Директор Центра постсоветских исследований Станислав Чернявский — о перспективах развития Молдовы.
На фоне киевского майдана обстановка в Молдове в период подготовки к Вильнюсскому саммиту Восточного партнерства и после него складывалась относительно спокойно. Противостояние власти и оппозиции не устояло под мощным воздействием «евроинтеграционной» пропаганды, усиленно ведущейся провластными СМИ. Тем более что внутри страны в целом наметился консенсус в пользу евроинтеграции с Брюсселем.
В сущности, не произошло ничего неожиданного, поскольку в течение всего постсоветского периода Евросоюз проводил целенаправленную стратегию по выводу Молдовы из зоны российского влияния. Шаг за шагом отношения Молдовы с Евросоюзом окутывались плотной сетью юридических обязательств, создавалось правовое поле сотрудничества. Все это происходило одновременно со значительными донорскими вливаниями. По данным министерства финансов республики, только за семь месяцев 2013 года Молдова получила 53,7 млн долларов в виде кредитов и 48,8 млн долларов в виде грантов. Как подсчитали эксперты молдавского независимого аналитического центраExpert-Grup, на каждого жителя республики в среднем пришлось по 30 евро внешней помощи, полученной за последние три года. Для примера: за тот же период Россия получила в среднем один евро на душу населения, а Украина — пять евро.
Республика Молдова — небольшое европейское государство, зажатое между Украиной и Румынией — чемпион постсоветского пространства по нестабильности политической власти. Незатухающий приднестровский конфликт, усиленная прорумынская пропаганда в пользу «воссоединения» и активная «подкормка» грантами способствовали созданию в молдавском обществе идеалистического представления о будущем страны в составе Евросоюза. Определенную роль в этом сыграла и политика России в отношении Кишинева, которая за последние 20 лет так и не приобрела каких-либо ясных очертаний. Как правило, она строилась на включении и выключении газового вентиля или резкого сокращения импорта молдавского вина и фруктов. Приднестровский конфликт поддерживался в тлеющем состоянии, а тираспольская элита активно использовала эту ситуацию в собственных корыстных целях. Все эти годы Россия собственноручно подталкивала Молдову в объятия Румынии и Евросоюза.
Таковы были внешние факторы в канун Вильнюсского саммита, на котором Молдова парафировала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом и егогосударствами-членами.
Примечательно, что текст соглашения (983 страницы!) стал доступен для ознакомления лишь через две недели после саммита — 2 декабря 2013 года его опубликовали в английском варианте на сайте молдавского правительства. Поэтому практическое обсуждение того, к каким последствиям приведет запланированное на сентябрь текущего года окончательное подписание соглашения, лишь начинается.
Сторонники дальнейшего сближения с Евросоюзом (среди них известные эксперты, профессиональные экономисты и менеджеры) утверждают, что только этот путь обеспечит процветание Молдовы. Хотя он и потребует значительных усилий и самоограничений со стороны всех слоев общества, сопряженных с медленным улучшением социального положения населения, а также упорной и повседневной борьбы с коррупцией. Ожидать немедленного роста благосостояния не следует, но в результате либерализации торговли с ЕС цены на товары народного потребления снизятся на 9% на одежду, на 3,3% на текстиль, на 7,1% на масла и жиры растительные и животные, на 3,4% на овощи и фрукты и на 2,1% на алкогольные и безалкогольные напитки.
Сторонники сближения с Таможенным союзом (ТС) приводят иные доводы. Они указывают на то, что упразднение беспошлинной торговли с СНГ, уничтожение общего экономического пространства с Приднестровьем, запрет на производство товаров для домашних хозяйств, снятие ограничений на продажу земель иностранцам — это лишь часть последствий, с которыми столкнется Молдова в результате интеграции с ЕС. Последствия снижения для Молдовы цены на российский газ в принципе сложно представить.
В условиях нынешней жесткой экономической конкуренции освободившееся место Молдовы на российском рынке будет занято другими странами, как это случилось в 2005–2006 годах, когда после разрешения Москвы на возобновление поставок вина ей удалось восстановить свои прежние позиции на российском рынке менее чем на четверть от прежних объемов. Ведущие производители вина из Европы, Америки и даже Австралии тут же заполнили освободившуюся нишу.
Наиболее весомый аргумент сторонников сближения с ТС — судьба многочисленных трудовых мигрантов. Сегодня две трети из более чем миллиона молдавских гастарбайтеров трудятся в России. Денежные переводы из-за рубежа составляют от 23% до 30% ВВП Молдовы и являются основным «двигателем» молдавской экономики. За первые 8 месяцев 2013 года молдавские трудовые мигранты перевели на родину через коммерческие банки около $1,21 млрд, что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
Разумеется, геополитический Рубикон в выборе между Таможенным союзом и ЕС будет перейден только после окончательного подписания Соглашения об ассоциации.
Формально подписание запланировано на осень текущего года. Однако надо учесть, что в конце мая 2014 года должны пройти выборы в Европейский парламент, затем будет сформирована новая Европейская комиссия, избран ее новый председатель. Те руководящие кадры, которые занимались Восточным партнерством, Брюссель покинут. Новым людям понадобится время, чтобы войти в тему. Да и в самой Молдове осенью текущего года ожидаются парламентские выборы и главной электоральной темой наверняка будут вопросы выбора интеграционного развития.
Все это время Молдова будет находиться в «подвешенном» состоянии — ни в ЕС на Западе, ни в ТС и Евразийском союзе на Востоке.
Разумеется, выбор собственного пути развития — суверенное право молдавской элиты, а противопоставление ЕС Таможенному союзу не имеет ни экономической, ни политической перспективы. Однако, как это неоднократно подчеркивалось в выступлениях Президента России В.В.Путина, Молдова, являющаяся в настоящее время членом СНГ и пользующаяся всеми предоставляемыми ей в этом межгосударственном объединении льготами, правами и возможностями в политической, экономической и гуманитарной сферах, окажется в совершенно новой для себя реальности. Перед Кишиневом встанут нелегкие проблемы, решать которые ему придется, опираясь на собственные силы, а что касается российско-молдавских отношений, то они потребуют, скорее всего, не перезагрузки, а коренной перестройки.
Источник: Портал МГИМО Источник: mgimo.ru.
Рейтинг публикации:
|