Пилотами российской гражданской авиации скоро будут работать гастарбайтеры
Лайнер Boeing-737 авиакомпании «Татарстан» разбился в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года. Все находившиеся на борту 44 пассажира и 6 членов экипажа погибли. Как было установлено в первые же часы после катастрофы, командир корабля - Рустем Салихов пытался посадить самолет. С первой попытки это у него не получилось, пилот решил уйти на второй круг, но не смог выполнить маневр и самолет сорвался в штопор.
Позже генеральный директор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниятуллин рассказал следователям, что командир разбившегося самолета ранее летал штурманом и в реальном полете ни разу не выполнял несложный в общем-то маневр по заходу на второй круг. У авиакомпании отобрали лицензию, а в Росавиации провели обыски и изъяли документации, связанную с подготовкой гражданских летчиков. Выяснилось много интересного. В частности, оказалось, что ФГУП «Учебно-тренировочный центр Санкт-Петербурга» выдавал летчикам допуски к полетам на основании поддельных документов. Таких «счастливчиков» оказалось более 60 человек из 14 российских авиакомпаний. Похожая картина сложилась и в других учебных центрах гражданской авиации. Против чиновников из Росавиации и взяточников-инструкторов возбудили уголовные дела. Фальшивые документы у «липовых» пилотов отобрали, но проблема подготовки летных кадров осталась...
Осенью 2012 года генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой отменить запрет иностранным специалистам работать в российской гражданской авиации. По данным Савельева, в России нехватка квалифицированных летчиков, способных управлять современными лайнерами, составляет около тысячу человек в год. Только в «Аэрофлоте» дефицит кадров среди командиров воздушных судов - 140 человек. Обращение Савельева к президенту поддержали и руководители других крупных авиаперевозчиков - «Трансаэро» и «Ютейр».
В апреле 2013 года во время «прямой линии» с президентом тема подготовки летчиков возникла снова. «Парк воздушных судов растет. При этом, к сожалению для меня, растет доля иностранной техники. Особенно это касается широкофюзеляжных самолетов. У нас есть проекты по созданию среднемагистральных самолетов – «Суперджет 100», М-21. Но широкофюзеляжных мы пока не делаем. Приходится приобретать, а это всегда опасно с экономической точки зрения, но мы вынуждены это делать, - рассказал тогда Путин. - При этом мы увеличиваем количество пилотов. Сейчас у нас пилотов готовят в шести учебных заведениях, но они по-прежнему дают мало выпускников. Полтора года назад мы выпустили 600 пилотов, в прошлом – 800, в этом - 940, а нужно 1200 в год».
Президент дал понять, что положительно относится к идее приглашения иностранных пилотов. «Правительство вышло с предложением внедрить квоту 200 человек в год на пять лет. При этом в документе речь идет о привлечении специалистов – членов экипажей, которые могут быть и командирами. Это все обсуждается. Решение будет приниматься исходя из интересов отрасли и самих пилотов».
И вот долгожданное решение приняло некие осязаемые черты. Минтранс подготовил законопроект об отмене положения Воздушного кодекса, запрещающего брать на работу иностранцев, а правительственная комиссия по законодательной деятельности дала на него положительное заключение. Казалось бы, все замечательно.
Однако, некоторые эксперты отрасли утверждают, что никакого дефицита летных кадров в России нет. Напротив, десятки летчиков не могут найти работу по специальности.
«Я лично знаю человек 20, которые хотят работать пилотами, у них есть четвертый уровень подготовки, но они никуда не могут устроиться на работу, - говорит летчик-испытатель Михаил Марков. - Они ходят на собеседования, но их волынят. И это длится годами. Я лично принимал участие в устройстве близких мне людей, и это не было легко. Я знаю, много людей и после летных училищ никуда не могут устроиться. Поэтому для меня это очень странный вопрос с дефицитом пилотов».
«По информации из российского профсоюза летного состава, сейчас работу ищут примерно 400 человек. О нехватке летного состава в основном говорит только один человек – глава «Аэрофлота» Савельев, - утверждает эксперт инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Алексей Захаров. - Да и то речь идет не о нехватке пилотов «вообще», а о нехватке командиров воздушных судов».
То есть, руководители крупных российских авиаперевозчиков элементарно не желают всерьез заниматься подготовкой кадров. Куда проще обратиться к президенту и получить разрешение на привлечение гастарбайтеров. Только не из Таджикистана и Киргизии, как в случае с подсобными рабочими или дворниками, а из Германии, где классных пилотов избыток.
«Неофициально говорят, что руководство компаний просто не желает отвлекать инструкторов на переподготовку вторых пилотов на командира воздушного судна. Дескать, опытный летчик должен возить пассажиров и приносить компании деньги, а не заниматься «педагогикой», – сообщил Захаров.
«Я так понимаю, что авиакомпаниям хотелось бы, чтобы пришел пилот в возрасте 43 лет с налетом 10 тысяч часов, чтобы он свободно говорил и писал на английском и уже был переучен на «Боинг» или те самолеты, которые есть в эксплуатации. Вот они и капризничают. Своими заниматься они, видимо, не хотят, так как их готовить надо», – считает Марков.
Нет, ей Богу, не хочешь, а вспомнишь Советский Союз, где каждый руководитель от мастера участка, на каком-нибудь заводе железобетонных конструкций, до министра, помимо всего прочего, отвечал еще и за подготовку кадров. Всерьез отвечали, и по производственной линии, и по партийной. Теперь проще - своих учить не надо, чуть что - возьмем из ближнего или дальнего зарубежья.
Вспоминается и совсем давнее, былинное событие 862 года, описанное монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в летописи «Повесть временных лет». Обратились тогда славянские послы к варягам: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами».
Неужели снова к этому придем?..
Источник: КМ.ру.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 245
Рейтинг поста:
разберём АО до минимальных составляющих: индивидуальных людей. Иванов, Петров, Сидоров, я - мы все чем занимаемся ? людям помогаем, максимально эффективно лечим/кормим/возим ? или мы максимально финансово эффективно обеспечиваемся-устраиваемся ? для чего живём ?