анатолий Вассерман
Вопрос о создании некоего единого универсального учебника истории носит не методический, а скорее философский характер. Может ли он быть объективным и непредвзятым, как повелел Владимир Путин? Насколько, в конце концов, история вообще точная наука и поддается критериям объективности? И если поддается, то можно ли, например, считать одним из главных таких критериев гриф Министерства образования РФ?
Ученые-историки и гуманитарно озабоченные публицисты пока лишь ломают копья в спорах, а между тем время не терпит. Сам учебник увидит свет хорошо если через год-другой, а учить-то детей «подлинной истории» нужно начинать уже сейчас. И учить будут пока без оного. По методичкам, которые сейчас в авральном порядке создаются для преподавателей.
Более того, новые задания для ЕГЭ по истории уже поручено составлять именно в свете новых методических веяний, что восхитительно само по себе, так как пока что трудно себе представить конвертацию идеологии в формат теста. Уродливое детище – ЕГЭ – изрядно потешается над своими непутевыми родителями. Достаточно родителям нынешних выпускников вспомнить, как они готовились к устным экзаменам, будь то история, литература или биология, и сравнить с тем, как нынче готовятся к ЕГЭ их дети, чтобы понять фундаментальную разницу.
Отдельный пункт споров – пресловутый «идеологический мусор», от которого авторам предстоит избавиться. В свете указаний на то, что учебник должен быть объективным и беспристрастным, данный хлесткий фразеологизм можно понять как настойчивое пожелание не допустить в учебник каких-либо идеологических примесей вообще (то есть и прогосударственных в том числе), однако в то же время строжайше наказано убрать из повествований негативные коннотации, разного рода интеллигентские рефлексии и самобичевания.
Все это особенно трогательно смотрится рядом с не столь давним решением Минобра включить «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына в школьную программу по литературе. При таком раскладе ставить уроки истории после уроков литературы в 10-11 классах станет как-то чревато: Елена Малышева точно не одобрит.
В беседе с обозревателем KM.RU известный публицист и политолог Анатолий Вассерман призвал авторов единого учебника не стесняться делать его «идеологическим»:
– Герой пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», когда ему объяснили, что «все, что не стихи, – то проза», удивился, узнав, что всю жизнь он говорит прозой. Вероятно, точно так же и многие наши деятели либеральнутой ориентации удивились бы, если бы им сказали, что все, что они говорят, – это идеология. Просто потому, что вообще в принципе невозможно существовать вне какой-либо идеологии.
Если человек не осознаёт ту идеологию, которая лежит за его словами и делами, – это значит лишь то, что ему это осознание на данный момент не требуется. Однако такая неосознаваемая идеология куда опаснее уже в силу того, что человек не в состоянии контролировать манипуляции над его сознанием. И существующий в нашей Конституции запрет на установление любой государственной идеологии вовсе не означает, что мы живем вне ее. Это лишь показывает, что в нашей стране господствует антигосударственная идеология.
Также совершенно невозможно написать учебник истории, который был бы лишен какой бы то ни было идеологии вообще. Дело в том, что учебник истории в принципе невозможно сделать абсолютно объективным: уже хотя бы сам факт отбора каких-либо исторических сведений для включения в учебник диктуется именно идеологией его создателей.
И когда Владимир Владимирович говорит о том, что нельзя допустить наличия в учебнике идеологического мусора, то, независимо от того, что он сам вкладывает в эти слова, это может означать одно из двух: либо мы все же упорно пытаемся избежать присутствия в едином учебнике определенной идеологии и подспудно соглашаемся стать жертвами бессознательно внедряемой идеологии (вероятно, недружественной нам), либо мы сознательно решаем не допускать в учебник те деструктивные клише, которые способны здорово повредить стране и народу, и принимаем волевое решение, называем белое белым, а черное – черным, тем самым защищая себя от «сомнений» в том, победители мы или проигравшие. Естественно, лично я предпочту второй вариант.
– Почему вообще мы начали разговоры о едином учебнике истории без «сорняков» именно сейчас, а, например, не на старте «суверенной демократии», когда это было бы, как кажется, логичнее?
– Я полагаю, что мы наконец-то дозрели до осознанного обсуждения тех вопросов, которые раньше лежали где-то глубоко на заднем плане. Мы дозрели до принятия решений, что такое хорошо и что такое плохо. А дозрели именно потому, что долгий и печальный опыт попыток уклонения от таких решений доказал, что тот, кто не располагает своей осознанной идеологией, неизбежно оказывается подчинен идеологии, осознанной другими.
– Не поздно ли дозрели?
– Да, мы, конечно, в значительной степени запоздали с принятием ключевых решений, в том числе и этого, но у нас есть положительный опыт. В советское время, как известно, мы начинали с народа, воспитанного вообще на, мягко говоря, не очень подходящей для нас идеологии. Тем не менее, насколько я могу судить, советский народ стал несравненно лучшим, нежели то, что нынче наши идеологи пытаются соорудить ему взамен. И такой опыт «перевоспитания» не то что одного поколения, а целого народа позволяет надеяться на то, что и в этот раз мы сумеем выкарабкаться из той ловушки, в которую сами себя загнали.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1644
Рейтинг поста:
От Алекс Зес:
Не надо мыслить щаблонами 19 века. Не будет работать идеология в современных условиях и тому есть обьективные причины обусловленные действием законов природы в общественных процессах. Почитайте Триаду управления.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
hdkv,
вот что значит не прочитать сначала коменты других (это я про себя). солидарен с вашим мнением. это в 60х-80-х, желающим предметно возразить преподавателю пришлось бы недельки две пожить в библиотеке. сейчас, чтобы подобрать аргументы для грамотного вопроса, хватит и переменки между парами. диапазон вопросов настолько широк, что детская любознательность легко загонит в тупик любого историка.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста:
Правда в том, что, например, и СССР, и США победили во Второй мировой войне. Но в учебнике можно на десяти листах в красках расписать "героическую" высадку в Нормандии, после чего одной строчкой упомянуть, что и СССР провел несколько успешных операций. Это тоже будет правдой.
Поэтому прав Вассерман - без идеологии никак.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 657
Рейтинг поста:
Тут есть небольшая проблема. Дело в том, что все исторические исследования всегда велись на деньги правительства и с целью укрепления действующей идеологии:
- православные историки утверждали, что до них был ад, и сжигали книги;
- историки дома Романовых утверждали, что до них Россия была дикой страной, и сжигали книги;
- большевики утверждали, что до них в России был ад, и уничтожали архивы;
- Хрущёвские историки утверждали, что до них в России был ад, и чистили архивы;
- Ельцинские историки утверждали, что до них в России был ад, и чистили архивы.
Но вот появился интернет, и до общества наконец стало доходить, что ВСЯ история фальсифицирована. Если школьникам рассказать правду о
- полётах американцев на луну,
- войне в Чечне,
- приватизации,
- гибели подлодки Курск,
вы думаете, хоть кто-то здравомыслящий после этого будет верить в мифы про древний Рим и Татаро-монгольское иго?
История в современном мире - это один из главнейших инструментов зомбирования и порабощения. Эта штука помощнее СМИ, ФРС и ядерной бомбы - второй приоритет обобщенных средств управления. А вы хотите, чтобы вам власть сама добровольно правду дала? За правду придёться сражаться!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 118
Рейтинг поста: