Скандальная ситуация, сложившаяся вокруг выборов в северных районах Косова, со всей определенностью указала на нежизнеспособность брюссельских договоренностей Белграда и Приштины как регулятора косовской проблемы. Намеченное на 17 ноября переголосование на трех избирательных участках в Косовской-Митровице ничего в этом положении не изменит. Косовские сербы не знают, кого им слушать, власть и оппозиция в Сербии сошлись в пропагандистском клинче
, а косовско-албанский режим погряз в собственных политических дрязгах. Всё это означает провал косовской политики Европейского союза и ошибочность расчетов на то, что мир, стабильность и сотрудничество в Косове могут торжествовать по указке Брюсселя. Комментируя звучащие из штаб-квартиры ЕС высказывания, косовская албаноязычная газета Koha Ditore съязвила, что они «не вселяют особых надежд на то, что Брюссель возьмет на себя какие-нибудь обязательства» .
Неспособность ЕС обеспечить нормальное проведение выборов, заранее объявленных судьбоносными для всего процесса косовского урегулирования, – не только вина, но и беда Евросоюза, объясняемая не в последнюю очередь размытостью общей политики ЕС на восточноевропейском направлении. Не случайно в те же часы, когда брюссельские чиновники согласовывали параметры повторного голосования в Косове, Еврокомиссия приняла решение отложить фактически на неопределенный срок принятие Болгарии и Румынии в Шенгенскую зону. Сначала председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в интервью французскому телевидению TF1 заявил, что «в будущем году ни Болгария, ни Румыния не войдут в Шенген», поскольку в вопросе присоединения этих стран к Шенгенскому соглашению «существует слишком большое сопротивление в ЕС». Баррозу напомнил, что в октябре текущего года против данного шага выступили Германия, Франция и Нидерланды.
А затем официальный представитель Еврокомиссии Фредерик Винсент, вместо того чтобы попытаться смягчить ситуацию, еще больше подлил масла в огонь, сообщив журналистам буквально следующее: «Мнение Еврокомиссии остается прежним: Болгария и Румыния готовы вступить в Шенген. Но в настоящий момент в ЕС сложилась такая ситуация, вследствие которой Шенгенское пространство не может быть расширено в 2014 году. ЕС не готов к этому». То есть Бухарест и София провели необходимую подготовительную работу для вступления в Шенгенскую зону, но «тройка» в лице Германии, Нидерландов и Франции (а также, по некоторым данным, Австрии и Финляндии) присвоила себе право говорить от имени всего ЕС и дезавуировать прежние рекомендации Еврокомиссии, которые открывали перед болгарами и румынами шенгенские двери при условии выполнения конкретных требований технического характера.
Ситуация насколько же скандальная, настолько и показательная. Показательная, поскольку демонстрирует сомнительную способность Евросоюза менять правила игры и пересматривать ранее принятые решения в угоду политической конъюнктуре. Одной рукой приглашая делегации республик бывшего СССР на саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе 28-29 ноября, Брюссель другой рукой показывает, что ни голос восточноевропейских государств, ни их деятельность по реформированию экономики или правовой сферы не имеют для ЕС решающего значения. Все решает «тройка», исходя из собственных внутриполитических соображений, расчетов и фобий.
Причем если Болгария и Румыния как члены ЕС, по крайней мере, могут рассчитывать на финансово-экономическое содействие той же Еврокомиссии или работающего с ней в единой антикризисной связке МВФ, то государствам-участникам «Восточного партнерства» в лице Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины на это рассчитывать не приходится. Предлагаемое подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом не даёт Украине и Белоруссии никаких гарантий в плане их последующего приема в эту организацию, но неизбежно ведёт к ломке всего складывавшегося на протяжении десятилетий и даже столетий комплекса хозяйственных связей регионального масштаба…
Согласно расчетам одного из ведущих российских экономистов советника президента России Сергея Глазьева, неучастие Украины в едином Евразийском экономическом пространстве как следствие одностороннего курса на интеграцию в ЕС обойдется в огромную сумму - в 250-300 млрд долларов. «В чем политический смысл всей этой кампании? Я не открою тайну, что главный политический смысл втягивания Украину в ассоциацию с ЕС заключается в банальной изоляции от России», - убежден Сергей Глазьев. А вице-премьер в правительстве России Дмитрий Рогозин напомнил, что подписание Соглашения об ассоциации с ЕС означает очень длительный процесс, в рамках которого Киев будет выполнять массу обременительных условий, в том числе для своей экономики, не имея перспективы полноценного вступления в ЕС: «Это как не в баню сходить, а как в предбаннике посидеть. Причем всю жизнь сидеть в предбаннике».
Что же касается Белоруссии, то, учитывая нынешний уровень взаимодействия Брюсселя и Минска, там речь может пойти даже не о предбаннике, а о «заднем дворе» Евросоюза. А ведь в очереди в Евросоюз стоят и балканские страны, в том числе многострадальная Сербия. Какие выводы они сделают для себя из нынешних коллизий вокруг Болгарии, Румынии и «Восточного партнерства»?